В эти дни в нашей республике тренируется Сандип Томар – один из лучших борцов Индии. Здесь он нашел не только отличное место для сборов, но и нового личного тренера Магомеда Загулиева. «Молодежка» выяснила, как проходят дагестанские «каникулы» талантливого индийского вольника, желающего отобраться на Олимпийские игры в Токио.
Слово о Магомеде
Магомед Загулиев начал тренировать уже в 25. Не то чтобы ему надоело носить трико и самому завоевывать медали. Череда травм поставила крест на карьере спортсмена, а любовь к борцовскому ковру привела к тренерской деятельности. С 2001-го он натаскивал дагестанских ребят. А в 2013-м раздался звонок от Адама Барахоева, на тот момент консультировавшего национальную сборную Турции. «А езжай-ка ты к нам», — предложил Адам своему старому приятелю. «А почему бы и нет». Так в жизни Магомеда Загулиева открылась дверь, благодаря которой он обзавелся богатым опытом в подготовке зарубежных спортсменов. Из Турции Магомед отправился прямиком в Тунис.
«Президент федерации спортивной борьбы Туниса хотел, чтобы я сделал упор на индивидуальных занятиях с Маврой Амри, главной надеждой Туниса на олимпийскую медаль, – рассказал Магомед Загулиев. – Но я не хотел индивидуально заниматься со спортсменкой и предложил альтернативу: пусть она принимает участие в сборах национальной команды, тренируется с ребятами». В итоге такой подход принес результаты. Уже на следующий год на Играх в Рио Амри завоевала бронзовую награду, а еще через год на чемпионате мира в Париже – серебро.
Результат отличный, Тунис никогда не мог похвастаться обилием чемпионов в спортивной борьбе, однако с тех пор Магомед зарекся тренировать девушек.
«Борцов, откуда бы они ни были — из Турции, Туниса, Индии, России, – можно называть представителями одной национальности. У них один менталитет, одни и те же привычки. Поймешь, как тренировать турка, без труда найдешь общий язык хоть с китайцем, хоть с индусом, – рассказывает Магомед. – Но вот девушки… Девушки — это отдельная история. Ни за какие деньги я больше не соглашусь тренировать девушек. У них настроение не то что сегодня одно, а завтра другое… Смена может произойти в течение одной тренировки. Вот она веселая, добрая, открытая… А в следующую секунду заметит, что ты долго объясняешь что-то другой спортсменке. Ей покажется, что ты уделяешь ей меньше внимания, и тут же начнутся претензии. «А почему вы объясняли ей тот прием, а мне нет? Вам она больше нравится? Вы ей доверяете больше». И всё, ты ей уже не докажешь, что на самом деле ты не объяснял ей этот злосчастный прием, потому что у нее он и так хорошо получается. Всю тренировку она будет на тебя дуться».
И если работы с девушками Магомед удачно избегает по сей день, то от индивидуальных занятий ему «отвертеться» не получилось. Чем он, кстати, вполне доволен.
Томар и Ко
В феврале этого года команда из Индии решила провести сборы в Дагестане. Но вот беда: никого-то они здесь не знали. Да еще и языковой барьер. Тут на выручку пришел Юсуп Абдусаламов, серебряный призер Олимпийских игр в Пекине (2008 год), ныне возглавляющий сборную Польши. В мире вольной борьбы за ним закрепилась репутация человека, который с легкостью найдет общий язык с кем угодно и общих знакомых где угодно.
«Я, как и многие другие спортсмены и тренеры по всему миру, доверяю Юсупу безоговорочно, – рассказывает Магомед Загулиев. – Если он скажет мне: «Магомед, надо отправиться в такую-то страну, поработать с их командой», — я без лишних вопросов соберу чемоданы и поеду, куда он попросит. В феврале он позвонил, сказал, что у нас хочет потренироваться команда из Индии. Поинтересовался, не смогу ли я их принять, все им показать. Я ответил: без проблем».
Так в Дагестан десантировалась группа под названием «Сандип Томар и его команда».
«Сандип понимает: в Дагестане нет слабых вольников»
Сандип Томар (57 кг), чтобы вы знали, один из лучших борцов Индии (участник Олимпийских и Азиатских игр). И один из немногих индийских вольников, которых знают дагестанские любители борьбы.
«На сегодняшний день один из самых ярких вольников в дагестанской сборной – это Заур Угуев. А Сандип побеждал его на чемпионате мира. Благодаря этому о нем и заговорили в Дагестане», — объясняет Магомед Загулиев.
Сандип приехал вместе с личным физиотерапевтом, спарринг-партнером и представителем федерации сборной Индии, крайне улыбчивым и обаятельным мистером Кулдипом Сингхом. «Мистером» его в шутку называет Магомед Загулиев. Кулдипа Сингха это всегда сильно веселит.
«Я помог Сандипу подготовиться к международному турниру в Болгарии. Перед отъездом Кулдип предложил мне стать тренером Сандипа. Я сказал, что готов. В итоге из Болгарии они вернулись в Дагестан с серебряной медалью и со мной подписали контракт».
В Индии любят вольную борьбу. В деревне, откуда родом Сандип, три хороших борцовских зала. Правда, и сама деревня, по дагестанским меркам, нехилых размеров. В ней проживает 80 000 человек.
«Почти у каждой семьи во дворе дома есть собственный «борцовский ковер», — рассказывает Сандип. — На самом деле это просто обработанный кусок земли. В Индии есть национальная борьба. У нее много общего с вольной, но там ребята борются прямо на земле. А вот взрослые уже переходят на ковер и начинают заниматься непосредственно борьбой вольного стиля».
После пекинской Олимпиады федерация борьбы Индии сменила подход к подготовке борцов с общекомандного на индивидуальный. Самым перспективным ребятам, у которых есть реальные шансы проявить себя на Олимпиаде, подбирают команду и полностью оплачивают ее деятельность.
«В таком подходе одни плюсы, – считает Магомед. – Я не отвлекаюсь на других атлетов и готовлю только Сандипа. Решаю, где, как и когда он будет тренироваться. Я скажу: «Нужно ехать в Америку». Мне ответят: «Никаких проблем». Назову любую другую страну – та же самая реакция».
Контракт можно назвать поэтапным. Сейчас Сандип готовится к селекционному турниру в Индии. Он пройдет в середине июля. Если отберется на этих стартах на сентябрьский чемпионат мира, Магомед Загулиев продолжит работать с ним до мундиаля и до отборочных на Олимпийские игры. Пробьется на Игры в Токио, и контракт Магомеда с Сандипом будет продлен.
На данный момент под руководством Загулиева Сандип Томар принял участие уже в двух соревнованиях.
Борец из Индии победил на международных соревнованиях в Калининграде и остался без медалей на «алиевском», уступив во втором круге дагестанцу Хасанхусейну Бадрудинову.
«Я объяснял Сандипу, что в Дагестане нет слабых борцов. Особенно среди тех, кто отобрался на «алиевский», – рассказывает Магомед. – Но он увидел в другой группе Заура Угуева. И думал только о нем. Остальных воспринимал как борцов, которых просто нужно пройти, чтобы встретиться с главным оппонентом. А Бадрудинов — чемпион Европы и мира по юношам. Сандип взял у него пять баллов и расслабился. Этого делать не стоило. Теперь Сандип понимает, что если вольник из Дагестана, его следует воспринимать как очень серьезного соперника. Вне зависимости от того, слышал он о нем или нет».
«Ноу проблем», одни плюсы
По словам Сандипа, в Дагестане он не столкнулся ни с какими проблемами. Все его здесь радует, всем он тут доволен. Даже температура устраивает.
«У нас в Индии в это время года пожарче будет – градусов пятьдесят. Ну а люди тут очень похожи на нас. Веселые, отзывчивые, любят музыку».
Томар, как утверждает Магомед Загулиев, постоянно в наушниках: «Снимает только во время тренировок. Даже спит, кажется, с ними. Но слушает только индийскую музыку. Чужую не признает. Лезгинку танцевать пока не научился, но за этим дело не станет. Потанцевать индийцы любят».
Больше всего Сандипа поразили масштабы развития вольной борьбы.
«В каждом зале есть до десяти вольников, которые могут дать мне бой, – рассказывает борец. – И все дружелюбные. Подходят, предлагают себя в качестве спарринг-партнеров, что-то мне подсказывают или чему-то хотят научиться у меня».
По словам Сандипа, на данный момент он уже почти достиг пика своей формы. Занятия с дагестанским тренером не прошли даром. Сандип считает, что стал техничнее и решил некоторые проблемы с обороной.
«У меня были минусы в защите. Я мог прозевать проход в ноги. Теперь взломать мою оборону гораздо сложнее», — рассказал Томар.
Через пару недель Сандип и его команда отправятся на чемпионат Индии. Там окончательно станет ясно, чему индийский вольник научился во время дагестанских «каникул».
Руслан Бакидов. Фото — автора
Читайте также:
«Мама сказала: «Не волнуйся, ноги вырастут»
Сверхлюди существуют. И они – дагестанцы
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta