У каждого чайханщика в Дербенте свои секреты заваривания чая. Но будьте осторожны, чаевничая с дербентцем, и ни в коем случае не направляйте носик чайника в сторону человека за столом: это больше чем оскорбительно – это молчаливое послание на все четыре стороны.
Для туристов, и не только для поездки в Дербент, советую электричку. По крайней мере, без пробок.
Предприимчивые торговцы и владельцы ресторанов в Дербенте быстро смекнули – цены не могут быть прежними: нашествие туристов для них, как говорят здесь, — настоящий «балах».
– Ночами здесь просто психушка. Особенно летом слишком весело. Шумят, поют, танцуют, колонки включают. А фразу «Твоей маме зять не нужен?» за вечер миллион раз слышу, даже во сне! – не может сдержать эмоций местный таксист. – И каждый вечер после одиннадцати ночи соседи вызывают ментов. Но это не помогает. Каждую ночь этот «дапц-дапц-дапц»! Вроде власти говорили, что без проблем – тем, кто хочет в доме что-то открыть или гостевой дом построить, будут помогать. Но не знаю, я не буду ничего открывать, мне некогда. Целый день за рулем туда–сюда.
Рассказывают, что раньше практически возле каждой мечети в Дербенте были хамамы, так как без омовения запрещено было появляться в божьем храме, совершать намаз и читать Коран. История старинных дербентских бань начинается со слов: «…Были они мужские, женские, девичьи…». И говорят, что мужчине строго-настрого запрещалось даже смотреть в сторону бани в женский день – за такой грех могли и глаз выколоть.
Сегодня действующий хамам «Кырхляр», расположенный рядом с воротами Северной городской стены, еще и музей. Предположительное время возведения бани – XVII век. Обязателен к посещению.
На кладбище Кырхляр, где похоронены сорок мучеников, сражавшихся за распространение ислама, приходят люди разных вероисповеданий. Здесь есть культовое место – каменная люлька. Говорят, если бездетной паре удастся раскачать каменное изваяние, то у них обязательно будет ребенок.
Есть, по поверьям, у люльки и другое магическое свойство – она лечит больных детей. Надо просто усадить ребенка на люльку и верить в исцеление.
Багдадские тайны – пшик в сравнении с историей, легендами и сказками Дербента. А может, и не сказка вовсе, что под одной из колонн Джума-мечети, на которых держится крыша, зарыт кувшин с золотом. Клад спрятали на тот случай, если вдруг мечеть рухнет: будет на что ее снова отстроить. Мечеть много раз перестраивалась и реставрировалась. Но про золото все еще молчат.
Легенд и преданий, связанных с основанием города, много. По одной из них, город основал Александр Македонский, но говорят, что достоверных исторических сведений так и не нашлось.
А согласно арабской легенде, шах Хосров Ануширван просил у хазарского кагана в жены его дочь. Принцессу встретили, как и положено, – пышно и радостно, но Хосров не женился на ней, а начал возводить стену от моря до самой вершины горы. Рассказывают, что мощную преграду строили 300 архитекторов, 6000 мастеров и 10000 воинов. Как только установили железные ворота, Хосров вернул принцессу отцу. Разгневанный каган решил обидчика наказать, но его войско было разбито у крепостных стен.
Есть версия, что в Дербенте побывали и римские легионы. В I веке до нашей эры римские военачальники Лукулл и Помпей решили расширить границы Римской империи и пошли на Кавказ. В Дербенте войска Кавказской Албании встретили их отчаянным сопротивлением.
Экскурсоводы рассказывают, что в 1395-1396 гг. завоеватель Тамерлан вторгся в Ширван и Дагестан, прошел Дербент и разгромил Тохтамыша на Тереке.
В XVI веке обостряется борьба за Дербент между Турцией и государством Сефевидов. На длительный период город становится ареной ожесточенных войн.
А с усилением Русского государства и выходом его к Каспийскому морю возрос интерес к Восточному Кавказу и Дербенту. Владение Дербентом, к которому стремились многие великие завоеватели, открывало путь к богатейшим рынкам Востока. В 1722 году Петр I с войсками высадился на северном побережье Дагестана и двинулся к Дербенту. Наиб города преподнес Петру I ключи от городских ворот. Император жил в цитадели, во дворце, где, по преданию, в одном из залов собственноручно прорубил окно с видом на море. По его приказу в городе восстановили стены, ворота и другие сооружения.
Ключи от города хранятся в Национальном музее РД им. А. Тахо-Годи. Их передал Дагестану Азербайджанский государственный музей в 1925 году. Всего ключей было семь, в дагестанском музее их шесть, седьмой находится в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера). Ключи изготовлены мастерами XV-XVI веков.
Дербент – город вне времени, перекресток цивилизаций, времен, событий, судеб. Здесь что ни камень – богатая история. В какой точке города ни копни – можно вынуть из-под земли тысячелетние артефакты.
В разных частях города дербентская экспедиция Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН и научно-производственного центра проводит археологические исследования, раскопки и наблюдения. Исследованы открытые архитектурные жилищно-хозяйственные комплексы, обнаружены различного назначения помещения, хозяйственные ямы, печи-тендиры для изготовления хлеба, обогревательные печи, водоводы и водосборники.
– Получены новые данные о строительстве знаменитых стен Дербента – сасанидских каменных укреплений в 568–569 годах нашей эры, – рассказывает археолог, доктор исторических наук Муртазали Гаджиев. – Собран ценный археологический материал: разнообразная керамическая посуда, в том числе художественная глазурованная керамика, изделия из стекла, бронзы, меди, железа, камня, кости. Обнаружен и большой нумизматический материал, который позволяет точно датировать вскрытые культурные слои и сооружения. Все эти находки рисуют образ развитого средневекового торгово-ремесленного центра, проливают новый свет на историю, археологию и культуру древнего Дербента. Также большой интерес представляет выявленная в различных местах города разветвленная система водоснабжения города и его сельскохозяйственные округа. Обеспечение водой города, в котором в X – начале XIII века проживали несколько десятков тысяч человек, и тогда было актуальной проблемой. Городские власти придавали этому особое значение: проводились магистральные водопроводы, сооружались каменные лотки. Обнаружены и сложные водоводы из керамических труб, которые обеспечивали водой город и его окрестности. Полученный археологический материал в основном датируется IX – первой третью XIII века и характеризует быт и культуру жителей Дербента в период расцвета города.
Многие из выявленных объектов прекратили функционирование в 1220–1230 годах, и было это связано с монголо-татарскими завоеваниями и вторжением хорезмшаха Джелал ад-Дина в 1225–1226 годах, что привело к значительному сокращению численности населения Шахристана (обживаемая и застроенная часть Дербента) и прекращению бытования многих кварталов и объектов средневекового города.
Археологам предстоит выяснить, сколько еще тайн хранит в себе земля Дербента. Со временем загадок только прибавляется.
А вы пока сходите за самым вкусным чаем на магалы. И выпечку попробуйте. Про ресторанный сервис забудьте: здесь все по-домашнему… Сувениры ручной работы, выпечка, сезонные фрукты и много-много солнца.
Малика Курбанова
Читайте также Бараньи бои, ледяное озеро, портал в прошлое…
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»