Недавно вся страна отмечала 200-летие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, а 28 ноября во Дворце детского творчества Махачкалы вспоминали жизнь и творчество бессмертного поэта.
В уютном актовом зале со стенами, расписанными сюжетами из фольклора, собрались юные почитатели творчества Михаила Лермонтова, чтобы окунуться в духовную атмосферу царской России, приблизиться к пониманию сложной, неоднозначной души поэта.
На мероприятии, организованном заслуженным деятелем культуры РД Джаминат Магомедовой, перед зрителями слились два века – две эпохи: в стороне Михаил Юрьевич задумчиво сидит за столом с керосинкой и творит на пожелтевшей бумаге, а рядом читаются бессмертные стихи поэта.
Ученики из студии «Юный журналист» рассказали гостям о жизни Лермонтова, становлении его таланта, перипетиях и стихотворении «Смерть поэта», которое прославило Лермонтова на весь мир и стало причиной его ареста. Но даже в заточении поэт продолжает творить, делая записи на клочках серой бумаги, в которую заворачивался хлеб.
Тема одиночества ясно прослеживается во всем творчестве Михаила Лермонтова, отсутствие родственной души, такой же сложной, многогранной. Из-за пианино встает чтец и произносит «Молитву» Лермонтова:
Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильной
С ее страстями я люблю…
И перед слушателями встает картина душевных терзаний гения, грешника, склоняющего голову перед Богом, неотвратимо привязанного к земному бытию, но просящего помилования.
И Фауст Иоганна Гёте молвил:
Ты верен весь одной струне
И не задет другим недугом,
Но две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
Одна, как страсть любви, пылка
И жадно льнет к земле всецело,
Другая вся за облака
Так и рванулась бы из тела.
Все той же мукою томим, в извечной борьбе с самим собой, в сражении текла жизнь Лермонтова.
И погиб он так же, как его кумир – Александр Пушкин. И так же оставил после себя наследие из нетленных произведений.
Перенестись на два столетия назад, пропитаться трагической атмосферой юным актерам и чтецам помогал драматург Осман Ибрагимов, который на генеральной репетиции руководил чуть ли не каждым шагом, жестом и даже поработал над образом актёра, играющего Лермонтова, пририсовав ему изящные усы и прикрепив золотистые погоны.
А после выступления Осман Ибрагимов поговорил с юными зрителями о драматургии, пьесе «Бэла», написанной по мотивам «Героя нашего времени», об искренности Лермонтова, с которой он создавал своих героев, наделял тонким психологизмом, вкладывая в них собственную душу.
Раисат Сиражудинова