Пятница, Гагарина, магазин «Телли». От назначенного места встречи идём переулком и спрашиваем у встречного мальчика, как пройти в школу. Дождик мелкий в лицо. Мы в поисках прохода ходим вдоль белой ограды взад-вперёд, перескакивая лужи. На ходу спрашиваю Юлю Зачёсову: |
— Ты видела их?
— Да, ты не представляешь, они всё сделали сами.
— А шляпы на них были.
— Шляпы?! Обычные такие. Там другое, лица надо увидеть.
На часах 12.29. Мы не могли понять, где всё-таки дорога в школу, и вдруг видим пролом в этой ограде.
— Слушай, Юля! Отсюда, наверно, карета и заезжает в школу, с заднего двора.
— Не знаю, не знаю! Марину Джабраиловну надо спросить. У меня другой вопрос – действительно ли это дорога в школу?
— Представляешь, кони в мыле резко останавливаются. Чёрный грач слетает на ступеньку к колесу. Ботфорты на сапогах из потускневшей бронзы, зелёный глаз горит. Перьями обоих крыльев налегает на ручку, дверь распахивается, и из кареты…
— А на пороге школы директор: «Почему опаздываете, Весна!»
— Да…
Сегодня мы идём на встречу с детьми литературного клуба «Зелёная карета», существующего год в гимназии №38.
Чуть позже к нам присоединились девочки из литклуба «Верба» Меседо Ярбилова, Марьям Таймазова и Саида Малахова, недавно вернувшаяся в Дагестан.
Мне даже не верится, что в нашей махачкалинской школе возможно создать нечто подобное. Что среди нас живут педагоги, такие как Марина Гаджиева, способные преобразить наших детей, стать проводником в мир литературы и, главное, быть их доверенным лицом. Но рядом со мной шёл живой свидетель, которая уже была на одной встрече и видела глаза школьников. Непонятно другое, почему Юля не запомнила правильную дорогу и вела меня задворками. Возможно, это такой принцип творческих людей — искать своё, не протоптанное.
Дети как дети, шумят, снуют по коридорам. В школе перемена. Поднимаемся по лестнице на второй этаж и, как нам объяснили, сворачиваем налево, потом направо и до конца. Кабинет гудит как улей, вешалки переполнены верхней одеждой. Класс нестандартный, переделанный под маленький лекторий с поднимающимися к потолку рядами кафедр, за которыми и сидят детишки.
Но вот зазвучала музыка, наступила магическая пауза. Голоса прошлого ворвались как ветер. Щемящее чувство расставания, мимолётность настоящего чуда…
Лишь зеленая каpета,
Лишь зеленая каpета
Мчится, мчится в вышине,
В сеpебpистой тишине…
Учитель сосредоточена, все выступления должны уложиться в один урок. Она представила нас и коротко рассказала о прошедших за год мероприятиях клуба. Луч проектора светился, на экран выплывали сценки ярких выступлений в школе, в Национальной библиотеке.
Я нашёл свободное место среди ребят и смотрел на происходящее сверху, выискивая объект для фотографирования.
Чтение стихов началось с Есенина. «Письмо к женщине» прочитала Диана Алиева, которая уже выступала с ним на закрытии Года культуры в библиотеке.
Затем Марина Гаджиева предложила желающим прочитать собственные стихи.
"Оставляйте друг другу записки…" Выступление семиклассницы Амины Шапиевой было первым и заставило меня настроить фотоаппарат на серьёзную работу. Это было неожиданно и здорово, у девочки явно поэтическое мышление.
Патимат Кулаева из 5 "3" класса прочитала стихотворение, посвящённое маме, Магомеданифа Гайдаров из 7 "1" сочинил про кошку, а Марьям Кахриманова из 9 "6" посвятила стихотворение детям Беслана.
Наступило время Шекспира. Ребята переоблачились в самодельные наряды. Сценарий написала Джамиля Саламова. Интересно, что в школьной постановке средневековая трагедия стала новым эпизодом детективного расследования для Шерлока Холмса, который предстал перед зрителями в шляпе.
Гамлет Олег Котельников был очень ярок и просто упивался своей игрой. Офелия, мать-королева и ненавистный король. Сыграно несколько сцен. Игрушечным мечом протыкается Полоний, смерть, слёзы, помешательство.
Так в трагедии, а на сцене всё заканчивается достаточно весело. Главное другое, они слушают историю, постигают человеческий мир, оценивают поступки. Они сопереживают несчастным героям, а значит, никогда не будут равнодушными людьми.
Наступило время и гостям читать свои произведения.
Домой мы уходили на подъёме. Из школьного двора вышли под барабанную дробь дождя и, чтобы не намочить ноги, пошли по ломаной бордюрной линии. Обычная махачкалинская школа, только вот думаю, кому эта встреча нужна была больше – детям или нам?
Шесть коней pазгоpяченных
В шляпах алых и зеленых
Hад землей несутся вскачь,
Hа запятках черный гpач.
Hе угнаться за каpетой,
Ведь весна в каpете этой,
Ведь весна в каpете этой…
Автор текста О. Дриза, музыка А. Суханова.
Марат Гаджиев, фото автора