О том, как грэпплинг появился в Дагестане
Грэпплинг в известной степени можно считать универсальным видом борьбы, поскольку он включает в себя технику всех борцовских дисциплин. Одной из отличительных особенностей грэпплинга является то, что спортсмены стремятся завершить схватку досрочно, с помощью удушающего или болевого приема. По одной версии, этот вид спорта основал шейх Тахнун бин Заид аль Нахаян из ОАЭ, по другой – борец из США Джин Лебелл, который и ввел в обиход слово «грэпплинг» (от англ. grapple «захват»). Турниры по данному виду спорта проводятся различными спортивными организациями: ADCC, North American Grappling Association, FILA. Он активно развивается по всему миру.
О том, как грэпплинг появился в Дагестане, «Молодежке» рассказал Мурад Абдуллаев, основатель региональной Федерации грэпплинга, старший тренер сборной России и директор спортивной школы «Агат».
Чемпионы с нашего двора
Я всегда был потребителем спортивного навыка. Я рос в очень спортивной семье. Мой отец активно занимался несколькими видами спорта и в каждом из них добился определенных результатов. Это был альпинизм, дзюдо, самбо, армейский рукопашный бой, парашютный спорт. Мама тоже из достаточно спортивной семьи. У нее было три брата, и все занимались вольной борьбой. Так что занятия спортом в моей семье было чем-то обыденным, как чистка зубов. Я успел попробовать свои силы во множестве единоборств, показывал определенные результаты, но достигнуть мировых высот по ряду причин не получилось. Отец умер, когда мне было пять лет. Мать упокоилась, когда я был подростком. И думать о том, как развиваться в спортивном плане, прогрессировать на серьезном уровне, уже не было возможности. Нужно было думать о работе и о том, как прокормить себя. В какой-то момент я потихоньку увлекся тренерским делом: собирал дворовых ребят, тренировал их. Мне нравился сам процесс, атмосфера, которая создавалась на наших занятиях. Это было хобби, увлечение, не более того. Всё изменилось, когда мои ребята сказали, что хотят выступить на чемпионате Дагестана по кудо. Я согласился. И все пятеро парней, которые попали на чемпионат, показали хороший результат – я уже не помню, кто проиграл, кто выиграл, но были и золотые, и серебряные награды. Это стало неким переломным моментом, когда я решил превратить свою тренерскую деятельность в профессию.
И Хабиб тут боролся
В 2009 году я познакомился с Абдулой Магомедовым, это родоначальник джиу-джитсу в нашей республике. Беседы и тренировки с ним и привили мне любовь к борьбе в партере. Абдула Магомедов – удивительный человек, это синергия внутренней силы и интеллекта. От него я узнал и о бразильском джиу-джитсу, и о грэпплинге, впервые услышал о ADCC (самая известная и престижная организация, проводит турниры с 1998 года. – Прим. «Молодежки»). Я никогда не пренебрегал чтением спортивной литературы. У меня от отца осталось очень много книг о самбо и дзюдо. Тренировки с Абдулой Магомедовым и чтение упомянутой литературы потихоньку начали формировать мое собственное видение тренировочного процесса. Сперва я тренировал джиу-джитсу, потом переключился чисто на грэпплинг. Вместе с моим хорошим знакомым Ибрагимом Гагаевым мы создали общий клуб. Он тренировал в Хасавюрте, я – в Махачкале.
Первый чемпионат Дагестана по грэпплингу мы провели в 2010 году. Пригласили три клуба. В их числе и знаменитый клуб Абдулманапа Нурмагомедова. Так что на первом чемпионате боролись и Хабиб Нурмагомедов, и Ислам Махачев, и Абубакар Нурмагомедов, все эти ребята, которые нынче являются звездами. Был клуб моего тренера. И мой клуб. Сейчас тяжело будет воспроизвести результаты, поэтому первых чемпионов Дагестана по грэпплингу я вам назвать не смогу. Всего было около 80 участников, что очень хороший показатель, как я считаю, так как мы не могли особо заинтересовать ребят в финансовом плане. Мы могли вручить им только медали и грамоты.
Знаете, есть такой любопытный момент: поначалу мы даже слегка стеснялись произносить слово «грэпплинг». Многие путали нас с греблей. Но уже к 2012-му у нас были свои чемпионы России, в 2015-м создали Федерацию, а в 2016-м дагестанские грэпплеры уже доминировали на российской арене.

Спасибо Волк-хану за это!
На сегодняшний день дагестанская школа знаменита сотнями ребят, которые побеждали в различных версиях на чемпионатах Европы и мира. Но одна из самых значимых побед, как я считаю, произошла в октябре 2014 года. Я имею в виду первую победу в истории России на чемпионате Европы ADCC среди профессионалов. Золотую награду сумел завоевать мой воспитанник Сурхай Асадулаев. Он проложил дорогу другим дагестанским спортсменам на этот престижный турнир. Любопытно, что задолго до Сурхая, в 1999 году, еще один дагестанец, Каримула Баркалаев, сумел победить на чемпионате мира ADCC. Прошло уже 26 лет, а он до сих пор единственный россиянин, сумевший завоевать золото на этих престижнейших соревнованиях. Как ему удалось сделать это в те годы, когда грэпплинг не то что в Дагестане, в России еще толком не развивался? Спасибо за это нужно сказать нашему Волк-хану. К тому моменту он уже потихоньку отходил от выступлений и стал помогать другим ребятам пробиться в ММА. При его поддержке молодой Каримула попал в Арабские Эмираты, где увлекся этим видом спорта и решил принять участие в чемпионате мира.

Знаете, я и сам своего рода фанатик
В 2018 году в Каспийске прошел чемпионат Европы по спортивной борьбе. Грэпплинг ранее включили в состав спортивной борьбы. И мы вместе с олимпийскими видами вошли в программу домашнего Евро. Грэпплеры открывали весь чемпионат. Незадолго до соревнований журналисты часто меня спрашивали, сколько медалей заберет наша команда. Я смело отвечал: восемь золотых. А внутри очень переживал, не перегнул ли палку. В итоге мы поставили абсолютный рекорд, завоевав 13 золотых медалей. Во что я сам не сразу поверил. Видимо, не учел фактор родных стен. Ребята боролись у себя дома, и желание победить было просто колоссальное. Во многих финалах сошлись представители дагестанской школы грэпплинга. Было много ярких схваток, зрители приняли турнир по грэпплингу на ура, и это еще сильнее заинтересовало аудиторию в нашем виде спорта. Есть такая поговорка: «Когда ты работаешь два часа в день, ты отстаешь, когда шесть часов – успеваешь, когда 10 часов – преуспеваешь, а когда 12 – тебя назовут фанатиком». Кажется, я фанатик грэпплинга. Иногда приятно бывает идти по улице и вдруг заметить, что рядом идут молодые парнишки и рассуждают о преимуществах грэпплинга над другими единоборствами, даже не зная, что позади них шагает человек, который сыграл определенную роль в развитии этого вида спорта.

Тут и до Олимпиады рукой подать
После Сурхая на чемпионате Европы ADCC побеждали и другие дагестанские спортсмены: Руслан Абдулаев, Магомед Абдулкадыров, Гаирбек Ибрагимов. В этом году нас своей победой порадовал Магомед Джарбаев. Он выступает практически в самой конкурентной весовой категории – 77 кг. На Евро в этом весе было заявлено более 100 грэпплеров. Благодаря этой победе он отобрался на чемпионат мира ADCC, который пройдет осенью следующего года. Будем верить, что в 2026 году у России появится второй спортсмен, который сумеет победить на этом турнире. Там его ждут очень серьезные соперники, с которыми он пока ни разу не пересекался. Например, Кейд Руотоло и Микаэль Гальвао – это самые яркие грэпплеры в этом весе на данный момент. Магомед готов проверить их на прочность. Он уже побеждал именитых топовых соперников, так почему бы не разобраться еще с Гальвао и Руотоло? Конечно, есть один фактор, который слегка смущает – на турнирах ADCC нет допинг-контроля. Наши-то ребята чистые, они постоянно проходят допинг-тест, но на чемпионате мира Магомеду Джарбаеву придется бороться с оппонентами, которые «химичат». Тут уж ничего не поделаешь. Почему в одних федерациях проводятся допинг-тесты, а в других нет, сложно сказать. Я думаю, здесь большую роль играет финансовый вопрос. Допинг-тесты – недешевое удовольствие. И, видимо, в некоторых федерациях предпочитают эти деньги потратить на организацию турниров.
Одна из причин, почему мы еще не забрали мировое лидерство, заключается не в том, что наши конкуренты знают что-то, чего не знаем мы, что у них лучше навыки. Нет. Всё довольно банально – отсутствие финансирования. Мы просто не можем выезжать на все турниры, в которых бы нам хотелось принять участие. Спортсменам приходится искать какие-то варианты, выезжать за свой счет или искать спонсоров. Получается далеко не у всех, разумеется. Но у грэпплинга есть шанс стать олимпийским видом спорта. Он очень популярен во всём мире. Грэпплинг появился относительно недавно, а сейчас этим видом борьбы занимаются практически во всех странах мира. В этом году первенство России проходило в Дагестане. В соревнованиях приняли участие более 1000 человек из 50 регионов страны. Я показываю тенденцию развития этого вида спорта. В 2015-м появилась федерация, а через 10 лет на первенстве страны выступает уже 1000 человек! И такое происходит во всём мире. И если грэпплинг будет включен в состав Олимпийских игр, нам будет гораздо проще выезжать на международные турниры, находить финансирование. Сложно перечислить все преимущества, которые дает олимпийский статус. Но как минимум мы сможем намного эффективнее привлекать внимание к этому виду спорта.
Руслан Бакидов






















