Но это поправимо. Если постараться
Фестивали по плаванию на открытой воде, республиканские чемпионаты, бесплатные обучающие тренировки – региональная федерация плавания без дела не сидит. Со стороны может показаться, что все у организации на мази и уже через пару лет Дагестан непременно обзаведется своими чемпионами мира и Европы. На деле все чуть сложнее. У федерации нет даже собственного бассейна, и на проведение упомянутых фестивалей, чемпионатов и обучающих тренировок приходится тратить массу усилий. О проблемах и достижениях в плавании «Молодежке» рассказали президент региональной федерации Аскандар Адамов и главный тренер дагестанской сборной Ахмед Раджабов.
«Нам сам бог велел развивать плавание на открытой воде»
– Расскажите о фестивале «SWIMCUP РД».
Аскандар: Это фестиваль на отрытой воде, который мы проводим второй год подряд совместно с общественной организацией «Профессиональная лига плавания». В прошлом году соревнования проходили в Дербенте, в них приняли участие 115 человек. В этот раз состязания прошли 17 и 18 сентября, и помимо Дербента мы поплавали еще и в Сулакском каньоне. Количество участников возросло: 165 человек из 30 городов России.
– А водичка-то не холодная была?
Аскандар: Вода была холодная, но каждый спортсмен был в гидрокостюме. Очень много отзывов было о прошлогоднем соревновании, буквально каждый участник подходил к нам и говорил: «Мы по многим городам мира ездили, но такого гостеприимства нигде не встречали». Я не хвалюсь, цену себе не набиваю, просто говорю, что есть. Поэтому и количество участников возросло… При этом их должно было быть еще больше: 250-300 человек. Но из-за известных событий последних дней количество сократилось, многие не приехали.
– Как себя показали наши ребята?
Аскандар: В разных категориях есть и первые, и вторые, и третьи места. К примеру, в возрастной категории от 14 до 17 лет золото завоевал Юсуф Курбаналиев (2000 метров). Среди мужчин серебро у Магомеда Шейхмагомедова, бронза — у Адама Адамова (2000 м). Среди женщин третье место заняла Мария Епихина (1000 м).
– Ахмед, насколько спортсмену тяжело перестроиться с закрытого бассейна на открытую воду?
Ахмед: Разница, конечно, есть, где плавать, но минимальная. Система подготовки что на открытой воде, что в бассейне одна и та же. Единственное, что может помешать участнику, – это волны или сильное течение. Но опытные ребята с этими трудностями справляются. Ну а спортсмены помладше этот самый опыт приобретают. Это изначально если человек в бассейне постоянно плавает и резко перейдет на открытую воду – ему будет сложно. А у нас в купальный сезон ребята по-любому на море ходят.
– Одним фестивалем вы не ограничились, насколько мне известно?
Аскандар: Верно. Параллельно с другой организацией РСОО «SwimRun» мы провели несколько заплывов там же в Сулакском каньоне. Первый этап состоялся еще в июне. Заплыв на 27 километров. На этой дистанции выступали только четверо пловцов. Это и понятно – не каждый проплывет такое расстояние. А второй этап – 1 октября. Две дистанции – на 11,5 км и 3,6 км. В следующем году обязательно повторим – мы живем на берегу Каспия, нам сам бог велел развивать плавание на открытой воде.
– Среди четырех спортсменов, рискнувших преодолеть дистанцию в 27 километров, были дагестанцы?
Аскандар: Нет, это серьезный заплыв, наши спортсмены пока не готовы.
– Когда можно ожидать появление дагестанского спортсмена, который сможет преодолеть такую дистанцию?
Ахмед: Сложно сказать. Мы в основном работаем в закрытых бассейнах. Если у кого-то из пловцов возникнет желание перестроиться и он начнет готовиться именно под такую дистанцию на открытой воде, то, конечно, у нас такой спортсмен появится. Но на данный момент говорить об этом рано. Мы пока выставляем наших пловцов на дистанцию 2-3 километра, смотрим, как справляются, и в целом довольны результатом.
«Вкладываешь в пловца все силы и душу, а он резко исчезает»
– Давайте поговорим о чемпионате и первенстве Дагестана на короткой воде, состоявшихся 28 и 29 сентября (дистанция 50 и 100 метров). Результатами довольны?
Аскандар: Да, соревнование прошло на высоком уровне, в нем приняли участие 130 человек. Это были отборочные состязания. В конце октября наша команда отправится покорять ЮФО и СКФО. Пока мы полностью команду не сформировали, но, думаю, она будет состоять не менее чем из 15 человек. Чего ждать, пока сказать сложно. В прошлом году мы выступили очень хорошо, завоевав 27 наград. Честно, сами не ожидали такого результата. Еще и один из наших парней выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Так иногда случается – кто-то возьмет да и выстрелит. То есть мы знали, что парень талантливый, но не ожидали, что он так быстро «доплывет» до кандидата. В этом году также будем рассчитывать на хорошие результаты.
– Иногда спортсмены «выстреливают», неожиданно показывают крутой результат. А как часто бывает, что появляется спортсмен, показывает результат, а потом бац — и пропадает?
Ахмед: У нас республика спортивная, многие родители понимают пользу плавания, отдают детей в бассейн, но через какое-то время забирают их на силовые тренировки. И спортсмен пропадает. Потому что на два вида спорта его уже не хватает. И, знаете, этот момент – он очень тяжелый и болезненный для любого тренера. Вкладываешь в пловца все силы и душу, а он резко исчезает. Эта ситуация чаще всего возникает из-за родителей, которые непременно хотят, чтобы их дети становились бойцами. Объясняешь им, что у ребенка есть перспектива, что у него получается, что он вон медальки завоевывает, а в ответ слышишь: «Ну, понимаете, у нас такая республика, культ силы, за себя нужно постоять», – все в этом духе. И это очень обидно.
Многие не до конца понимают, что это тяжелый вид спорта. Плавание развивает физические данные получше многих единоборств. К тому же оно очень полезное. Тут задействованы главные системы человеческого организма: нервная, дыхательная, кровеносная. Плавание помогает восстанавливаться. Все профессиональные спортсмены это знают: получил травму, нужно разрабатывать мышцу – идешь в бассейн.
«Каждый ребенок в стране должен уметь плавать»
– Мы живем возле моря. Означает ли это, что у нас ну хотя бы каждый второй умеет плавать – хватай такого, ставь ему технику, и вот – готовый чемпион?
Аскандар: Люди у нас плавать не умеют, поэтому, к сожалению, и тонут каждый год. У нас нет ни одного муниципального бассейна. Например, в Европе при детских садиках и школах есть бассейны – там плавать с самого детства учат. Научиться плавать – это ж не просто залез в воду, бултых туда, бултых сюда, смотри, мама, я пловец! Так не работает это.
Несмотря на отсутствие собственных бассейнов, мы так или иначе реализовываем некоторые федеральные проекты. Взять, к примеру, программу «Мы за спорт». Недавно реализовали ее в Хасавюрте совместно со спортивным обществом «Спартак». Провели 20 тренировок по обучению плаванию в бассейне «Лидер» – обучили более трехсот человек.
Есть очень хорошие федеральные проекты, которые подразумевают строительство бассейнов – из федерального бюджета выделяется до 80-90% необходимой суммы. С нас по большому счету — только земля под строительство. И остаток суммы. Но, к сожалению, республика по каким-то причинам не спешит реализовывать эти проекты. Может, получится найти меценатов. Каждый ребенок в стране должен уметь плавать. У каждого ребенка должна быть возможность приобрести этот навык. Это слова Владимира Сальникова, нашего прославленного пловца, четырехкратного олимпийского чемпиона и руководителя Всероссийской федерации плавания. И я с ними полностью согласен.
– И все же у дагестанских детишек есть возможность заниматься плаванием бесплатно?
Ахмед: Да, в Махачкале есть школа «Старт» на территории спорткомплекса «Земфира». Министерство спорта арендует там бассейн. Загвоздка только в том, что бассейн-то не резиновый, а желающих заниматься очень много. Некоторые стоят в очередях. Плюс приходится детишек отсеивать. Мы принимаем детей, 2-3 месяца занимаемся с ними, а потом проводим тесты. Кто не проходит, покидает секцию. Это вынужденная мера. Но даже те дети, которых пришлось отсеять, за несколько месяцев успевают научиться уверенно держаться на воде. Это уже большой плюс.
– Давайте будем верить, что долгострой на проспекте Имама Шамиля в Махачкале, центр водных видов спорта, однажды откроет свои двери. Что это нам даст?
Аскандар: Действительно, хочется в это верить, история все-таки длится двадцать лет, должна же она когда-нибудь закончиться. Ну, в первую очередь у нас появится собственный бассейн. И бассейн круглосуточный. Почему нужен именно такой? Чтобы подготовить спортсмена, который сможет достойно выступать хоть на российском, хоть на международном уровне, нужно как минимум лет десять. Пока он школьник, у него еще достаточно свободного времени, чтобы посещать бассейн в строго определенное время. Но вот он поступает в вуз, свободного времени становится меньше, и такой возможности он лишается. Бассейн должен функционировать круглосуточно – чтобы спортсмен мог приходить, когда у него есть время, и два раза в день тренироваться. По крайней мере, если речь идет о спорте высших достижений. Если говорить только о поддержании здоровья, то хватает и частных бассейнов. Но опять-таки многие ли семьи могут отдавать в месяц по 3-4 тысячи рублей за ребенка? А если в семье еще и несколько детей?
Второй, и тоже очень важный, момент, связанный с открытием центра, – мы наконец сможем сами проводить чемпионаты ЮФО, СКФО, а то и всероссийские соревнования. Пока мы этого не можем. Надеемся на лучшее. Министр спорта Сажид Халилрахманович бьется за нас, он хочет посодействовать развитию плавания в Дагестане. Мы рассчитываем на него, но понимаем, что не от него все зависит. Будем ждать позитивных сдвигов в этом направлении. Если центр откроется, плавание в Дагестане начнет развиваться на принципиально ином уровне.
Руслан Бакидов
Читайте также «Пожив в Дагестане, поняла, что сюда меня и тянуло»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»