Спешите делать добро —
жизнь коротка.
Н. А. Лопаткин
Несколько лет назад я выпустила книгу «Моя родословная».
Много лет над ней работала и, когда поставила в конце точку, вздохнула с огромным облегчением.
Неожиданно узнала из газет, что на мою книгу написана довольно обширная рецензия, автором которой оказалась Пакизат Бейдуллаевна Фатуллаева. Рецензия была написана очень тепло, чувствовалось, что у автора добрая душа, она знакома со многими членами нашего рода.
Я тут же разыскала её телефон, поблагодарила за труд, мы долго беседовали, а потом всё-таки решили встретиться, чтобы познакомиться поближе.
Люди мы занятые, творческие, все никак не удавалось выкроить время для встречи. Но всё-таки, наконец, наша встреча состоялась.
В мой кабинет вошла очень изящная, обаятельная женщина с доброй улыбкой на лице. Мы с ней сердечно обнялись, и так наше знакомство состоялось. 2 — 3 часа нашего общения мне показались мигом, так интересно нам было беседовать.
Пакизат Бейдуллаевна Фатуллаева родом из Курахского района, селения Ашага-Мака, в 1966 г. после переселения оно было переименовано в Новое Мака.
В этом колхозе председательствовал еще её дед, очень активный партиец, он дружил с Самурским, они были соратниками. Бороться со злом, искать в жизни, в людях только хорошее, не сдаваться ни перед какими трудностями — это их девиз.
Невзгоды сформировали из него человека несокрушимого достоинства. Он всегда думал только о деле.
Дед был знаком и с моим старшим дядей, Гаджиметом Керимовичем Сафаралиевым, который занимался не только строительством дорог и мостов, но и первую телефонную станцию построил в Курахе.
Её отец, Бейдуллах Фатуллаев, тоже впоследствии был председателем колхоза, очень грамотным бухгалтером, мама — домохозяйкой.
Наверное, у него была ностальгия по горам, что отец согласился поехать в селение Цлак Хивского района и возглавить колхоз.
Фатуллаевы в конце 50-х годов жили в нашем селе, в доме моей бабушки. Семья их была большая, 4 сына и 3 дочери. Бабушка с удовольствием их приняла, она любила людей, а семья была дружная, все помогали друг другу.
Отца посылали из одного отстающего колхоза в другой, чтобы помочь возродить хозяйства.
Это было мужество людей, строящих новый мир, новое общество, людей-оптимистов высокого душевного склада. Дагестан всегда являлся олицетворением трудолюбия, чести доблести, таланта и успешности.
В течение 3-х лет Пакизат училась в начальной школе селения Цлак, для меня это удивительно, т. к. я об этом не знала.
Мама была очень трудолюбива, умела всё: стряпать, шить, вязать.
Она же научила дочь читать. Пакизат начала читать рано, но почему-то пристрастилась к М. Горькому, и первое, что она прочла, это роман «Мать».
Мама переезжала с семьей за отцом туда, куда переводили его на следующую работу, и часто повторяла, что её дети выросли на узлах.
После селения Цлак семья переехала в свое родное село — Новое Мака. Училась Пакизат в интернате горянок в Огнях, где привлекла внимание своего педагога Георгия Алексеевича Манкина, который вместе с женой, учительницей физики, страстно полюбил Дагестан, а сердцем прикипел к Юждагу.
Человек с безупречной профессиональной, гражданской и человеческой репутацией многие годы жизни посвятил образованию, науке, методике преподавания в дагестанской школе.
В школу пришла девочка одаренная, стихи начала писать с 14 лет, он сразу обратил на нее внимание и прочил ей большое будущее.
Она написала свое первое стихотворение «Маки» на лезгинском языке, и он сразу перевел его на русский.
Большую роль для Пакизат в ее дальнейшей судьбе сыграл дядя Абдулбари Махмудов, которого в кругу писателей называли лезгинским Чеховым. Он интересовался успехами племянницы, пытался развивать ее талант, всегда хвалил.
Родители настояли на классическом гуманитарном образовании.
После 10-летки девушка поступила на филфак ДГУ, обучившись три года, заочно поступила в Литературный институт в Москве.
В каждой семье своя история. Стоит открыть старый семейный альбом, как перед глазами вновь окажутся милые лица дорогих нам людей и нахлынут воспоминания…
В 1979 г. Пакизат закончила дипломную работу по поэзии, руководителем которой был Валентин Сидоров, известнейший исследователь Николая Рериха. Он стажировался в Америке, высокой духовности человек и большого таланта: яркий, талантливый, лиричный, музыкальный.
Вот он ее и напутствовал на работу.
Вот уже около 30 лет Пакизат Бейдуллаевна возглавляет редакцию журнала «Женщина Дагестана» на лезгинском языке.
За эти годы она показала себя как инициативная, творческая личность, одаренная от природы.
Как говорил С. П. Королев: «Жить просто нельзя, — жить нужно с удовольствием».
Еще в 1975 г. вышли две её небольшие книжки на лезгинском языке «Маковое поле», а в 1980 г. сборник стихов «Мой светлый дом».
Расул Гамзатов, издавая свой сборник подарочного издания, включил туда и стихи Пакизат Фатуллаевой.
В 1911 г. — сборник «Знаки», а первая книга из этой серии вышла еще в 1970 г. под редакцией И. Гусейнова.
Вспоминая свою учебу в Литературном институте, она считает, что в то время восточных поэтов не проходили углубленно. А с годами ее интересует восточная поэзия, и она с возрастом вдруг начинает интересоваться известным и неизвестным Низами Гянджеви, считая, что он принадлежал всему человечеству, но мало изучен и как поэт, и как философ. Легенда гласит, что он был в свое время в Дербенте, посещал Юждаг, исходил много горных дорог.
Меня просто покоряет эта светлая, добрая душа, со светящимися тайной глазами, с её серьезным отношением к жизни, к своему внутреннему духовному миру в сочетании с талантом.
Она перевела 1000 строк Низами Гянджеви на лезгинский язык. Она считает себя независимой и постоянно ищет и находит силы быть ею, может быть, потому, что у нее много терпения и любви к профессии.
Ей необходимо, чтобы она была кому-то нужна, чтобы в нее кто-то верил. И все это она находит в работе и в семье.
У нее талантливая семья: ее дети творческие люди, как и мама.
Пакизат Бейдуллаевна увлекается садоводством и считает, что каждый человек на земле должен посадить 100 кустов роз.
Её награда «Заслуженный работник культуры Дагестана» очень подходит ей по духу, работе, отношению к культуре.
О ней можно писать много.
Но мне хочется привести слова, не помню их автора, которые мне очень импонируют:
Пусть жизнь ваша
в труде продлится,
Пусть бодрость духа сохранится,
Пусть стороной пройдет беда,
Пусть в ваши двери не стучатся
Болезнь и старость никогда.
Тамара Габибова