Один из лучших дагестанских лучников — о секретах своего вида спорта
Магомедариф Мирзаев никогда не ограничивал себя однообразной стрельбой по кругленьким мишеням. Он гасил свечу стрелой с двадцати метров, участвовал в ночных стрельбищах, когда и мишени-то не видно (большую часть времени), а на 3D-турнирах заманивал одиноких путников в свою палатку — чтобы угостить их чаем и печеньками. А потом во всех подробностях рассказал об этом корреспонденту «Молодежки». И заодно объяснил, почему турниры по 3D-стрельбе из лука — это круто, даже если на тебя несколько часов подряд льет дождь.
Как попасть в цветок с 70 метров. И не разозлить ботаников
— Раньше я считал, что погасить свечу стрелой просто невозможно. Смотрел видео, на которых лучники проделывают этот фокус, и думал: «Вах! Да как у них это выходит?!» А когда не знаешь, как, и некому объяснить, единственный способ понять — попробовать самому. Вот я и попробовал. Оказалось — ничего сложного: нужно, чтобы стрела прошла прямо по пламени. Если стрела пролетит чуть выше огонь может просто дернуться, но не погаснет. У меня пару раз так и вышло. Но где-то с третьей попытки я справился с задачей. Стрелял метров с двадцати. Тогда и понял: не всё, что в нашем спорте выглядит эффектно, — трудновыполнимо. Но зрителям об этом лучше не говорить. Тем более эффектность присутствовать должна. Так и себя подзадоришь, и зрителей.
На показательных выступлениях в Ингушетии я пригвоздил к мишени цветок клевера с 70 метров. Думаю, не все сразу поняли, что произошло. С такого расстояния цветок никто и не заметил — я его заранее закрепил. Подумали, наверное: ну, попал в мишень и попал, на то он и лучник. И только когда я предложил подойти к мишени и приглядеться, народ сообразил, во что я на самом деле целился.
«Становишься на позицию — и ничего не видишь»
— Самим лучникам тоже не должно быть скучно. Поэтому организаторы турниров стараются придумать для участников интересные испытания. Года два назад в Белгороде нам устроили ночные стрельбища. Становишься на позицию, и дальше двух-трех шагов ничего не видишь. Потом ненадолго включают свет рядом с мишенью — чтобы ты понял, куда вообще стрелять, и прикинул расстояние до мишени. Это в стрельбе один из ключевых моментов. Скажем, цель находится на расстоянии 30 метров. А ты определил дистанцию как 29 метров. И всё, твоя стрела уйдет сантиметров на пять от центра киллзоны (киллзона — в турнирах по 3D-стрельбе из лука участок на мишени, за попадание в который начисляются баллы; сама мишень выполнена в форме какой-нибудь зверюшки — прим. автора). А это значит, вместо 11 баллов получишь восемь, а то и пять. И все из-за того, что оплошал с определением дистанции всего на метр. В общем мишень подсвечивают совсем недолго. Ты ставишь стрелу на тетиву, концентрируешься и говоришь: «Готов»! Свет снова врубают. Всего на три секунды. За это время ты должен успеть выпустить стрелу. Такой турнир запомнился благодаря своей оригинальности. Ну, может еще сказалось, что я занял на нем первое место.
«Я этими пальцами тетиву не удержу»
— В детстве в горах, мы вооружались самодельными луками. Наконечники для стрел делали из консервных банок. Хват в те времена был неправильный. Держал стрелу пальцами, чтобы не ходила туда-сюда. Но если лук большой, так стрелу долго не удержишь. Поэтому профессионалы держат тетиву. Так что хоть и неправильно, хоть и из самодельных луков, но стрелять я любил с детства. А профессионально занялся этим делом только после 50. Ко мне пришел брат и говорит: «Магомедариф, у тебя глазомер хороший, в самый раз для стрельбы из лука. Пойдем к одному хорошему человеку, он тебе все покажет, может, мастером спорта станешь». Я смеюсь, говорю: «Вах, все время, что ли, так можно было».
Хорошим человеком оказался Джамал Махтибеков, президент дагестанской федерации стрельбы из лука «Шелковый путь». Не мне оценивать собственные достижения в спорте, но этим достижениям я во многом обязан именно Джамалу. Мне дали лук класса инстинктив, показали, что к чему… и уже через пару недель говорят: «Собирайся, едем на чемпионат Дагестана». А я так увлекся стрельбой, что за эти две недели стер себе пальцы — до них дотрагиваться нельзя было. Говорю Джамалу: «Какой чемпионат, я этими пальцами тетиву не удержу, хорошо, если они не отвалятся!». Он отвечает: «Ничего, я тебе напальчники дам». Так я и поехал на первый в своей жизни турнир по стрельбе из лука, даже не зная, что такое напальчники. Но они пригодились — я занял третье место.
А в 2018-м выполнил норматив мастера спорта в классе «блочный лук». Я этот блочный лук поначалу сильно не любил. Отказывался из него стрелять. Там смотришь на мишень сквозь малюсенькое отверстие прицела. Говорил: «Да ну что это за стрельба, так неинтересно!» А брат и Джамал все настаивали: «На инстиктиве мастером спорта не станешь, нет таких турниров». Они как меня убалтывали? Начинали разговор, слышали мой отказ, успокаивались. Но через некоторое время снова возвращались к этой теме с блочным луком. И так раза три-четыре. В конце концов я согласился, лишь бы они от меня отстали. И, видимо, правильно сделал.
В январе исполнилось два года одному из самых важных выстрелов в моей спортивной карьере. Он у меня до сих пор стоит перед глазами. У меня оставался один выстрел. И норматив мастера спорта России я выполнял только при одном условии — если зарабатывал максимальные десять очков. А рядом со мной, на соседней мишени, мой друг Шамиль Гебедов в аналогичной ситуации. Он верил в меня. Я верил в него. Может, это и помогло. Мы стали первыми мастерами спорта по стрельбе из блочного лука в Дагестане, кто-то из друзей говорил, что и на всем Северном Кавказе. Сейчас в Дагестане мастеров спорта по «блоку» уже человек семь-восемь.
Когда-то на чемпионаты и Кубки России из Дагестана отправлялись только два спортсмена: я и Шамиль. А на последнем Кубке страны было уже человек двадцать дагестанцев. Такими темпами мы обязательно доберемся до чемпионатов Европы, мира, а то и Олимпийских игр. Шансы на это есть, и шансы хорошие. Мне 56, и по меркам нашего вида спорта я далеко не старичок. У нас есть лучник, Абдула Гасанов, 59 года рождения. И он лучший в России по стрельбе из традиционного лука.
«Мимо дагестанской палатки не пройдет ни один лучник»
— Самое интересное в нашем виде спорта — это турниры по 3D-стрельбе. Это больше чем просто соревнования. Это своего рода маленькие приключения. Каждая мишень — проверка собственных возможностей. Таких мишеней расставлено на трассе 24 штуки. Сама трасса может быть длиной от двух до четырех километров. И пролегает она по лесам, горам и кочкам. Турниры длятся по несколько дней. Прямо под открытым небом. Сперва квалификация. Потом финалы. Еще и командные соревнования. Спортсмены часто ночуют в палатках. Собираются ночью возле костров, знакомятся друг с другом. Мимо дагестанской палатки просто так не пройдет ни один лучник. Обязательно к себе заманим. И пока он чай с нами не выпьет, всех наших угощений не попробует, мы его не отпускаем. И за это время мы успеваем с ним подружиться.
Конечно, 3D-стрельба — это не только приятное времяпрепровождение. Есть свои трудности. Часто соревнования проводятся на холмистой местности. Скатился со склона — растянул ногу. Летом в жару у некоторых спортсменов давление скачет. А на турнире в селении Рахата три часа шел проливной дождь. Сколько раз падали, вставали, скользили, все промокли на сквозь. На следующий день решили не выходить на стрельбище — спортсмены могли заболеть, а рисковать здоровьем лучников не хотелось.
Есть в нашем виде спорта и свои провокаторы. Например, становишься на рубеж и определяешь дистанцию. А позади тебя пара человек начинают шептаться. А как это бывает — когда кто-то говорит шепотом, ты инстинктивно начинаешь прислушиваться. Говорили бы они во весь голос, ты бы и внимания на них не обратил. А тут шепот. И шепчутся, конечно, о дистанции. Мол: «Да там, наверное, метров 15, не больше». А ты для себя первоначально определил, что дистанция — 16 метров. Но после их слов, хочешь — не хочешь, начинаешь сомневаться, в заблуждение себя вводишь.
К счастью, таких лучников не очень много. А в нашей команде их нет вовсе. Все знают, дагестанцы — самая веселая команда на любом турнире. Хоть под открытым небом, хоть на стадионе, хоть в закрытых помещениях. В помещениях лучники часто замкнутые. И тут появляемся мы, дагестанцы. Всегда в хорошем настроении. Хи-хи, ха-ха. И нет, поверьте, это никому не мешает. Мешало бы — вели бы себя тише воды, ниже травы. Но наше поведение, напротив помогает расслабиться, сбросить напряжение. Оттого к нам и тянутся.
Руслан Бакидов. Фото: Евгений Костин
Читайте также:
«У меня важный бой намечается, посоветуй книгу»
Силач из Кизляра гнет гвозди и арматуру. Следующая цель – схватка с диким львом
Пацаны, подтягивайтесь! История дагестанского Монстра статики
«Молодежка» в Telegram: https://t.me/molodejka05
«Молодежка» в Instagram: https://instagram.com/mdgazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в VK: https://vk.com/md_gazeta