В Этноцентре открылась выставка Бориса Войцеховского
Хотите поднять себе настроение в эти промозглые осенние дни и окунуться в мир ярких красок и доброго юмора? Тогда вам непременно стоит сходить в Центр этнической культуры на выставку «В кIазе только девушки» известного московского журналиста и писателя Бориса Войцеховского. Рисунки, выполненные в жанре этнокомикса, популярно, легко и ярко рассказывают о знаменитом дагестанском селе Кубачи. Но не так, как обычно о нем рассказывают, – с пафосом и придыханием, – а просто, по-человечески. Так, что Кубачи становятся близкими и знакомыми всем.
Это уже третий творческий проект Войцеховского о ставшем ему второй родиной селе Кубачи. Сначала у Бориса вышла небольшая книжка-блокнот про Кубачи. После нее на след Войцеховского и «напала» известный дагестанский искусствовед, замдиректора Национального музея Джамиля Дагирова, предложившая автору выйти со своими рисунками в свет. Так родилась выставка «Кубачи. Пирожки и туманы», где были представлены шутливые рисунки автора о кубачинской жизни.
И вот новый проект журналиста. И снова в центре внимания Кубачи и кубачинцы, и вновь зритель погружается в наполненный добрым юмором мир образов художника, в котором каждому тепло и уютно.
На новой выставке представлено 11 авторских графических работ плюс три серии и комиксы. Последние, к слову, приковывают к себе особое внимание зрителей. Истории в рисунках, сопровождаемые веселыми рассказами автора, цепляют прям с первого взгляда.
«Как родилась эта выставка? Я давно наблюдала за творчеством Бориса, а в прошлом году познакомилась с его очень крутым проектом «Легенда об Амузги». Тогда Борис своими работами оживил мертвое село. После этого, можно сказать, я и заболела Войцеховским. В нашем Этноцентре план работы бывает расписан загодя, но порой ты влюбляешься в художника, в его работы и немного этот план сдвигаешь. Так произошло и в этот раз. Я рада, что Борис и его крутые рисунки радуют нас и наших гостей», – высказалась куратор выставки Патимат Гусейнова-Шаруханова.
Говоря о проекте «В кIазе только девушки», автор и составитель выставки Борис Войцеховский отмечает, что выставка прежде всего о том, что человек должен жить и получать от этой жизни удовольствие.
– Мне хотелось, чтобы люди пришли на эту выставку и увидели не стандартный дагестанский суповой набор для туристов – горы, орлы, горянки… Хорошо, что это есть, это прекрасно, но это далеко не всё. Поэтому Кубачи на моих рисунках – это куда больше, чем Кубачи, – объясняет автор. – Я хотел показать в рисунках обычную жизнь людей. Жизнь, в которой есть любовь, радость, грусть и, главное, желание жить. В Кубачи много чего можно еще найти и раскрыть. Когда туда приезжают туристы, они видят обычный, хоженый всеми маршрут – старое село, башня, видят тетушек в платках. Это, конечно же, здорово, но, мне кажется, скучно. Хотелось показать Кубачи, которые не видны туристам: как и чем живут люди, как они общаются друг с другом, рассказать какие-то истории, связанные с селом.
– Кстати, об историях. Комиксы про Мунги Ахмеда и Фатиму из башни – это истории о реальных людях?
– Конечно же! Вот, к примеру, Мунги Ахмед. Когда мы только с Заирой поженились и я приехал в Кубачи, я рылся, смотрел какую-то кубачинскую литературу, прочитал Ахмедхана Абу-Бакара. Следующим на очереди был Мунги Ахмед. У него, к сожалению, очень мало стихов, переведенных на русский язык. Их всего, наверное, семь-восемь, но они ужасно кайфовые. Они о человеке, который любил жизнь. Очень многим дагестанцам не хватает самоиронии, некой смелости рассказывать о себе не как о каком-то памятнике, а просто о чем-то жизненном. Вот Мунги Ахмед имел эту смелость. Это был человек, с которым хочется сесть рядом, выпить с ним, чтоб он достал свой чугур, спел свои песни, рассказал о своих похождениях. Как он путешествовал в Париж, ходил там к женщинам с низкой социальной ответственностью, как пробухал там бабки, как продал все инструменты и вернулся в Кубачи, поняв, что круче Кубачи нет ничего. Обо всем этом он и рассказывал в своих простых, без пафоса, стихах. И это жизнь в чистом виде. Она бывает такая. Ты веселишься, получаешь удовольствие, зарабатываешь, просираешь все, что заработал, и что-то для себя открываешь.
Фатима из башни тоже вполне реальна. Да, она горянка, кубачинка, но это не значит, что она стойкий оловянный солдатик и должна только обслуживать семью, своего мужа. Она живая, и она может плакать, может переживать, у нее есть какие-то внутренние драмы. Это нормально. Мы все так живем.
– Как кубачинцы относятся к вашим работам? Принимают ваш юмор?
– Я понимаю: что бы ты ни делал, все равно найдутся те, кому это может не понравиться, всегда будут те, кто может сказать, что про Кубачи надо писать только с придыханием, возвышенно: про белые туманы, белоснежные казы, про гордых горянок и златокузнецов (кстати, ненавижу это слово). Но это все какой-то пресс-релиз, скукотень, как говорит мой племянник. А ведь жизнь – это не пресс-релиз. Она нормальная, она человеческая. И Кубачи – тоже не пресс-релизный. Там тоже люди, которые живут, умирают, влюбляются, страдают, у них могут случаться какие-то драмы, совершенно идиотские жизненные ситуации. И почему об этом нельзя говорить?
***
Судя по тому, какой живой интерес вызвала выставка, вот об этом как раз таки и интересно людям узнавать. На открытии проекта мало кто смог остаться равнодушным к рисункам художника.
«У Бориса совершенно своя, самобытная манера. Да, можно найти параллели с различными мировыми произведениями, но искать не хочется. Просто хочется смотреть и наслаждаться. Выставка поражает, с одной стороны, виртуозностью, удивительным пластическим мышлением художника, смелыми цветовыми сочетаниями, которые не раздражают, – зритель внутренне это все принимает и наслаждается. Но самое главное, что есть в работах автора, – это его удивительная любовь к Кубачи, которая пронизывает каждый рисунок. Кубачи нельзя не любить. При всей своей открытости, доброжелательности село сохраняет некую свою тайну, и много чего в нем есть, что хочется узнать, понять. И к этому многому хочется прикоснуться, хочется это изучать, хочется, чтобы это стало какой-то частью и твоей жизни. Но при этом мы понимаем, что до конца эта тайна нам не будет открыта, и, наверное, это тоже замечательно.
Борис, как мне кажется, очень смело внедряется во все сферы кубачинского быта, культуры, но самое главное, что все это делается через любовь. Я думаю, что это как раз и помогает Войцеховскому постигать тайну Кубачи. Желаю успехов художнику», – поделилась своими впечатлениями о работах и выставке «В кIазе только девушки» известный дагестанский искусствовед Татьяна Петенина.
«Конечно же, мой фаворит – работа «Париж-Кубачи». Это просто супер! Спасибо автору! А еще я очень рада, что первая брачная ночь, а точнее, первая выставка «Кубачи. Пирожки и туманы», открывшая нам художника, была у нас, в Национальном музее. Борис – талантлив до невозможности. Этот его добрый юмористическо-сатирический подход очень точно, органично садится на древнюю кубачинскую почву. Настолько емко образы передают какие-то известные всем нам вещи. Именно так надо о народах говорить», – делится мнением другой известный искусствовед, куратор многих выставочных проектов Джамиля Дагирова.
Обращаясь к художнику лично, она в шутку предложила: «Может, вы еще женитесь на ком-нибудь, чтобы так ,же ярко, образно раскрыть характеры аварцев, лакцев, кумыков и других национальностей нашего Дагестана?»
Ну а пока Борис Войцеховский подумывает над этой мыслью, приходим и смотрим на его рисунки, читаем комиксы и по задумке автора выставки — улыбаемся, радуемся жизни.
Диана Магомедова
Читайте также «Теперь мы знаем: Дагестан – это там, где Расул»