Интервью с художником-сюрреалистом Алибеком Койлакаевым — специально для газеты «Молодежь Дагестана».
Его картины украшают стены домов Ногайского района и за его пределами. Он творит непростые чудеса простым карандашом. А те, кто еще не знаком с его творчеством, могут познакомиться с ним на персональном сайте www.PAINTER-ALIBEK.RU.
Он проучился в художественном училище 4 года на мастера по дереву, затем продолжил обучение в Краснодарском государственном университете культуры и искусств, в Академии художеств. Его картины участвовали в выставках в Махачкале, Москве, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Пятигорске, Грозном и за рубежом.
— Алибек, расскажи нам, как ты стал художником?
— Еще будучи ребенком, я начал делать свои первые шаги в творчестве. Но почувствовал себя им именно после окончания Академии художеств, где проучился долгое время, приобрел много знаний, опыта. После учебы в техникуме, в академии я стал совсем другим человеком. Вырос в профессиональном плане. Этот период моей жизни — один из ключевых, поскольку является своего рода фундаментом, на мой взгляд, крепким, прочным и на всю жизнь. Учеба крайне важна!
— Как считаешь, кто такие творцы?
— Это люди, которые преследуют высокие цели и решают глобальные задачи. Для них всегда важен результат их работы. Мне кажется, что творческая личность – как оголенный провод, тонко ощущает энергетику, проходящую по его жилам, которая впоследствии обретает свою сущность. Творец — это тот, кто постоянно совершенствует свой разум и вкус.
— Ты рисуешь для собственного удовольствия или хочешь, чтобы твои работы видели люди, восхищались, переживали?
— Слава, конечно, сладка, но она не является моей целью. Я просто люблю рисовать, а мое творчество — и есть мое признание в любви к народу.
— А как рождаются образы твоих картин?
— Перед тем, как начать рисовать, я читаю много исторических книг, статей, летописей. Просматриваю видеоматериалы, хожу в музей, если выпадает такая возможность, как было с картиной «Золотой человек». Тогда я был в музее г. Астаны и лично изучал доспехи, историю картины и снаряжения в целом. После долгого и неторопливого анализа в моем воображении появляется определенный образ, который переношу на холст, используя при этом и сложную технику.
— Чего ждешь от своего творчества? Какова твоя цель? Что необходимо человеку, чтобы научиться видеть прекрасное?
— Есть такая очень хорошая цитата: «Не зная прошлого, невозможно построить свое будущее». Она хорошо выражает цель моего творчества. Именно изучая историю, то, что было, пройдено, удачи и неудачи прошлого, можно избежать ошибочных действий сегодня и завтра, строить и созидать новое. Вы поймите: сегодня глобализация стирает всё на своем пути, ее главная цель — человек и влияние на него. Стереть из сознания людей нормы морали, нравственности, духовности, истории. Это очень важно и крайне серьезно!
Моя цель – противостоять глобализации посредством творчества. Рассматривая мои картины, человек обязательно заинтересуется историей, а, начав изучать ее, сделает верный шаг вперед. Чтобы научиться видеть прекрасное, нужно просто быть довольным собственной жизнью, любить и уважать свою семью, верить в Бога. Когда у тебя есть всё перечисленное, мировосприятие меняется, начинаешь видеть красоту там, где ее ранее не замечал; ценить то, что ранее было менее важно; видишь совсем другой мир, где всё по-настоящему.
— Ты долгое время жил в Кабардино-Балкарии. Повлияли ее природа, горный воздух, краски на твоё мировосприятие?
— Да, я жил в Кабардино-Балкарии, но еще больше прожил в Дагестане. Очень люблю Кавказ. Восхищаюсь его природой, воздухом и горами. Находясь в Казахстане — стране равнин и степей, скучаю по Кавказу, потому что это моя Родина, я там родился и вырос. Он в моем сердце навсегда!
— По-твоему, в Астане подходящая атмосфера для творчества?
— Я работаю там уже более полутора лет. Атмосфера для творчества вполне подходящая. Это молодой, большой, красивый и перспективный город.
Я убежден, что искусство необходимо всем и всегда. А если говорить о востребованности искусства, то этим занимается время.
— Кто тебе близок в ногайской литературе?
— Кадрия Темирбулатова. Её стихи не теряют своей свежести, сколько бы лет ни прошло. И всегда актуальны.
— Кого из ногайских художников можешь назвать своими учителями? Кого ценишь из нынешних художников и писателей?
— Сильнейшую энергетику ощущаю от картин Сраждина Батырова. Он – Мастер. Из нынешних художников я бы выделил Алексея Беляева-Гинтовта.
— Скажи, пожалуйста, в искусстве главное — это поймать импульс, идею?
— Да, именно так. Добавлю от себя, что нужно идти и идти вперед, несмотря на внешние факторы.
Хочу всем читателям пожелать крепкого здоровья, удачи, любви и счастья! Знайте, именно вам я посвящаю все свои картины!
«Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их» (А. Камю).
Беседовала
Айнара Нургишиева