Многие дагестанские села – как бабушкин сундук, в них истории, предания и легенды, о которых сегодня многие позабыли, но старожилы еще помнят, как это было. Сегодня знакомимся с ритуалами какашуринцев.
Согласно преданию, поселение Какашура (Карабудахкенский район) было образовано в XV веке. Рассказывают, что здесь люди жили еще… давным-давно. В открытых источниках говорится, что согласно археологическим раскопкам поселение существовала еще в I веке н. э. Согласно хронике Г. Оразаева «Тарихи Какашура» село основали 12 сыновей одной матери, ее звали Шура. Большинство какашуринцев считается их потомками. По другой версии, название села носит иной смысл и образовано от слов «кака», что в переводе с кумыкского «ущелье» и «шура» — «река».
Какашура не было основано на пустом месте. Его восстановили после вражеского разгрома. Возможно, в конце XIV в. через село проходила армия Тамерлана.
Одно из памятных мест на севере Какашуры – местность «Палас байракъ», что в переводе означает «оборванное знамя». Здесь люди читают молитвы, привязывают куски ткани и платки на дерево у могильного камня и железный забор.
— Старожилы говорят, что какашуринцам не раз приходилось защищать свои земли от вражеских набегов. В 1380-1390 годы происходили стычки с акушинцами. И в этом месте какашуринцам удалось одержать победу. Здесь наши предки пролили немало крови. Чтобы сохранить память о минувших событиях на эту палку привязывают платки и куски ткани. Наш сельчанин Камильсолтан Вагабов написал поэму «Какашуринские зори», посвященную «Палас байракъ», — рассказывает заведующая Какашуринским историко-краеведческим музеем (филиал Национального музея РД им.А.Тахо-Годи) Айханум Насрутдинова.
«Будучи еще ребенком, я тоже приходил к «оборванному знамени» и повязывал платки. Так делала моя бабушка и ее бабушка. Повязывали ткань на деревянную палку. С годами дерево портилось и решили заменить железной арматурой. Когда я спросил у своей бабушки Абидат, почему так назвали это место, она ответила, что не знает, но помнит, что и в ее детстве здесь привязывали куски ткани и платки. И я в поисках ответов на этот вопрос начал интересоваться у аксакалов. И мне удалось узнать ответы у старожила Биятли Абусаидова. Он и рассказал, что какашуринцы долгое время воевали с акушинцами и на этом месте одержали победу. В память о тех событиях установили палку и привязывали куски ткани и платки. Мы, в дань уважения, должны поставить там каменный памятник с надписью: «Здесь наши предки отдали свои жизни за наше светлое будущее», — говорит Камильсолтан Вагабов.
Что за обычай?
Ритуал привязывания кусков ткани и платков на памятных местах, деревьях, могилах встречается у многих народов Дагестана. Но, как говорят, этнографы – это отголоски языческих обрядов.
Этнограф, доктор исторических наук, профессор Руслан Сефербеков объясняет: «Это распространённый на Кавказе
обычай — привязывать на деревья или шесты у пиров и зияратов лоскутки материи. Это не мусульманский обычай. Полагают, что эти куски материи или платочки — своего рода жертвоприношение духу или душам святого места. Этот обычай описан Г. Ф. Чурсиным в книге «Амулеты и талисманы Кавказских народов. И в книге Г. А. Гаджиева «Амулеты и талисманы народов Дагестана».
Люди верят в то, что ткани усиливают молитву за душу убитых, проливших кровь за свободу, что молитва и мольбы, высказанные при привязывании ткани, сбываются.
Ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН, кандидат исторических наук Майсарат Мусаева: «Люди верят в то, что ткани усиливают молитву за душу убитых, проливших кровь за свободу, что молитва и мольбы, высказанные при привязывании ткани, сбываются. Считается, что кусочек материи, привязанный в молитвах, развиваясь на ветру тоже читает молитву.
Тем самым увеличивая вероятность исполнения желания, ведь человек, приезжая на зиярат (священные места), молится и просит. Это древний ритуал. Люди во все времена поклонялись стихиям. В данном случае, возможно, ветру. И ритуал, повязывания платков и кусков материи перешел в монотеистические религии. Сегодня в этом присутствует утилизированность: посетил, почитал молитву, повесил ткань. И, конечно, не вкладывается прежний смысл поклонения стихиям, а как знак прибытия человека на место».
Малика Курбанова