В Этноцентре открылась выставка Бориса Войцеховского
Хотите поднять себе настроение в эти промозглые осенние дни и окунуться в мир ярких красок и доброго юмора? Тогда вам непременно стоит сходить в Центр этнической культуры на выставку «В кIазе только девушки» известного московского журналиста и писателя Бориса Войцеховского. Рисунки, выполненные в жанре этнокомикса, популярно, легко и ярко рассказывают о знаменитом дагестанском селе Кубачи. Но не так, как обычно о нем рассказывают, – с пафосом и придыханием, – а просто, по-человечески. Так, что Кубачи становятся близкими и знакомыми всем.
Это уже третий творческий проект Войцеховского о ставшем ему второй родиной селе Кубачи. Сначала у Бориса вышла небольшая книжка-блокнот про Кубачи. После нее на след Войцеховского и «напала» известный дагестанский искусствовед, замдиректора Национального музея Джамиля Дагирова, предложившая автору выйти со своими рисунками в свет. Так родилась выставка «Кубачи. Пирожки и туманы», где были представлены шутливые рисунки автора о кубачинской жизни.
И вот новый проект журналиста. И снова в центре внимания Кубачи и кубачинцы, и вновь зритель погружается в наполненный добрым юмором мир образов художника, в котором каждому тепло и уютно.
На новой выставке представлено 11 авторских графических работ плюс три серии и комиксы. Последние, к слову, приковывают к себе особое внимание зрителей. Истории в рисунках, сопровождаемые веселыми рассказами автора, цепляют прям с первого взгляда.
![](https://md-gazeta.ru/wp-content/uploads/2021/09/IMG_4656-1.jpg)
Фото: Евгений Костин.
«Как родилась эта выставка? Я давно наблюдала за творчеством Бориса, а в прошлом году познакомилась с его очень крутым проектом «Легенда об Амузги». Тогда Борис своими работами оживил мертвое село. После этого, можно сказать, я и заболела Войцеховским. В нашем Этноцентре план работы бывает расписан загодя, но порой ты влюбляешься в художника, в его работы и немного этот план сдвигаешь. Так произошло и в этот раз. Я рада, что Борис и его крутые рисунки радуют нас и наших гостей», – высказалась куратор выставки Патимат Гусейнова-Шаруханова.
![](https://md-gazeta.ru/wp-content/uploads/2021/09/IMG_4732-1.jpg)
Фото: Евгений Костин.
Говоря о проекте «В кIазе только девушки», автор и составитель выставки Борис Войцеховский отмечает, что выставка прежде всего о том, что человек должен жить и получать от этой жизни удовольствие.
– Мне хотелось, чтобы люди пришли на эту выставку и увидели не стандартный дагестанский суповой набор для туристов – горы, орлы, горянки… Хорошо, что это есть, это прекрасно, но это далеко не всё. Поэтому Кубачи на моих рисунках – это куда больше, чем Кубачи, – объясняет автор. – Я хотел показать в рисунках обычную жизнь людей. Жизнь, в которой есть любовь, радость, грусть и, главное, желание жить. В Кубачи много чего можно еще найти и раскрыть. Когда туда приезжают туристы, они видят обычный, хоженый всеми маршрут – старое село, башня, видят тетушек в платках. Это, конечно же, здорово, но, мне кажется, скучно. Хотелось показать Кубачи, которые не видны туристам: как и чем живут люди, как они общаются друг с другом, рассказать какие-то истории, связанные с селом.
– Кстати, об историях. Комиксы про Мунги Ахмеда и Фатиму из башни – это истории о реальных людях?
– Конечно же! Вот, к примеру, Мунги Ахмед. Когда мы только с Заирой поженились и я приехал в Кубачи, я рылся, смотрел какую-то кубачинскую литературу, прочитал Ахмедхана Абу-Бакара. Следующим на очереди был Мунги Ахмед. У него, к сожалению, очень мало стихов, переведенных на русский язык. Их всего, наверное, семь-восемь, но они ужасно кайфовые. Они о человеке, который любил жизнь. Очень многим дагестанцам не хватает самоиронии, некой смелости рассказывать о себе не как о каком-то памятнике, а просто о чем-то жизненном. Вот Мунги Ахмед имел эту смелость. Это был человек, с которым хочется сесть рядом, выпить с ним, чтоб он достал свой чугур, спел свои песни, рассказал о своих похождениях. Как он путешествовал в Париж, ходил там к женщинам с низкой социальной ответственностью, как пробухал там бабки, как продал все инструменты и вернулся в Кубачи, поняв, что круче Кубачи нет ничего. Обо всем этом он и рассказывал в своих простых, без пафоса, стихах. И это жизнь в чистом виде. Она бывает такая. Ты веселишься, получаешь удовольствие, зарабатываешь, просираешь все, что заработал, и что-то для себя открываешь.
![](https://md-gazeta.ru/wp-content/uploads/2021/09/IMG_4693-1.jpg)
Фото: Евгений Костин.
Фатима из башни тоже вполне реальна. Да, она горянка, кубачинка, но это не значит, что она стойкий оловянный солдатик и должна только обслуживать семью, своего мужа. Она живая, и она может плакать, может переживать, у нее есть какие-то внутренние драмы. Это нормально. Мы все так живем.
– Как кубачинцы относятся к вашим работам? Принимают ваш юмор?
– Я понимаю: что бы ты ни делал, все равно найдутся те, кому это может не понравиться, всегда будут те, кто может сказать, что про Кубачи надо писать только с придыханием, возвышенно: про белые туманы, белоснежные казы, про гордых горянок и златокузнецов (кстати, ненавижу это слово). Но это все какой-то пресс-релиз, скукотень, как говорит мой племянник. А ведь жизнь – это не пресс-релиз. Она нормальная, она человеческая. И Кубачи – тоже не пресс-релизный. Там тоже люди, которые живут, умирают, влюбляются, страдают, у них могут случаться какие-то драмы, совершенно идиотские жизненные ситуации. И почему об этом нельзя говорить?
![](https://md-gazeta.ru/wp-content/uploads/2021/09/IMG_4670-1.jpg)
Фото: Евгений Костин.
***
Судя по тому, какой живой интерес вызвала выставка, вот об этом как раз таки и интересно людям узнавать. На открытии проекта мало кто смог остаться равнодушным к рисункам художника.
«У Бориса совершенно своя, самобытная манера. Да, можно найти параллели с различными мировыми произведениями, но искать не хочется. Просто хочется смотреть и наслаждаться. Выставка поражает, с одной стороны, виртуозностью, удивительным пластическим мышлением художника, смелыми цветовыми сочетаниями, которые не раздражают, – зритель внутренне это все принимает и наслаждается. Но самое главное, что есть в работах автора, – это его удивительная любовь к Кубачи, которая пронизывает каждый рисунок. Кубачи нельзя не любить. При всей своей открытости, доброжелательности село сохраняет некую свою тайну, и много чего в нем есть, что хочется узнать, понять. И к этому многому хочется прикоснуться, хочется это изучать, хочется, чтобы это стало какой-то частью и твоей жизни. Но при этом мы понимаем, что до конца эта тайна нам не будет открыта, и, наверное, это тоже замечательно.
![](https://md-gazeta.ru/wp-content/uploads/2021/09/IMG_4641-1.jpg)
Фото: Евгений Костин.
Борис, как мне кажется, очень смело внедряется во все сферы кубачинского быта, культуры, но самое главное, что все это делается через любовь. Я думаю, что это как раз и помогает Войцеховскому постигать тайну Кубачи. Желаю успехов художнику», – поделилась своими впечатлениями о работах и выставке «В кIазе только девушки» известный дагестанский искусствовед Татьяна Петенина.
«Конечно же, мой фаворит – работа «Париж-Кубачи». Это просто супер! Спасибо автору! А еще я очень рада, что первая брачная ночь, а точнее, первая выставка «Кубачи. Пирожки и туманы», открывшая нам художника, была у нас, в Национальном музее. Борис – талантлив до невозможности. Этот его добрый юмористическо-сатирический подход очень точно, органично садится на древнюю кубачинскую почву. Настолько емко образы передают какие-то известные всем нам вещи. Именно так надо о народах говорить», – делится мнением другой известный искусствовед, куратор многих выставочных проектов Джамиля Дагирова.
![](https://md-gazeta.ru/wp-content/uploads/2021/09/IMG_4858-1.jpg)
Фото: Евгений Костин.
Обращаясь к художнику лично, она в шутку предложила: «Может, вы еще женитесь на ком-нибудь, чтобы так ,же ярко, образно раскрыть характеры аварцев, лакцев, кумыков и других национальностей нашего Дагестана?»
Ну а пока Борис Войцеховский подумывает над этой мыслью, приходим и смотрим на его рисунки, читаем комиксы и по задумке автора выставки — улыбаемся, радуемся жизни.
Диана Магомедова
Читайте также «Теперь мы знаем: Дагестан – это там, где Расул»