Читая современных стихотворцев, поэтов прошлого, маститых классиков и признанных гениев, невольно возникает такое чувство, что поэзия объединяет всех, кто пошел по этому нелегкому пути. Ведь истоки ее из глубокой древности. А последующие поколения искателей прекрасного в слове набираются опыта мастерства у своих предшественников. В этом ясно прослеживается связь времен. Потому не удивительно, что во многих произведениях можно встретить аналоги. И в то же время это что-то своё, присущее только данному автору. Что очень важно, ведь каждый человек уникален. А многовековой багаж вовсе не делает произведения подражанием, а, наоборот, обогащает и совершенствует.
И если говорить об аналогии в хорошем смысле слова, то это опора на творческое наследие прошлого, но видение окружающего через призму собственных ощущений. Любители чтения не раз замечали какое-то сходство в стихах отдельных поэтов. Хотя сам автор имел свою концепцию и манеру письма. Это произведения, которые принесли в мир слова свой особый свет. И как бы в доказательство таких аналогов приведем несколько примеров наиболее похожих дуэтов.
Лермонтов по совершенству стихотворения очень близок к Пушкину, хотя и отличается мировоззрением. И если Пушкин считается гением в русской поэзии, то Лермонтов, по выражению одного из его почитателей – «имел талант неизвестный» и признан величайшим поэтом, когда-либо существовавшим: такого мнения придерживаются его исследователи и биографы.
Вы, конечно, помните такие его строки:
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег –
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ…
А вот как у Пушкина:
Влачася меж угрюмых скал,
В час ранней, утренней прохлады,
Вперял он любопытный взор
На отдаленные громады
Седых, румяных, синих гор.
Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков,
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый,
Белел на небе голубом.
И ни для кого не секрет, что Некрасов и Никитин тоже поразительно сходны, как братья-близнецы, в отражении тогдашней мрачной действительности. То есть тяжелой жизни простого народа, его беспросветного быта и надежды на лучшую долю. И с каким негодованием и сожалением это отмечал Некрасов:
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих,
бесплодна и пуста,
Текла среди пиров,
бессмысленного чванства,
Разврата грязного и
мелкого тиранства:
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословленный,
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до сердца жег…
А вот какой видел окружающую его реальность Никитин:
С суровой долею
я рано подружился:
Не знал весёлых дней,
весёлых игр не знал,
Мечтами детскими ни с кем
я не делился,
Ни от кого речей разумных
не слыхал.
Но всё, что грязного есть в жизни самой бедной, —
И горе, и разгул, кровавый пот трудов,
Порок и плач нужды, оборванной и бледной,
Я видел вкруг себя с младенческих годов.
Мучительные дни с бессонными ночами,
Как много вас прошло без света и тепла!
Как вы мне памятны тоскою и слезами,
Потерями надежд, бессильем против зла!..
Ахматова жила уже несколько в другое время. Она много ездила, особенно часто на юг, к Черному морю. Заезжала в Одессу. Приехав в Севастополь, гуляя в его окрестностях и размышляя о событиях Крымской войны, написала такие строки:
Я собирала французские пули,
Как собирают грибы и чернику,
И приносила домой в подоле
Осколки ржавые бомб тяжелых.
И у Цветаевой родились стихи, только о войне 1812 года, о молодых героях, которые бесстрашно умирали ради Отечества:
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли,
Вы были дети и герои,
Вы всё могли.
Цветаева прожила противоречивую и трудную жизнь, которая трагически закончилась. Но её поэзия, не всегда легкая для понимания, всегда содержала в себе великий смысл!
И в своих «мирных» стихах поэтессы были похожи.
А если говорить о Северянине и Брюсове, об этих выдающихся титанах Серебряного века, то их высокий и благородный стих поражает своей одухотворенностью и глубиной чувств.
Северянин:
О, милая, как я печалюсь!
О, милая, как я тоскую!
Мне хочется тебя увидеть –
Печальную и голубую…
Мне хочется тебя услышать,
Печальная и голубая,
Мне хочется тебя коснуться,
Любимая и дорогая!
А с каким духовным подъемом выражал своё грустное настроение Брюсов:
Туман осенний струится грустно
над серой далью нагих полей,
И сумрак тусклый, спускаясь с неба,
над миром виснет все тяжелей,
Туман осенний струится грустно
над серой далью в немой тиши,
И сумрак тусклый как будто виснет
над темным миром моей души.
И таких примеров великое множество. Я коснулся только поэтов-классиков, но и в современной поэзии есть подобные аналогии. Кто выбрал этот путь, тот берет на себя ответственность по обретению огромного богатства. А извлекая из него всё совершенное — оставаться при этом самим собой.
Александр Жданов