На заре цивилизаций, когда старики были моложе, а шутки – смешнее (ладно, не так давно, подловили, буквально несколько десятилетий назад), спортом номер два в Дагестане считалось фехтование. На какое-то время оно ушло в небытие, но теперь потихоньку возрождается. И есть мнение, что будущие дагестанские олимпийцы уже нанесли своим соперникам первые уколы.
Конец и вновь начало
Первый дагестанец, завоевавший золотую награду Олимпийских игр, носил не трико и не кидал соперников на прогиб. Владимир Назлымов облачался в стильный фехтовальный костюм и «рубил» противников саблей. Да так искусно, что трижды становился олимпийским чемпионом, десять раз побеждал на чемпионатах мира и дважды признавался лучшим саблистом мира.
— Назлымов ведь не с неба упал, – говорит тренер по фехтованию Исмаил Джабраилов, – до него были мастера спорта, победители всесоюзных соревнований. Во многих дагестанских школах фехтование преподавалось как прикладной урок. Почему этот вид спорта был таким популярным? Так любовь подраться — у нас в крови. А наши предки всю жизнь ходили с холодным оружием. Одна беда – спорт-то недешевый.
И после того как Советский Союз стерли с глобуса, денег на развитие фехтования стало поступать все меньше и меньше. Тренерам нужно было зарабатывать на жизнь, они покидали школы, а вслед за ними уходили и их ученики. Последний выезд дагестанских фехтовальщиков на всесоюзные соревнования датируется 91-м годом. После этого – 25 лет затишья. И вот в 2016-м Дагестан посещает Назлымов. Тут же начинаются разговоры о возрождении фехтования и о том, что за него возьмется сам Владимир Аливерович и все теперь будет, как прежде – и деньги на развитие бурным Тереком хлынут, и призовые места на престижных соревнованиях себя ждать не заставят, всех вокруг на барбекю пустим. А если покажется, что всех – это мало, то всех и вся… Но Владимир Назлымов, конечно же, вернулся в США, где у него отличная работа. Деньги на развитие так и не хлынули… Но постепенно фехтование начало оживать.
Дикое фехтование
И где бы, вы подумали? В Хасавюрте. Вот уже два года юные атлеты осваивают здесь мастерство владения шпагой. Натаскивают местных ребят и девчат четыре тренера: Амирбек Богатов, Джабраил Исмаилов, Азамат Абакаров и Саида Мусаева. Примечательно, что Саида Мусаева вообще заглянула в школу фехтования лишь для того, чтобы отдать сюда своих сыновей.
— Я посмотрела, как занимаются ребята, мне так понравилось, что я сама решила тут остаться. Начала потихоньку тренироваться, выезжать на соревнования, а потом занялась и тренерской деятельностью.
Один из сыновей Саиды Тима, уже занимавший призовые места на различных состязаниях среди младших юношей (2008-2009 годы рождения), признался, что одновременно занимается шестью видами спорта.
— Везде успеваю, а что тут такого? — гордо говорит Тима. — С утра футбол, потом школа, потом фехтование. На следующий день уже другие тренировки.
Но больше всех мальчугану нравится фехтование. Тимур уверен, что именно занятия со шпагой однажды приведут его к олимпийскому золоту.
— Соперники его иногда недооценивают, – рассказывает мама Тимы, – он у меня маленький, иногда на голову ниже своих противников, и те думают, что легко его одолеют. Но Тимур шустрый, напористый, поэтому частенько их удивляет. Да, в фехтовании важна длина рук. Но скорость и характер важнее.
С характером у местных фехтовальщиков проблем нет. По словам Джабраила Исмаилова, в плане техники дагестанские шпажисты всегда уступали представителям других школ.
— Наше фехтование называли диким, – вспоминает Джабраил Исмаилов, – но оно работало. У наших детей огромное сердце. Есть воля к победе. Я так считаю: возьми любого нашего ребенка, позанимайся с ним лет 6-7, мастера спорта из него можно сделать.
В ближайших планах Джабраила Исмаилова сделать мастером спорта своего сына Джамбулата, одного из самых одаренных атлетов хасавюртовской школы фехтования.
— Я здесь ради него, – признается тренер, – вижу, у парня есть талант, будем работать. Я 27 лет шпагу в руки не брал, с 90-го года. Иногда снилось, что фехтую, просыпался, думал: к чему бы это? А в 2017-м снова открылась школа, я даже сам решил принять участие в соревнованиях. Среди ветеранов, естественно. Талант портвейном не зальешь, как говорится. Но слегка переоценил себя, на первых состязаниях пролетел, но потом дважды побеждал на Кубке Ставрополя.
На последнем соревновании, всероссийском турнире «Золотой клинок», Джабраил Исмаилов занял второе место, уступив лишь серебряному призеру чемпионата мира.
— Я ж тут с детьми занимаюсь, – объясняет тренер, – у меня нет партнеров для тренировок. Было бы с кем фехтовать, я бы на своих соревнованиях всех рвал.
Впрочем, теперь для Джабраила Исмаилова куда важнее научить «всех рвать» своих подопечных. И за два года ученики хасавюртовской школы уже достигли неплохих результатов. На недавнем всероссийском турнире в Пятигорске хасавюртовские шпажисты заняли четвертое общекомандное место (в прошлом году на этих же соревнованиях они и вовсе стали третьими).
— В личном зачете наши также отличились, – рассказывает Джабраил Исмаилов. – 10, 19, 23 и 43 место. И это среди 69 участников. Может показаться, будто ничего выдающегося наши спортсмены не показали. Но они-то со шпагой всего пару лет, а их соперники уже лет по пять-шесть занимаются, а то и дольше.
К бою готовы, да оружия нет
В общем, потенциал у хасавюртовских шпажистов есть. Разобраться бы с парой проблемок. По словам самого опытного из хасавюртовских наставников Амирбека Богатова, тренировавшегося еще с Владимиром Назлымовым, в школе не хватает инвентаря:
— У нас 16 костюмов на пятьдесят человек. Утром занимается одна группа. После них все куртки мокрые от пота. После обеда новые тренировки, с другой группой. Эти мокрые куртки дети не хотят надевать. Кто-то без них занимается, кто-то через силу надевает. Некоторые уходили из-за этого. Что было возможно, мы купили сами. Но инвентарь недешевый. Курточка — около 9000 рублей. Шлем – 4,5 тысячи. Перчатки – 1000 рублей. Шпага – 4900 рублей. С финансированием действительно все не очень хорошо. На соревнования также приходится выезжать за свой счет.
— Ну как конкурировать с Краснодаром, когда у них в залах, на мишенях, инвентаря больше, чем у нас на всю школу? – вторит Амирбеку Богатову Джабраил Исмаилов. – Наши мишени — это просто кружочки, намалеванные на досках. Я их сам рисовал.
По словам Амирбека Богатова, одного зала для занятий фехтованием мало:
— Да, наш зал хорошо подходит для занятий фехтованием. В самом начале тут вообще повсюду висели боксерские груши, а татами с пола мы убрали совсем недавно. Но детям нужен игровой зал, чтобы можно было играть в баскетбол, футбол, настольный теннис. Фехтовальщик должен быть всесторонне развит, ему необходимы дополнительные тренировки. В сентябре я постараюсь решить этот вопрос.
Ну а пока хасавюртовская школа держится на энтузиазме тренеров, энергетике учеников и общей вере в то, что рано или поздно фехтование получит ту долю внимания, какую заслуживает.
— Надежда умирает последней, – улыбается Джабраил Исмаилов, – если бы не было надежды, зачем бы мы сюда приходили? Я гораздо больше денег могу заработать на какой-нибудь другой работе. Я прихожу в зал ради этих детишек, ради своего сына. Будем тянуть эту тему, сколько получится.
И если получится тянуть эту тему достаточно долго… кто знает, может, кто-то из воспитанников хасавюртовской школы фехтования действительно зажжет на Олимпийских играх. Ведь зажигать на Олимпийских играх — у дагестанцев в крови.
Руслан Бакидов. Фото — автора
Читайте также:
Айзанат Муртазаева стала второй на этапе Кубка мира
Дагестанка на чемпионате Европы по фехтованию добралась до 1/8 финала
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta