Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова провожала Год культуры песнями и плясками.
А народный писатель Дагестана Магомедрасул Расулов на его торжественном закрытии возмущённо сказал: «Меня совершенно не радует, что Год культуры заканчивается, я хочу, чтобы он длился до конца века». Директор библиотеки, не ожидавший такого поворота, поспешил успокоить писателя, объясняя, что сегодня подводятся некоторые промежуточные итоги.
Приподнятое шуткой Магомедрасула настроение передалось собравшимся гостям и библиотекарям.
В фойе библиотеки был сооружён небольшой майдан, который обрамляли мини-выставки. Свое-образная демонстрация достижений – картины и прикладные изделия самодеятельных художников, библиотечные новинки, фотовыставка «Открытая книга».
В таком смешении красок и стилей трудно ожидать чего-то по-настоящему глубокого и проникновенного. Попсовые ритмы сменяли обрядовые танцы, потом были и бальные.
Коллега Наташа зазывала меня в гардероб, чтобы я мог выхватить девчонок в голубых бальных платьях. «Они как будто с картин Дега, Марат». Но совсем скоро произошло кое-что более важное, чем хочу поделиться с вами, дорогой читатель. Даже в такой солянке можно найти изюминку.
И вот ведущая праздника приглашает к микрофону трёх румяных гимназисток в клетчатых юбках. 8 «4» класс, гимназия №38. Напротив толпится народ, весёлый в разговорах. Женщины в даргинских национальных костюмах и ахвахские музыканты терпеливо ожидают своего выхода, а на балконе молодёжь в нарядах XIX века. Девочки машут веерами, и всё в воздухе библиотеки движется сегодня. А худенькая Айшат Каркаева читает трепетно, иногда сбиваясь, стихотворение Юрия Арестова «Возмездие»:
Он жил, как и многие нынче подростки:
Стремился наесться, поспать, погулять,
Одеться шикарно, поэтому просто
Забыл про святое понятие — мать…
Слишком много внешних волн, которые отдаляют девочку от впечатанного в голове текста. Она выдержала этот натиск.
Следующей вышла уже знакомая мне по книжной ярмарке Джамиля Саламова. Она прочитала «Чулочки» Эдуарда Асадова. Захотелось приблизиться, послушать. И я, включив наглость фотографа, подобрался почти вплотную. Да, возраст совсем юный, и видно в глазах некоторое смущение. Но как пробирает!
Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг белела мгла.
Там были женщины и дети,
И эта девочка была.
Сперва велели всем раздеться,
Потом ко рву всем стать спиной,
Но вдруг раздался голос детский —
Наивный, тихий и живой:
«Чулочки тоже снять мне, дядя?»
Не упрекая, не грозя,
Смотрели, словно в душу глядя,
Трехлетней девочки глаза…
Диана Алиева читала «Письмо к женщине» Сергея Есенина по-хулигански, с той вызывающей бравадой, которая сразу определила есенинский характер, с надломом, осознавая ненужность собственных поз. Девочка смогла преодолеть смущение и прочесть письмо уставшего мужчины. Надо отдать должное её смелости, но выбор очень спорный… Однако было здорово и честно!
Любопытство заставило меня отыскать в зале учительницу девочек и расспросить о том, кто и что повлияло на их выбор.
— Это была ваша инициатива? — прямо спросил я.
Учительница стала рассказывать о своих питомцах, и мне оставалось только удивляться и принимать её слова на веру.
— Они понимают бунт во всех его проявлениях, сердце у этих детей нетерпеливое, честное, жадное до всего тайного и сокровенного. А Есениным Диана увлекается давно, у меня было ощущение, что она ждала дня, минуты, когда ей скажут: «Прочитай-ка наизусть то, к чему душа лежит». Джамиля ревет над стихами о войне… Хотя она над всеми текстами ревет. Однажды даже спросила: «Когда мы уже пройдем произведение, над которым я не буду плакать?» А еще все дети любят, когда их любят… не врут и делятся всем, что есть.
Как хорошо, что в городе есть такая школа, такая учительница, у которой дети увлечены литературой и стихи читают не хуже Безрукова!
Добила меня ученица другой школы. Девочка выбрала стихотворение Анастасии Строкиной, которая месяц назад приезжала из Питера на «Тарки-Тау 2014» и читала в этом самом зале.
Вот так да! А мне думалось – приду, пощёлкаю, набросаю в редакции пару строк и всё — Год культуры закрыт. А у нас, дорогие мои, год только начинает открываться… По-настоящему.
Марат Гаджиев