Всё сдержанно и лаконично до неприличия. Где огонь и рвущая душу музыка? Подожди, говорит мой внутренний голос, этот мальчик совсем не прост.
На сцене Порт-Петровских ассамблей гитарист Артём Дервоед. Зал вечера 21 мая был полон поклонниками гитарной музыки. И уж не знаю, насколько они все знакомы с этим исполнителем, но когда Ирина Нахтигаль объявила исполнителя и подчеркнула его международный статус, приветственные аплодисменты дали пищу для бурлящего ума. Ну что, будем открывать Артёма.
В этот день в городской афише культурных мероприятий значился спектакль Даргинского драматического театра на сцене Лакского театра. Актёры показали музыкальную драму по пьесе Рабадана Нурова «Насилие», которая при её весёлом начале должна была закончиться трагично. Примерно так, как это было в «Грозе» — пояснил художественный руководитель театра.
Спектакль начался с опозданием, и мне пришлось рассчитывать жёстко свои минуты. Финал драмы я так и не увидел, а уже летел в Кумыкский театр. В запасе у меня было всего пять минут, чтобы добежать до Буйнакской улицы — пройти досмотр.
Но и в классических концертах бывает сбой часов.
Но давайте о метрономе Артёма Дервоеда. Первое, что меня удивило, если не сказать больше, минимализм на сцене. Табурет, небольшая колонка с микрофоном и букет цветов, который пока не принадлежал музыканту и, по мне — даже был лишним в этой картине.
Артём Дервое́д, как выдаёт Википедия, российский классический гитарист, лауреат международных и всероссийских конкурсов, в прошлом – один из участников группы «Dirty Moleculas».
Небольшая справка из этого источника:
Артем Дервоед родился 25 октября 1981 года в Ростове-на-Дону. В шесть лет начав обучаться игре на семиструнной гитаре под руководством С. П. Анникова, через несколько лет переучивается на шестиструнную гитару, занимаясь с педагогом Е. Л. Светозаровой в г. Орехово-Зуево Московской области. В начале 1990-х переезжает в Москву, где поступает в музыкальную школу №84 им. Шаляпина, в класс преподавателя Л. Я. Резника. С двенадцати лет Артем учится в школе-студии «Юные дарования» у заслуженного артиста России Николая Андреевича Комолятова.
Брал мастер-классы у таких гитаристов, как Реми Буше, Роланд Дьенс, Алексей Зимаков, Фабио Занон, Роман Вязовский, Филипп Вилла, Эрик Франсери, Елена Папандреу, Томас Кирхоф, Тадаши Сасаки и многих других.
В 2007 году окончил ассистентуру-стажировку в Российской академии музыки им. Гнесиных, в классе профессора Н. А. Комолятова. В 2009 Артём окончил аспирантуру в Гитарной академии города Кобленца (Германия), в классе Аниелло Дезидерио (Италия). С 2005 г. преподаёт в Московском государственном университете культуры и искусств, а с 2011 — в Российской академии музыки им. Гнесиных.
В 2006 г. на престижном конкурсе им. М. Питталуги в Алессандрии (Италия) Артём стал первым российским победителем за всю сорокалетнюю историю конкурса, что позволило ему достичь больших успехов на международной сцене.
В 2007-м, после концертного турне по Италии, организованного дирекцией конкурса, включая выступление в Риме с оркестром Римской филармонии, он записал дебютный диск с музыкой русских композиторов в Канаде, на ведущем лейбле классической музыки — «NAXOS». Диск вышел в продажу в июне 2008 и сразу же вошел в десятку самых продаваемых альбомов камерной музыки «Naxos». Известный английский журнал «Classicalguitar» написал в своей рецензии: «Если ваш бюджет позволяет купить лишь один диск из всей Лауреатской серии «Naxos» – пусть этим единственным будет диск Артема Дервоеда».
В сентябре 2007 года Артём получил премию критики «Золотая гитара» и звание «Молодая надежда года» на Международной гитарной конвенции в Алессандрии, Италия.
В ноябре 2009 г. в Мадриде Артём записал свой второй альбом с музыкой Лео Брауэра, посвященный 70-летию великого музыканта. В июне 2010-го выиграл 1 премию и приз публики на престижном и уникальном конкурсе гитарных концертов «Джоэн Фаллетта» в Баффало, штат Нью-Йорк, США, где Артём блестяще исполнил концерт «Аранхуэс» Хоакина Родриго. Неделей позже музыкант получил 1 премию на международном конкурсе в Бостоне, штат Массачусетс, США, а в августе 2010 в Изерлоне (Германия) завоевал ещё одну победу, которая принесла ему дебютный концерт в Карнеги Холле (Нью-Йорк, США), запланированный на февраль 2011 года. А. Дервоед выступает в лучших концертных залах Москвы, таких как: Большой, Малый и Рахманиновский залы консерватории, зале им. Чайковского, Светлановском, Камерном и Театральном залах Московского международного дома музыки, Гнесинском зале, а также во многих концертных залах России.
Что можно говорить, прочитав подобное? Остаётся только слушать и постигать.
Именно об этом постижении мне необходимо высказаться. Концерт состоял из двух отделений, и первое отделение я проспал. Нет, естественно, не в прямом смысле – слушал, бегал в привычном фотографическом угаре, иногда садился и пытался понять, как звучит гитара. Мне казалось, что игра вначале была очень сдержанна и сложна для моего уха.
Хотя не могу сказать, что совсем не знаю гитарную музыку. Артём поймал меня взглядом в момент съёмки из-за кулис и сделал «секир башкой». Я понял и испарился. Понял и то, что на сцене творится непостижимо тонкое и моя суета не вписывается в музыку Никколо Паганини.
Не вписывались и телефонные мелодии, которые, несмотря на просьбу об отключении, сотрясали воздух в течение концерта.
Я сидел за сценой, возле дирижёра Зарифы Абдулаевой, которая сегодня была со мной наравне – слушателем и дозревала. Пробуждение произошло во втором отделении на царственном ложе, которое в этот вечер стало доступно моим знакомым музейщикам, и вот там-то, приближая Артёма своим объективом, я услышал его «В садах Хенералифе». Вернее, это принадлежит Хоакину Родриго, композитору, умершему сравнительно недавно, в 1999 году. Она стекала с меня лунным блеском и отражалась среди античных колонн. Запах сирийских роз и мотыльки, зависшие над источником света. Свет даёт слабую надежду, но предлагает таинство ночного времени. Мне незнаком человек, играющий это безумство, но он пробудил и наполнил волнением мои клетки. Чёрт подери, вот так гитара, вот вам и райские кущи!
Артём перед исполнением делал короткие пояснения к каждой композиции, и в его облике читалось некое торжество над миром, где существует только алтарь музыки. Его элегантный костюм и отточенные движения соответствовали мессе. Во втором отделении прозвучала композиция «Дьявольское Каприччио» Марио Кастельнуово-Тедеско, наполненная цитатами из музыки того же Паганини.
«Красная фантазия», написанная Кэвином Кэллаханом специально для Артёма, подогрела меня, как чуть забродившее красное вино. Я шёл с концерта опьянённый. И зрители, их всегда можно отличить среди обычного народа по состоянию глаз, шли не торопясь, поднимаясь по изгибу Дахадаевской параболы. Там, на проспекте Гамзатова, мы и разбежимся каждый в свой мир, свои блочно-бетонные соты.
А я продолжаю идти по саду Хенералифе, и так трудно думать о написании статьи в номер. Как говорила Скарлетт: «Пожалуй, об этом я подумаю завтра».
Марат Гаджиев