Ахмад Ахмадов доказал, что и в 37 лет можно начать заниматься спортом
В Дербенте 7 октября прошел турнир по грэпплингу Sport Unites Grappling Grand Prix 3. Третий из этой серии. Первые два проходили в Магарамкенте и в Дагестанских Огнях. Он собирает сильнейших грэпплингистов республики, в том числе и чемпионов мира, а также команды из Чечни и Азербайджана. Лига Sport Unites создана совсем недавно, и поводом для этого, как написано на сайте организации, стал уровень нынешних грэпплеров, как опытных и взрослых, так и молодых и амбициозных. Каждый год появляются новые имена и заявляют о себе.
Дважды победитель этого турнира Ахмад Ахмадов (77 кг) в свои 37 лет – дебютант подобных соревнований. Кроме того, он спортивный врач, и «Молодёжке» стало интересно, насколько могут сочетаться в одном человеке эти два вида деятельности.
— Мне очень нравится этот вид спорта, — начал Ахмад. – Получаю большое удовольствие от занятия грэпплингом. Очень многие сейчас занимаются им. Взять хотя бы последний турнир, где я участвовал и выиграл. Там соревнования начались в 11 утра и продолжались до девяти вечера. Причем спортсменов набралось на более чем 30 весовых категорий – от 18 кг и старше. Было забавно наблюдать за выступлениями четырехлетних грэпплингистов.
Лига Sport Unites проводит турниры на высоком уровне, где всё продумано до мелочей. Вплоть до поясов, которые получают победители. Это всегда приятно. А так можно считать этот турнир подготовкой к чемпионату мира в Баку, который пройдет с 18 по 22 октября.
— Ты спортивный врач. Как получилось, что увлекся единоборствами?
— Спортом занимаюсь всю жизнь. Не было такого в моей жизни, чтобы им не занимался. Я окончил медицинский колледж лет пять назад, с тех пор и лечу спортсменов. Но больше увлекаюсь восточной медициной – иглоукалывание, пиявки, массаж, кровопускание. Ее я изучил самостоятельно, очень увлекся. Ну и, к тому же, за эти годы стал неплохим психологом, научился общению со спортсменами.
У меня была и есть идея – открыть центр спортивной медицины, но пока поддержки в этом деле я не нашел. Не знаю, может, мы еще не доросли до этого. Вы представляете, на Северном Кавказе, который славится своими спортсменами, до сих пор нет такого центра?
А ведь сама природа тут лечит – море, горы. Был на турнире в Магарамкенте, а там – Самурский лес, обалденное место! Словами не передать, как красиво! Почему бы там не открыть этот центр? Или в Избербаше, на берегу моря. Можно в горах, я хотел у себя, в Чародинском районе сделать. Но… Пока не получается. У нас сколько спортсменов, и каждый второй травмирован – поясница, голова, колени выскакивают, суставы, а лечить кто будет? Если есть деньги, конечно же, можно в Германию поехать, в Израиль. Но не у всех ведь есть средства для этого. Вот и лечатся дома по бабушкиным методам.
— То есть на слабом уровне у нас спортивная медицина?
— У нас ее вообще нет. Есть физдиспансер, я еще по молодости ходил туда, чтобы перед соревнованиями справку взять. Болит что-нибудь? Нет? Держи справку. А с чего началась моя практика? Я занимался у Магомедэмина Гаджиева, сейчас глава Каякентского района. Он и посоветовал мне практиковать спортивную медицину.
— И как?
— Начали мы хорошо, я собрал команду, человек десять специалистов – травматолога, диетолога, психолога и так далее. Но у нас как бывает, люди сразу хотели большие деньги. Потихоньку остался я один (смеется). Сейчас мне помогает мой ученик и еще одна девушка, спортивный психолог, согласилась помочь. Сейчас ищем помещение для нее. А нам еще нужен хороший травматолог и диетолог. Диетолог особенно, без диеты, правильного питания в современном спорте очень тяжело. Далеко зачем ходить за примерами, взять того же Биляла Махова. Как мучился парень с весом, а нанял диетолога, и посмотрите, как он выглядит.
— Ты часто говоришь о психологии, но как-то у нас не принято изливать душу психологам…
— Считаешь? Я тебя уверяю – у любого чемпиона перед выходом на ковер, ринг есть мандраж. Вот мой друг Тимур Гайдалов, первый чемпион мира по боксу из Дагестана, с которым вы недавно опубликовали интервью, рассказывал, как впервые посетил психолога. Хотя тоже думал, что ему это не нужно. Но после разговора с ним Тимур по-другому начал относиться к боям. Тот же Майк Тайсон, который наводил ужас на соперников, тоже рассказывал в интервью, что он испытывает страх перед выходом на ринг. Это ведь спортивный мандраж, адреналин, никто не говорит, что вы струсили. Это нормальное явление.
— Вернемся к твоему увлечению грэпплингом. Когда ты им начал заниматься?
— Вообще-то, первый мой вид спорта – это вольная борьба, тренировался у Маирбека Юсупова. Но потом пришли 90-е, на экранах появились Брюс Ли, Чак Норрис, и я увлекся единоборствами. Добился некоторых успехов в ушу-саньда. Когда исполнилось 18 лет, опять потянуло в борьбу, но мое время уже ушло, наверно. Два года, как на работу, ходил в секцию вольной борьбы, даже в чемпионате Дагестана участвовал, но проиграл. В общем, успехов я не снискал в борьбе. После снова втянулся в «рукопашку», занимался у Азамата Гашимова. Два года ходил на тяжелую атлетику на стадионе «Труд».
Кстати, в тяжелой атлетике я дошел до кандидата в мастера спорта, как и в ушу-саньда.
И после этого, в мои 37 лет, увлекся грэпплингом, но им больше занимался для себя, пока вице-президент федерации по этому виду спорта РД Асхабали Халидов не сказал мне: «А почему бы тебе не попробовать себя в соревнованиях?» Вот после этого и выступаю.
— Успехи?
— Ну, я-то им всего три месяца занимаюсь. Принял участие уже в трех турнирах, в двух одержал победу. Мне очень нравится данный вид спорта! Грэпплинг — это шахматы — кто знает больше ходов, тот и победил.
— Кто это сказал?
— Я сказал (смеется).
— Не тяжело в 37 лет осваивать новый для себя вид спорта, да и вообще, заниматься спортом? Спортсмены обычно годам к 35 уже завязывают.
— Если бы до этого вообще не занимался спортом, то, конечно, было бы тяжело. Но я-то всю жизнь в спорте! Вот недавно был на сборах, и ту работу, которую я делал, двадцатилетние не могли делать. Так что отговаривать меня бесполезно, мне ж всего-то 37, не 150 же (смеется). Недавно видел по телевидению сюжет о женщине из США, которая в 78 лет получила черный пояс по тхэквондо. Ну, вполне возможно, что ей просто подарили его, но не в этом же суть. Ей наверняка говорят дома, ты же старая, сиди, вяжи, занимайся внуками, но она, тем не менее, занимается этим.
— Как принято в интервью, напоследок расскажи о каком-нибудь интересном случае из врачебной практики.
— Ко мне на приём пришел боец. Его имя настолько известно, что вслух не буду его произносить. Плечом мучился парень, хотя к кому только не ходил, что только не делал он. Минут двадцать я занимался его плечом, подними, опусти, после поставил банки. Хиджама – это целая наука, о ней можно тоже долго и много говорить. Сделал ему две-три насечки, выпустил кровь. Легче? Немного? В конце концов, нашел я нужную точку, выпустил кровь. Не болит, говорит. Начал отжиматься, на турнике висеть, не болит. Попросил его пока сильно не нагружать плечо. И что ты думаешь? Через месяц на турнире в Польше он этой самой больной рукой сделал удушающий сопернику.
— Только бойцы к тебе приходят?
— Почему же? И борцы бывают, и даже футболисты. Али Гаджибеков, когда приезжает на родину, заходит ко мне, его брат – Альберт, Сердер Сердеров. Из борцов – Абдусалам Гадисов, Шамиль Кудиямагомедов, Адам Батыров, который недавно Азиатские игры выиграл. Тимур Гайдалов бывает, Рамазан Эмеев, Асхабали Халидов, Сухраб Магомедов и Шамиль Алибатыров, тренеры клуба «Горец». В общем, много кто.
Магомед Омаргаджиев