Пройти по сечению
Ровно неделя прошла с момента открытия в изомузее выставки графических работ Олега Пирбудагова «Сечения структур», и это вторая выставка в этом сезоне московского художника.
Выставки схожи только в двух параметрах. Первое и самое главное — они очень тёплые по цветовой палитре. И если пейзажная живопись сюжетами и названиями даёт нам представление, откуда это тепло исходит, то в графических композициях этой подсказки нет.
Правда, в разговоре с особо любопытным зрителем прозвучал такой монолог художника: «Эти работы разбиты на серии только по времени написания, и только вот у этой работы, — Олег Магомедович показал на стену, — есть название. Она вошла в альбом «Круг». Знаешь, как она называется? — Художник выдержал паузу, улыбнулся в усы. — "Дорога в рай"».
Реакция была им предсказуема. Олег Магомедович теперь наблюдал, как зритель искал в работе эту самую дорогу, а нашёл какой-то чёрный полумесяц. Вот так всегда – нарисуют что-нибудь, а ты должен понять.
Второе, что делает узнаваемыми и близкими работы Пирбудагова, бесконечная наивность, которая при знакомстве с автором становится понятной.
Больше того, в своих графических творениях мастер более раскован и застрахован от вмешательств дотошных ценителей реалистичной живописи.
Мне вспомнилось руководство по написанию картин селения Чох, которому Олег Магомедович очень сопротивлялся, и всё равно картина была написана в Пирбудаговской манере. Руководство было, конечно, устное, а картина написана маслом.
Третье, что лично меня сближает с Пирбудаговым – это полное отрицание диктатуры бытия, то есть он как-то живёт в ней, но в общем странно, что не потерялся. Думаю, художественная свобода сделала его картины неприкасаемыми для чёрных сил. Обязательно приобрету одно из «сечений», оно защитит и мой дом.
Молодые, молодые, незнакомые
5 ноября в Первой галерее открылся Первый передвижной фестиваль современного искусства и свободного творчества молодых художников Северного Кавказа.
Нет, конечно, несколько имён у меня на слуху, но вот что они творят, не всегда понятно.
Мне пришлось приподнять завесу, подойти и спросить в лоб. Улыбаются, глаза не отводят, как было с моим поколением. «Вот, мы такие. Понимайте как хотите». Стоял, понимал. Где-то сказано А, а Б не прозвучало, многое по времени затянуто и «не выстрелило ружьё». Потом, поднявшись на второй этаж галереи, сам себе задал вопрос: «А ты сам в этом возрасте что выстрелил?»
Эх, искусство. Дело в возрасте. Не может быть другого критерия оценки для искусства молодых, отличного от, как искусство стариков. Но очень хотелось бы пожелать нынешней плеяде глубины. Манифесты написаны, а за символами, «крестами» хочется видеть работу.
Увлечение перфомансами и видеоинсталляциями привело нас к контактному искусству, осязаемому. Вместе с тем требования к этим жанрам вполне очевидны, там, где есть медитация, должно наступить расслабление и нирвана, в кадрах рабочего процесса – целесообразность движений и так далее.
Очень завидно смотреть на объединение молодых и смелых.
Вот как представляет проект «"В розыске: поиск" директор Первой Джамиля Дагирова: «В розыске: поиск» было предложено погрузиться в себя и отыскать того самого революционера, протестующий голос, наивного мечтателя или же подошедшую к своему финалу тайну. И предоставить тому, кто будет найден внутри, полную свободу действий и мыслей, на время отойдя в сторону, позволив изобразить то, что так давно хотелось, но глушилось под давлением внешних и внутренних стихий. И провозгласить о Свободе, возведенной в ранг абсолюта, граничащей с дерзостью и святостью. О Свободе, которая поможет преодолеть барьеры, встречающиеся на пути роста и развития».
Остаётся добавить, что проект объединил вокруг себя уже хорошо знакомых друг с другом художников, которые собрались в августе 2014 года со всех республик Кавказа для участия в III форуме молодых художников «ART Кавказ NEXT» в рамках Международного художественного симпозиума «АЛАНИКА». РСО — Алания, Владикавказ. Они задались целью продолжить творческий диалог и культурный обмен между республиками. Куратором проекта выступил художник Муса Гайворонский.
Ну, так здравствуй, племя молодое, незнакомое!
Буньямин Каллаев в Доме дружбы
Выставка известного живописца откроется сегодня в Доме дружбы и приурочена она к прошедшему в России празднику.
Если бы не День единства, то увидеть живьём полотна мастера было бы затруднительным. Надо сказать, Лакбуни (творческий псевдоним) давно не выставлялся в Дагестане. Он последователен в своих сюжетах, и кольцевые переходы от тёмного края к светящемуся центру стали его визитной карточкой. Но сегодня вы можете увидеть классические горные пейзажи, очень схожие с полотнами художников XIX века. Неожиданная, скажем прямо, выставка напомнила многим о существовавшей в этом здании замечательной галерее «Во-Арт», которую было бы здорово восстановить.
Памяти Анатолия Нестеровича Шарыпова
Очень трудно писать о собрате по цеху, когда он уходит из жизни. Светлый, талантливый человек, украсивший своими работами не один десяток книг, журналов, альбомов. Трагически погиб в своей мастерской наш график Анатолий Шарыпов.
Он был неотъемлемой частью редакционной жизни многих изданий республики, и вот последние годы стал не у дел. Его почерк был узнаваем, и работы пропитаны дагестанским колоритом.
В свою молодость Анатолий Нестерович был победителем многих художественных конкурсов.
Каждый четверг он обходил редакции, чтобы получить свой экземпляр газет, с годами его архив заполнил всё его жизненное пространство. Он собирал всё, что было связано с искусством: афиши, буклеты, даже пригласительные. С годами это переросло в своего рода страсть. Последние годы ему досталось и со здоровьем, и с работой.
Светлая память о замечательном художнике будет в моём сердце и его добрых иллюстрациях.
Марат Гаджиев