Клоунов, эквилибристов, жонглеров и гимнастов уже около полувека готовят в Республиканской школе циркового искусства в Дагестанских Огнях, единственном профильном учебном заведении на всем Северном Кавказе. Но для подавляющего большинства учеников школы увлечение цирком так и останется детским хобби – в Дагестане нет собственного цирка, где выпускники могли бы в дальнейшем работать.
Сейчас здесь учатся более 200 детей. Все занятия – бесплатные, от желающих нет отбоя. Нескольких детей привозят на занятия из Мамедкалы и Дербента. В этом учебном году руководство школы открыло подготовительный класс, куда берут детей с пяти лет.
— Мы берем обычно с 7-8 лет. Но в этом году взяли подготовительную группу еще, там дети помладше, шесть и даже пять лет. Как принимаем? Берем всех. Талантливых или, наоборот, неталантливых детей не бывает, — поясняет Абдулкерим Курбанов, директор школы циркового искусства. — Просто если ребенок в каком-то жанре что-то не может — боится, например, высоты, он будет ходить на акробатику или гимнастику. Мы даем ребенку возможность выбора.
Но один критерий приема все же есть: физические данные ребенка.
— Это основное. И, конечно, без справки от врача мы не берем детей, ведь могут быть какие-то противопоказания по состоянию здоровья.
— Дети сейчас хотят быть звездами. А кого из известных артистов цирка вы могли бы назвать?
— Так сразу на ум приходят братья Запашные.
— Кстати, вы ведь наверняка в курсе истории противостояния Эдгара Запашного строительству стационарной площадки в Москве для канадского цирка «Дю Солей». Запашный считает, что поддерживать нужно отечественный цирк, а не давать зеленый свет конкурентам.
— Я полностью поддерживаю Запашного. Нужно развивать наш, российский, цирк. Разве разрешили бы нам в любой другой стране строить помещения для цирка? Нет, конечно. Угробят наш цирк, который всегда был лучшим в мире и сейчас им остается. Правда, китайцы наступают на пятки. Что такое цирк «Дю Солей»? Это хороший бизнес-проект, там не выступают только одни канадцы, там выходцы из разных стран, в том числе много наших соотечественников. Под одним брендом собраны тысячи артистов.
***
Цирковая школа была основана в 1969 году Камилем Курбановым, уроженцем Даг. Огней. Он к тому времени работал артистом Киевского государственного цирка. Первое выступление состоялось 29 апреля 1969 года во Дворце культуры при заводе «Дагестанские огни». Камиль Курбанов показал силовой номер с гирями, ядрами и булавами. В финале номера силач скрутил из металлических гвоздей якорь и подарил его руководителю завода. После чего тот предложил Курбанову условия для работы. И уже через месяц в созданную цирковую студию «Юность» записались 80 детей. Первое выступление учеников Камиля Курбанова состоялось на новый 1970-й год.
Сейчас дело отца продолжает его сын, дочери и внуки также работают в школе.
Занятия в школе идут ежедневно в несколько смен, чтобы не отрывать детей от учебы в обычных школах. Обучение ведут 17 педагогов, практически все они — бывшие ученики школы. Две сотни детей учатся клоунаде, жонглированию, акробатике, эквилибру, хореографии и актерскому мастерству. Всего в школе работают семь отделений. Обучение ведется по разработанным в школе программам. Их составляли на основе учебных программ Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени Румянцева. Через пять или семь лет — зависит от выбранной специальности — дети получают дипломы об окончании цирковой школы.
На манеже сегодня тренируются акробаты и гимнасты. Девятилетняя Оксана Шамилова учится в школе уже год. Девочка ловко взбирается на плечи мальчишке постарше, который уже сидит на шее у преподавателя.
— Это мое любимое упражнение — завал, — объясняет Оксана после тренировки. — Мне не страшно, я точно знаю: если упаду — меня поймает учитель.
Акробатикой девочка занимается трижды в неделю, по утрам. После обеда третьеклассница ходит в обычную школу. Говорит, цирк не мешает учебе, да и родители довольны. А скоро и младшая сестра Оксаны тоже придет сюда учиться.
Рядом с манежем девочка чуть постарше с балансиром в руках аккуратно вышагивает по канату на высоте около двух метров. Длина балансира – пять метров, вес – 5-6 килограммов. Работает без страховки – как взрослые артисты. Через несколько проходов по канату задача усложняется: на голову девочке надевают подобие мешка. Но и это не мешает ей пройти по канату несколько раз, даже не пошатнувшись ни разу.
На втором этаже в это время репетируют в зале хореографии. В соседнем классе дети учатся работать с обручами. И в обоих классах – одни девочки.
— Уж не знаю почему, но девочек у нас гораздо больше, чем мальчиков, — пожимает плечами директор.
В основном родители приводят детей в цирковую школу ради физического развития, тем более что все это бесплатно. Есть и те, кто не разрешает своим детям участвовать в показательных выступлениях. Этот вопрос сразу оговаривают при приеме ребенка в школу. Другие не против выступлений, но просят, чтобы костюмы были более «закрытыми» — дагестанский менталитет.
— Для большинства детей – это хобби. Понимаете, отучится ребенок у нас, мы даем диплом об окончании ‒ куда он пойдет завтра работать? Если был бы государственный цирк у нас в республике ‒ были бы рабочие места. Они бы уже думали: «Ага, вот завтра, например, у меня есть выбор», — рассказывает Абдулкерим Курбанов.
***
В 1971 году коллектив стал народным цирком «Дагестан». В 1998-м на базе этого цирка была открыта Республиканская школа циркового искусства.
Сотрудники школы не раз обращались к чиновникам с просьбой о создании цирка. Цирк – это мечта всей династии Курбановых. До сих пор этот вопрос остается нерешенным.
— Цирк – это искусство. Оно нужно и детям, и взрослым. Такие эмоции, которые дает цирк, не даст ни одно другое искусство. Но чтобы работать здесь, нужно быть фанатом этого дела. Кто такой циркач? Даже не задумывался над этим. Это, наверное, призвание должно быть, ‒ говорит директор школы.
— Не помню, какой был год, — рассказывает он одну из курьезных историй. — На празднование Дня Конституции Дагестана мы приехали в Махачкалу выступать. Тогда у нас был большой автобус «Кубань». И вот мы выступили, собирались с площади пройти в сторону Русского театра. Каждый взял за руки детей и идем. Два зурнача наших потерялись. Барабанщик дошел до театра, а их нет. Искали, искали, почти до 12 ночи. Но зато хоть салют праздничный посмотрели. Уже, конечно, родители звонили, переживали, почему так долго. Мы решили ехать без них: не потеряются, взрослые же мужики. Выезжаем из города и встречаем их на посту ГИБДД. Они стоят в черкесках и папахах и играют. Оказалось, их какой-то гаишник увидел и забрал к себе на день рождения, отвез туда на пост.
— А вам не обидно слышать такие фразы, обозначающие что-то нелепое, где вспоминают цирк, например, «цирк уехал, а клоуны остались»?
— Нет, мне совсем не обидно. Это жизнь. То, что происходит в политике, например, ну мы же ведь сами выбрали этих депутатов. Вся наша жизнь — игра, — улыбается директор.
Анастасия Расулова
Читайте также:
Эквилибриум. Дагестанский пехлеван покоряет высоты
20 лет в небе. Дагестанский парапланерист — об экстремальных полетах
50 лет в ритме. Барабаны Дамиргаи Мамедова звучат по всему миру
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»:https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta