Может быть, кто-то удивится, не увидев в интервью традиционных вопросов о хобби, любимых блюдах и городах, но на то и книжная ярмарка, чтобы посвятить разговор творчеству! С писателем, драматургом, сценаристом, заместителем председателя Международного совета по детской литературе, обладателем сертификата «Золотой фонд прессы», членом Союза журналистов России, основателем и первым главным редактором детского юмористического печатного журнала «Ералаш» (2004 – 20011 гг.) и многих-многих титулов и званий Ильей Хасановичем Ильиным.
— Когда и каким образом к вам пришла идея создания «Ералаша»?
— Неожиданно, как приходят все хорошие идеи. Я сотрудничал с Борисом Грачевским с 1987 г., и в 2003 году он предложил мне организовать совместно с газетой «Труд» Всероссийский детский конкурс на лучший сюжет для киножурнала «Ералаш». Мы провели этот конкурс, наградили победителей путёвками в детские лагеря. И тогда я увидел, сколько хороших детских рассказов пропадают, остаются неопубликованными. Тогда и возникла идея журнала, в котором можно было их печатать. Бумажную версию киножурнала. Грачевский одобрил эту инициативу, дал разрешение на использование бренда «Ералаша».
— А с какими трудностями вам пришлось столкнуться в первые годы издания?
— И в первые, и в последующие годы сложно было найти хорошую типографию. Мы перебрали где-то 5 разных типографий — от чеховской, до костромской. В итоге, остановились на костромской и долго с ними сотрудничали. Приходилось перепроверять не очень добросовестных корректоров. Комплектовать журнал оказалось сложно, нужно было вместить рассказы и взрослых писателей, и детей, и киноверсию журнала «Ералаш», интервью с актерами, которые снимались в фильме. Но работали мы с удовольствием.
— В какие годы журнал был особенно популярен?
— В 2007, 2008 удалось довести его тираж до 50000 экземпляров. Был главным редактором на протяжении 7 лет и требовал качества материалов и от себя, и от авторов. До сих пор на даче сохранились все выпуски, начиная с первого номера.
— Откуда вы черпаете идеи для творчества?
— Мне часто задают этот вопрос. Даже не знаю, откуда они берутся. Иногда снятся. Бывает, встанешь в 4 часа утра и начинаешь что-то записывать, пугая тем самым своих родных. Ещё беру их из жизни, услышав что-нибудь на улице или от кого-то. Однажды я работал в военном архиве, у меня было задание написать очерк о разведчиках, и я нашел там письмо, написанное детской рукой, о пяти днях пребывания немцев под Москвой. И из этого маленького письма получилась книга. Не знаю, как у других писателей, но когда мне в голову приходит какой-то сюжет, то я сразу вижу книгу, остаётся только сесть и записать.
— А над чем вы сейчас работаете?
— Недавно я закончил 2 книги, они уже в издательстве. Что касается творческих планов, сейчас пишу книгу для чеченских детей. Параллельно пьесу «Дети-манекены». В планах у меня сценарий детского фильма о талантливом мальчике-сироте, которому приходится пройти многие круги ада, чтобы добиться своей мечты, стать музыкантом.
— Как долго вы пишете книгу?
— По-разному. Иногда – за месяц, иногда и за два года. Нет определённого срока написания книги. Пьесы, например, пишу быстро. Когда я пишу книгу, то всегда представляю того, кому я собираюсь рассказать эту историю, внука ли, другого ли ребенка. Представляю перед собой этого человека – зрителя, читателя. Писать нужно для кого-то.
— В каком возрасте вы начали писать и участвовать в конкурсах?
— В конкурсах никогда не участвовал по собственному желанию. Только тогда, когда просят что-то написать и прислать. В том, что меня просят поучаствовать, большую роль сыграло сотрудничество с «Ералашем». Читать и писать начал с 5 лет. Стихи, это были очень наивные детские стихи, начал писать сразу, как научился ручку держать…
— В сутках всего 24 часа. Как вам удается все успевать?
— Когда я прочитал биографию Джанни Родари, то взял за основу его стиль и образ жизни. Я встаю в 5 — 6 часов утра, хотя, вообще-то, я — сова. Работаю, пишу где-то до 10 — 12 часов дня, потом еду на работу в Комитет по культуре в Госдуме. Это отнимает около 5 — 6 часов времени. Вечером приезжаю домой и снова сажусь писать…
— Многие авторы рассказывают, что садятся работать, только когда приходит вдохновенье. Вы согласны с этим?
— Бывает и так. Но вдохновение нужно, чтобы родилась идея, а потом ее приходится просто записывать. Я очень мечтаю о том времени, когда появится такой диктофон, который можно бы было присоединить к компьютеру, диктовать текст, а он бы сам переводился в печатный. Это была бы большая экономия времени, и книги бы выпускались за неделю!
— Что нужно начинающим литераторам, чтобы достичь успеха?
— Очень много читать. И читать нужно не все подряд, а только хорошие книги. Классику, например. Когда я сажусь что-то писать, в основном на исторические темы, то, помимо архивных материалов, всегда беру близкие по теме книги. Чтобы в полной мере ощутить ту эпоху.
— Что можете пожелать нашим читателям?
— Чтобы у каждого случались чудеса все 365 дней в году!
Непостижимым, просто необъяснимым образом у нас сохранился номер журнала «Ералаш» за 2007 год, когда он был особенно популярен и его тираж достигал 51500 экземпляров. И, честное слово, его не хочется выпускать из рук и закрывать, с такой любовью и выдумкой он сделан.
Приведу фрагменты из этого 12 номера.
«Настоящий охотник» (тест)
Как называют медведя, страдающего бессонницей?
а) ревун
б) колотун
в) шатун
г) маоцзедун
Как называется русская охотничья порода собак?
а) мировая
б) чумовая
в) борзая
г) клевая
Какую кличку носит взрослый лось?
а) мордатый
б) горбатый
в) сохатый
г) рогатый
Как называют матерого кабана?
а) стрекач
б) бородач
в) секач
г) хохмач
И, несмотря на время, он не потерял своей современности и обаяния! «Мама дорогая!» — как говорила Виктория Прутковская, а следом и я. Не верится, что признаюсь в любви к журналу? Да, признаюсь, и мне не стыдно!
В этом году исполняется 10 лет со дня рождения журнала «Ералаш». И у меня возникла потрясающая идея. А что, если издать юбилейное издание, составленное из самых блестящих номеров? Этакий журнал-толстушку? И пусть он станет эталоном для существующих детских журналов, которым нужно задать высокую планку!
Анастасия Блищавенко