Республика имеет возможность стать ключевым пунктом в возрождаемом торговом пути
На туристической выставке в Москве был представлен проект «Великий Шелковый путь», часть которого пролегает через Дагестан. Одно из его ответвлений проходит через Дагестан, и это дает возможность привлечь туристов к посещению Страны гор.
Минтуризма Дагестана разработал и апробировал туристский маршрут от административной границы с Калмыкией до государственной границы с Азербайджаном. Он проложен с учетом мест наиболее ценного культурно-исторического, природного туристско-рекреационного потенциала Республики Дагестан.
История пути
Древние караванные маршруты, которые служили для перевозки из Китая в Европу шелка и товаров народных промыслов, получили название Шелковый путь. Основание Шелкового пути относят ко II веку до н.э. В средние века венецианский купец Марко Поло назвал караванные пути шелковыми, так как основным товаром, который поставлялся в Европу, был шелк. Из Китая на Запад шли и караваны с чаем. С IIV — X веков по «Конной чайной дороге» они шли в Тибет, Непал и Индию, где китайский чай обменивался на тибетских лошадей. По объемам торгового оборота он немногим уступал традиционным маршрутам Шелкового пути, пролегавшим через Центральную Азию и Ближний Восток.
По территории Северного Кавказа был проложен один из маршрутов Великого Шёлкового пути из-за ирано-византийских войн VI — VII вв., когда персы блокировали торговые связи Византии, обложив греческих купцов высокой пошлиной. Караваны их пошли в обход державы Сасанидов, огибая Каспийское море с севера, двигаясь через Северный Прикаспий на Северный Кавказ.
Великий Шелковый путь стал причиной возникновения множества уникальных городов и государств. Веками шумели восточные базары, сотни лет купцы везли для продажи европейцам драгоценные шелка и камни, пряности и красители, золото и серебро, экзотичных птиц и зверей. В XII — XV веках Шёлковый путь начал приходить в упадок из-за множественных конфликтов в Средней Азии. Нашествие монголо-татар, поход Тамерлана, войны всех против всех свели на нет сухопутную торговлю.
Возрождение
Шелковый путь в настоящее время находится в стадии второго рождения. Инициатива «Один пояс — один путь» заключается в оживлении и возрождении древних торговых трасс. Это масштабная стратегическая программа сотрудничества Китая со странами прохождения Шелкового пути. Китай будет продвигать сотрудничество по линиям: сферы стратегий развития, транспортно-инфраструктурное, торгово-инвестиционное, валютно-финансовое, а также гуманитарное направления.
Среди регионов, которые включились в программу «Великого Шелкового пути»: Астраханская область, Республика Дагестан, Республика Татарстан, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Казахстан и другие страны и регионы. Так, например, в Астраханской области давно разработаны и эффективно используются туристические маршруты, обыгрывающие тему Великого Шелкового пути.
Дагестан и перекрестки Великого Шелкового пути
Известно, что одно из ответвлений Великого Шелкового пути проходило через Дагестан. Это дает хорошую возможность привлечь туристов из Поднебесной, как китайцы называют свою страну, к посещению Страны гор.
Первый заместитель министра по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан Виталий Демченко представил участникам семинара «Великий Шелковый путь» часть древнего маршрута, проходящую по территории РД.
Дагестан активно включился в рабочий процесс в рамках международного историко-культурного проекта «Великий Шелковый путь».
Проект охватывает 19 городов и районов республики. Участники маршрута смогут увидеть Кубачи, Унцукуль, Гоцатль, Балхар – места бытования народных промыслов, Гуниб, Хунзах, Ахты – знаменитые села Дагестана. Маршрут включает город Кизляр, родину героя войны 1812 года Петра Ивановича Багратиона; Кизлярский район, где находятся развалины городка XVI века и археологический памятник – городище II — III века до нашей эры. В Казбековском районе представится возможность увидеть чудо природы — Сулакский каньон, по глубине превосходящий Гранд-Каньон в США.
Далее маршрут проходит по Кумторкалинскому району, где находится песчаный бархан Сары-Кум — самый большой бархан в Европе, а также курганная группа II века до нашей эры. Туристы смогут посетить в районе Махачкалы поселок Тарки, известный с XV века как торговый центр, где проходил караванный путь в Дербент; побывают на смотровой площадке горы Тарки-Тау, откуда видна почти вся Махачкала.
Туристы поедут и в Дахадаевский район, где побывают в ауле мастеров-ювелиров Кубачи. Их ждёт древняя оборонительная башня, путешествие по улочкам-тоннелям старого аула, посещение музея Кубачинского художественного комбината, домашнего музея и мастерской кубачинского златокузнеца. Гости будут поражены разнообразием стилей обработки драгоценного металла и старинных видов промыслов, бытовавших в Кубачи.
Из Кубачи можно пешим ходом попасть в аул оружейников Амузги, где в старину изготавливались клинки, не уступающие по качеству дамасской и булатной стали. В 40-е годы прошлого века амузгинцы были насильно переселены на равнину, с тех пор селение Амузги так и не восстановилось, и только некоторые подвижники пытаются возродить древний промысел – изготовление качественных клинков и лезвий для шашек и кинжалов. Недалеко от аула Кубачи находятся развалины крепости Кала-Корейш, политического и религиозного центра Средневековья. Кала-Корейш сыграл значительную роль в истории Дагестана, насаждая по всей Стране гор ислам — где мирно, а где мечом и огнем.
Древний Дербент – перекресток дорог
Маршрут завершается в городе Дербенте – одном из древнейших городов России, перекрестке цивилизаций, связывающем Запад и Восток, Юг и Север. Дербент — самый южный город Дагестана и всей России, свидетель неоднократной смены эпох и цивилизаций. Он представляет собой неисчерпаемый ресурс для туризма.
В 2003 году ЮНЕСКО признало Всемирным наследием человечества старую часть города, особо выделив дербентскую двойную крепостную стену Сасанидов, которая на протяжении полутора тысяч лет использовалась в оборонительных целях персами, арабами, татаро-монголами и представляет собой памятник древнего персидского фортификационного творчества. В исторической части Дербента, называемой магалами, находится одна из древнейших мечетей мира, датируемая 733 — 734 годами.
Крепость Нарын-Кала площадью 4,5 гектара возвышается над городом. Внутри цитадели сохранились бани, резервуары для воды на случай осады, руины древних зданий, к числу которых принадлежат развалины шахского дворца и церковь пятого века, позднее перестроенная в храм огнепоклонников.
В августе 1722 года Петр Первый в персидском походе с большой армией пришел в Дербент, где его торжественно встретили, вручив серебряный кинжал кубачинской работы и книгу «Дербент-наме», в которой рассказывается история города. Царь обратил внимание на исторические памятники. Ученые из его свиты, такие как Кантемир, дали первое описание исторических памятников, открыв тем самым изучение древнего города. Сегодня «Домик Петра I» — мемориальный комплекс, несомненно, интересный туристам.
Новые маршруты для туристов в Дагестане
Великий Шелковый путь оставил дагестанцам уникальное наследие, которое мы обязаны бережно хранить. Совместно с Министерством по делам Северного Кавказа, Российским агентством по туризму, Министерством культуры России был организован тур по этому маршруту с участием ведущих туроператоров Китайской Народной Республики и регионов России в сентябре 2016 года. В Республике 6474 памятника культуры и архитектуры, из которых 4517 — регионального значения, федерального значения — 1933, а 25 памятников истории находятся под охраной ЮНЕСКО. В перечень исторических городов и поселений России включены города Дербент, Махачкала и Кизляр, а также селение Тарки.
Совместно с Государственным университетом туризма и сервиса в Махачкале были подготовлены экскурсоводы на эти маршруты. Они прошли «боевое крещение», принимая первые поезда чайного экспресса.
В рамках реализации проекта «Великий Шелковый путь» разработаны новые маршруты, такие как «Дербент-2000», «Кубачи — аул златокузнецов», «Гуниб — жемчужина Кавказа», «Путешествие по древнему Кайтагу» и другие.
По движению маршрутов создается сеть гостевых домиков с необходимыми условиями для пребывания гостей. Нам нужно понимать, что современные туристы хотят путешествовать с удовольствием и бытовыми удобствами, останавливаться в гостиницах с ванными и вай-фаем. Если Дагестан хочет привлечь туристов, необходимо создавать им хорошие условия.
Саид Ниналалов