Вряд ли кто станет отрицать необходимость сохранения традиционной культуры, являющейся неотъемлемой частью духовной культуры любого народа. Но должна ли она органично входить в жизнь современного человека или ее место – в этнографических музеях, на фольклорных фестивалях и ярмарках народных ремесел?
Такие вопросы волновали и меня, особенно после появления в Интернете фотографий наших чиновников, облаченных в традиционные костюмы горцев. Может, действительно оставить черкески в музеях и в гардеробе профессиональных танцоров?!
А потом у нас в городе открылся Центр традиционной культуры народов России… Торжественного официального открытия еще не было – идет работа над выставочной экспозицией, оформляются вестибюли и кабинеты, собираются экспонаты, шьются старинные костюмы по картинам Лакова, Тимма, Гагарина, Тильке. В репертуар вокальных ансамблей включаются старинные народные песни, молодежный хореографический ансамбль работает над театрально-хореографическими постановками старинных обрядов, побеспокоены чердаки и подвалы старых домов в селениях, где живут бабушки и дедушки работников Центра… Утром прихожу на работу, а возле дверей кабинета уже кто-нибудь стоит с подарком – это может быть старый кувшинчик, бабушкина лампа, книга о национальных костюмах. Не важно, что, важно выражение лица, глаза того, кто принес вещицу: радость, гордость, умиление, затаенное чувство совершенного подвига, да чего только нет в этих глазах! Это совсем не то выражение, с каким стоят на улице, лузгая семечки, ребята: равнодушие, скука, пустота.
…В кабинет, плача, вбегает певица Заира: «Вы представляете, я столько просила деда Сулима, чтобы он подарил нам старый кувшин. Он нашел его на чердаке своего дома. Теперь кувшин стоит во дворе под дождем, под снегом. Но кувшин умрет! Как дедушка не может этого понять?!»
«Кувшин умрет»… Девушка говорит о кувшине, как о живом существе, она плачет от того, что дедушка Сулим не понимает, по ее мнению, очевидную вещь – кувшин должны видеть люди, он не должен пылиться во дворе.
Вы понимаете, традиционная культура уже органично вплелась в жизнь этих людей, и хуже они от этого не стали. Наоборот.
21 февраля в Центре прошел большой праздник, посвященный Международному дню родного языка. Форма его была не совсем обычной – Музыкальная ярмарка национальных блюд. Вот это была подготовка! Девушки выискивали рецепты старых национальных блюд, параллельно готовился народный костюм, в котором будет проходить презентация блюда, да еще и песня подбиралась или танец. За эти дни я успела познакомиться со всеми братьями, папами и мужьями артистов. Они приезжали забирать девочек с работы – те готовы были ночевать в Центре. Ну а когда настал день праздника, мы поняли значение выражения «пир горой»!
Здесь были всевозможные виды кумыкского чуду, курзе с крапивой и «долма», лакские «ккунук ххункIру», «буркив» и традиционная праздничная каша «инил ккурч», чеченский «сискал» и «жижиг-галныш», аварский хинкал и «халтама», даргинские чуду с урбечем, настоящий бакинский плов и национальная татарская сладость «розы». Подача всех блюд сопровождалась презентацией на языках каждой народности и национальной песней или танцем. А первым блюдом, которое издревле готовилось для того, чтобы раздать его в период Уразы-Байрам, а в нашем случае для исполнения желаний, подали знаменитое «хьахьари», или, как называют его у аварцев, «йи», у даргинцев и кумыков – «щапщи», у лезгин – «йитI». Сопровождалось действо старинной лакской песней. Все гости отметили отменный вкус представленных блюд, да и сами в стороне не остались – они пели вместе с артистами Центра и с удовольствием танцевали любимую лезгинку.
И еще один эпизод из жизни Центра. Хотя и не было пока официального открытия, в Центре ведется большая культурно-просветительская работа – действует Клуб виртуальных путешествий по Дагестану (к большому сожалению, своего транспорта у нас нет) и проходят музейные занятия. А это значит, что у нас часто бывают гости. Они не хотят ждать официального открытия, поэтому занятия проводятся в «полураздетых» залах.
Однажды в самый разгар работы по оформлению фойе раздался звонок. Это была хозяйка магазина сувениров «Дагестан» Гуля Кабаева. Она предложила свою помощь по оформлению залов – привезла табасаранские ковры и старинную посуду: «Пока свое не приобретете, пользуйтесь этими вещами». Неделей раньше Магомед, хозяин другого магазина сувениров, привез в подарок в Центр балхарский хурджин и старинный кувшин. От кого-то услышали, кто-то сказал… Не зря в народе говорят: «Слухами земля полнится».
Вот вам ответ на вопрос, нужно ли сохранение народных традиций? К сожалению, у современного городского человека словосочетание «народная традиционная культура» вызывает ассоциации только со старыми предметами быта и народными песнями. Такое представление сформировалось давно, когда сохранялась только развлекательная составляющая народной культуры. Но традиционная культура – это образ жизни, система ценностей. Это доброта чувств, позитивное отношение друг к другу, устойчивость и неповрежденность души при контакте со злом!
Традиционная культура, ее механизмы не исчезают. Изменился тип ведения хозяйства. Уходят и уже исчезли многие фольклорные жанры. Буквально их возродить невозможно, но опираться на опыт ушедших поколений, помнить и сохранять лучшее – нужно.
Здорово побывать на репетициях вокального ансамбля «Мелодия». Все участники коллектива, а их на сегодня 10 человек, — люди, самозабвенно преданные народному творчеству, знатоки традиций и обрядов, люди, музыкально одаренные, наделенные хорошими вокальными данными, прекрасно владеющие навыками народного пения, многоголосия, акапельного вокала. Яркие и талантливые, они своим мастерством исполнения песен заряжают зрителей оптимизмом, жизнерадостностью, дарят веру в доброе и вечное.
Поверьте, это не высокопарные слова. Когда начинает петь Зоя Сатуева или Раисат Асланова, равнодушным остаться сложно. Хочется петь и танцевать! Гармонь в руках Марата Акаева по-настоящему живая – песня вырывается сочным звуком и сливается с голосами певцов. А если кто сфальшивит, Марат хмурится и нежно гладит гриф инструмента, как бы успокаивая его: «Потерпи, не обижайся, сейчас все исправим».
В 2015 году в Центре начал работать новый хореографический коллектив – фольклорный хореографический молодежный ансамбль. Его участники сохраняют и воссоздают традиционные обряды и танцы народов Дагестана, самобытную дагестанскую культуру. У ансамбля еще нет имени, но душа уже есть, а это очень важно.
Сегодня мы сетуем на то, что всемирная глобализация поглощает умы современных людей, особенно молодежи. Но духовное богатство наших предков является гарантом сохранения национальной самобытности и уникальности культуры. Жизни не хватит, чтобы освоить всю богатую палитру дагестанской культуры, но попытаться хотя бы прикоснуться к каждой культуре стоит, потому что только тогда начинаешь лучше понимать другого и приходит осознание, что многонациональная культура – вечный источник мудрости, красоты.
О коллективах Центра я могу говорить бесконечно, потому что каждый из них составляет органичное единство, нарушение которого ведет к утрате чего-то важного, к утрате гармонии. Заканчивая разговор, я, да простит меня читатель, вновь воспользуюсь высокопарным стилем. Чувствую, без этого не обойтись.
Народная традиционная культура — наше общее достояние, переданное нам предшествующими поколениями, составляющая суть и нашего бытия. А потому мы обязаны ее постигать, хранить, воскрешая животворную силу.
Сейчас я иду на репетицию. Ансамбль «Мелодия» хочет порадовать меня старинной кумыкской песней, над которой начали работать. Рабочие будни, а по мне – большой праздник.
К сожалению, мы во многом утратили замечательную традицию собираться вместе и петь, а с этим ушло из жизни ощущение праздника и смысла. А ведь еще Конфуций говорил: «Посмотрите, какая музыка на улицах, и я скажу — процветает это государство или оно в упадке».
Жанна Магомедова,
г. Хасавюрт