Четыре года Дагестанское художественное училище им. М. Джемала возглавляет профессиональный живописец, заслуженный художник РД, член Союза художников России, кандидат педагогических наук Мухтар Камбулатов. О творческих и административных делах он рассказал «МД»
после возвращения из очередного «творческого десанта».
Вместе с директором и преподавателями в Маджалисе «десантировались» студенты 4 курса прикладного отделения. По словам художников, основная цель творческого десанта – приобщение подрастающего поколения к культуре и искусству.
— Как вас принимали в вашем родном Кайтагском районе и как проходило приобщение детей к творчеству?
— Выставка Художественного училища проходила во Дворце культуры Маджалиса. Как и положено, нас встретили замглавы администрации Асадула Миграбов и начальник Управления культуры Магомед-Запир Аммаев, а также работники Культурно-технического центра. Он был открыт совсем недавно.
— Школы искусств финансируются из бюджета района, и поэтому важно присутствие на встречах руководителей администраций?
— Да, это действительно так. И маджалисская школа искусств не исключение. От воли и желания руководителя зависит всё, в том числе и работа таких культурно-образовательных центров. Если руководитель понимает их необходимость, то это хорошо, а если нет…
Вообще, моё мнение художника такое. Желательно, чтобы музыкальные и художественные школы находились на балансе Министерства культуры. Об этом не устают говорить специалисты, директора школ. Так было раньше, и это правильно. Если художественные школы будут на балансе минкультуры, сразу поднимется качество.
Почему перевели их на баланс администраций, с какого они бока тут — не понятно. Администрация должна руководить районом.
Раньше у художественных школ была масса филиалов по сёлам, но из-за оттока молодёжи в города их позакрывали. В некоторых горных районах художественных школ уже нет. А если ещё есть, их нужно обязательно сохранить. Всегда легче закрыть, чем потом восстанавливать, поднимать до должного уровня.
Государство не должно сбрасывать с себя важную социальную задачу помогать семьям в воспитании здорового подрастающего поколения. Дети должны чем-то увлекаться — танцы, музыка, рисование. А так, кто знает, где они целый день болтаются?
Я считаю, что у детей не должно быть свободного времени. Они должны быть поглощены учёбой. Ведь это всё идёт на перспективу, на формирование личности с широким кругозором. Необязательно, чтобы все они стали художниками и музыкантами.
— Так что вы показали маджалисцам?
— Мы повезли в Маджалис живопись, графику, прикладное искусство, вышивку. Наши молодые педагоги Магомед Давудов и Рустам Ахмедов провели мастер-класс по рисунку. Это сразу привлекло внимание детей, а их собралось, я думаю, не меньше четырёхсот.
Магомед и Рустам, как на Арбате в Москве, рисовали портреты детишек, а те послушно позировали. Это удивительно, ведь надо было сидеть по полчаса на месте, а это для современных детей невероятное дело. Получилось, что они успели сделать пять-шесть портретов каждый. Педагоги говорят, что такой «живой практики» у них давно не было.
Если бы в парках Махачкалы были такие места, где художники могли собираться и рисовать прохожих, туристов, город только бы приобрёл. Важно, чтобы это вошло в нашу жизнь.
— Это не первый творческий десант. Вы были в Гергебиле, в Унцукульском районе, в Хасавюрте.
— Когда-то, в советское время, такие методы пропаганды культуры были очень распространены. И вот Дом народного творчества при личной поддержке министра культуры стал активно проводить эти выезды в районы.
В десантах участвуют все учреждения культуры Дагестана: библиотеки, театры, музеи, музыкальные коллективы и, конечно, Художественное училище им. Джемала.
Что это даёт? Такие мероприятия дают школьникам возможность приобщиться к искусству. У них возникает неподдельный интерес. Для нас это вопрос профессиональной ориентации, привлечения молодёжи на учёбу в средние специальные заведения. Подобные вопросы стоят не только перед художественным училищем, но и музыкальным, и колледжем искусств. И ещё. Люди в горных краях оторваны от культурных событий, происходящих в центре. А так мы приобщаем их к прекрасному.
Во время таких поездок происходит много непредвиденного. Два года назад наша группа приехала в Унцукульский район, а в Гимры в это время проходила КТО. Представьте, где-то рядом стреляют, рискуют жизнью, а мы учим детей рисовать, рассказываем об искусстве.
Несмотря на такую напряжённую обстановку, нас тогда очень хорошо приняли. Выставку училища разместили во Дворце культуры, и там же мы провели мастер-классы для детей, которых приводили целыми классами. К сожалению, в Унцукуле нет художественной школы.
— По окончании училища какие специальности будут указаны в дипломах студентов?
— У нас заведение с педагогическим уклоном. Выпускники получают диплом — художник живописец-педагог, художник дизайнер-педагог. Они спокойно смогут работать в школах и других учебных заведениях. Если студент успешно оканчивает училище, то перед ним открывается перспектива продолжить обучение и в нашем педагогическом университете на художественно-графическом факультете. Многие поступают в высшие художественные учреждения за пределами республики.
— Было время, когда училище испытывало «недобор» абитуриентов и студентов…
— Сейчас ситуация поменялась, и это меня радует. До того, как я стал директором, в училище у нас было 280 обучающихся студентов — сегодня их на сто больше. Единственный аспект, который приходится учитывать — к нам в последние годы поступают в основном девочки. Это вполне объяснимо. Парни идут в полицию или какие-то другие структуры, где заработная плата повыше.
Проблемы возникли у нас в прошлом году на отделении по дереву. Не было мальчиков, желающих поступить. Мне пришлось принять решение набрать второе отделение по живописи. Надеемся, в этом году ситуация будет лучше.
1 августа у нас пройдут очередные приёмные экзамены. Те, кто решил связать свою жизнь с профессией художника, должны знать, что приём документов начинается с 25 июня. Экзамены проходят у нас по спецпредметам — рисунок, живопись, композиция.
— Четыре года вы возглавляете художественное училище. Именно с вашим приходом возобновились выставки преподавателей и студентов в Выставочном зале Союза художников Дагестана. В апреле прошла очередная такая выставка. Вы подвели какие-то итоги?
— Действительно, четвёртый год мы проводим выставку работ преподавателей и студентов. Считаю, что это надо проводить ежегодно. Кстати, это и отчёт о проделанной работе. Хотя меня никто не заставляет это делать. Как директор я вижу, что это работает на улучшение учебного процесса. Чтобы поднять качество художественного образования, надо заниматься выставочной деятельностью. Выставки вдохновляют студентов. Это очень важно – проложить им дорогу в искусство.
Выезжаем, когда удается, и за пределы республики, участвуем в зональных и международных выставочных проектах. В прошлом году мы участвовали в выставке в Крыму. Очень понравились посетителям резьба по дереву и ювелирные работы наших студентов.
Очень полезной оказалась недавняя поездка в Карачаево-Черкесскую Республику. Международный конкурс молодых дизайнеров «Минги-тау» проходил в их Гуманитарно-технологической академии. Ректор академии поддерживает факультет дизайна среды и организует такие выставки. Декан факультета Лариса Атаева пригласила к участию и наше училище. Мы получили 12 дипломов.
Вообще, уровень работ наших ребят во многом выше, чем у студентов в соседних регионах. Это видно и в графике, и живописи. Можно отметить работы из Северной Осетии-Алании, где всегда было много талантливых художников. Мой однокурсник, кстати, возглавляет там Союз художников. И мы обсуждали с ним возможность сделать во Владикавказе совместную выставку студентов.
Вы понимаете, такие выезды очень непросто осуществить. Транспорт, проживание, финансовые расходы.
— Ваша судьба, если так можно сказать, идеальна для художника? Вы родились в семье художника и сами пошли по этому пути, и теперь возглавляете художественное училище.
— Да, отец мой Гаджи Магомедович Камбулатов был известным художником в Дагестане. Он был выпускником московской Суриковской школы, где потом учились и мы с братом Мурадом. Но отец рано ушёл из жизни. Я окончил наше училище в 1986 году, а потом продолжил учёбу в Москве.
В 2011 году в Выставочном зале Союза художников проходила наша общая выставка «Четыре художника. Памяти Гаджи Камбулатова». Мы представили зрителям 104 живописные картины.
Свою профессию я люблю, и мне это очень нравится — быть педагогом. Не всегда находится время для творческой работы. Где-то сочетаю это. В конце рабочего дня переключаюсь, с удовольствием подхожу к холсту и пишу картины.
Беседовал Марат Гаджиев