Даргинский государственный музыкально-драматический театр им. О. Батырая поставил спектакль «Материнское сердце» Р. Хубецовой, посвященный 70-летию Победы. Режиссер и переводчик М. Ибрагимов, художник — И. Супьянов.
Восемь лет театр существует без сцены и актерам негде полноценно работать. Однако труппа в такой прекрасной форме, что превзошла все мои ожидания! Приспособившись работать на узком, крохотном пространстве, называемом сценой. Однако от многих авторских и режиссерских замыслов приходится отказываться. Несмотря на это, на суд зрителей представлена настоящая театральная постановка, проникнутая и пронизанная временем Великой Отечественной войны.
Режиссер глубоко вникает в свое ремесло и знает его до мелочей. Помимо сцены, есть еще масса других проблем, которые нужно решать на очень скромную сумму, выделяемую всем театрам республики за их огромный труд. Но очередной экзамен выдержан, и Даргинскому государственному театру не привыкать к таким испытаниям! Может, хотя бы сейчас Правительство обратит на это внимание?! Такая замечательная и талантливая труппа не заслуживает подобной участи, безразличия и бездействия.
Спектакль, поставленный по самым высшим режиссерским и актерским меркам, никого не оставляет равнодушным, уносит зрителей в другой, жестокий мир, заставляет сопереживать и быть участником происходящих событий. Очень сложно писать о войне, тем более, тем, кто родился в другую эпоху. В то же время ясно, что удивить зрителя непросто. Тут уже фантазия автора, драматурга должна оказывать психологическое воздействие на публику.
Людей во все времена роднит горе и радость, различные испытания судьбы. А потому многие авторы акцентируют внимание на конкретных лицах, на драматизме их переживаний на фоне общенародной боли.
Тут показаны и герои, и предатели. Есть простые, наивные, искренне любящие собственную землю и Родину. Такова героиня постановки «Материнское сердце» Баху (заслуженная артистка РФ С. Абдулмуслимова), преданная своему дому. У неё святое правило жизни — не дать потухнуть огню в очаге, вокруг которого собирается вся семья и гости.
Сапият Абдулмуслимова великая актриса, характерная, яркая, глыба, на которой держится театр. Её труд с восторгом отмечен и на форуме театральных деятелей Северного Кавказа во Владикавказе присуждением первой премии за лучшую женскую роль. В этом спектакле она не играла, а проживала роль, искренне вникая в смысл каждого действия и поступка. Очень отточенно, психологически сильно и правдиво показан образ матери. Вырастив пятерых сыновей, она мечтала о продолжении рода. Но война нарушила планы матери, поглотив их всех.
Каждый из сыновей, уходя на войну (кто по призыву, кто приписав себе годы), подбрасывал дрова в очаг, чтобы сохранить в нем тепло и не потух их род. Невозможно смотреть без слез, как Баху с дрожащими руками читает письмо-треугольник, последнее послание о сыне, или получает от проезжающего солдата страшную весточку. Она мысленно обращается к матери, вырастившей сына-убийцу. Но и немецкая мать испытала горе. И она потеряла сыновей. Их завербовали на войну.
Эта параллель – зов всех матерей планеты, независимо от цвета кожи и национальности. Каждой матери дорог свой ребенок!
– Спектакль потрясающий! – сказал К. Каратов. — Тема войны, думаю, тронула за душу всех, ведь нет семьи, которой не коснулась она. Только из нашего села ушли на фронт 428 человек, половина из них не вернулась. Единственный Герой Советского Союза со всего района — наш мугинец, учитель Сумен Курбанов, который добровольцем ушел на войну и погиб. Другой мугинец подготовил большое количество лошадей для фронта и получил в 43-м году звание Героя Социалистического Труда. Герой Советского Союза, подводник Магомед Гаджиев из сел. Мегеб — тоже наш бывший сельчанин.
Считаю спектакль «Материнское сердце» одной из лучших работ в Даргинском театре.
— Мне очень понравилась постановка, сценические находки, мизансцена, музыкальное сопровождение, — добавил режиссер-постановщик, заслуженный артист РФ Н. М. Алиев. — Но, к сожалению, зал крохотный и требует большого внимания в регулировке звука.
Особо хочется подчеркнуть работу главной героини Сапият Абдулмуслимовой. Очень сложная, эмоциональная, порой даже истеричная роль, требующая огромных усилий, чтобы сохранить и выдержать этот накал до конца. Она прожила этот отрезок времени на самом высоком уровне! Когда так выкладываются, это отнимает здоровье и силы. Но она себя не жалела! Да и остальные делали то, что должны были делать.
Отмечу и дебютную роль летчицы Зариты (артистка Р. Раджабова). Заслуживает внимания работа актеров в роли Бимболата (заслуженный артист РФ С. Алибеков), Ханисат (М. Аскандарова), почтальона (М. Багомедов), молодых девушек и сыновей Баху.
— У меня было такое впечатление, — подключился к разговору художник И. Супьянов, — будто все так легко вошли в роль, словно только пережили эту войну! Всё было так естественно, реально, ненаигранно, незаметно, и я поймал себя на мысли, что их тревоги и боль становятся моими, эмоции захлестнули меня. Считаю это высшим пилотажем режиссера и труппы!
Сегодня преподнесен прекрасный урок истории детям, присутствующим в зале, и тем, кто еще увидит спектакль. Должен как художник отметить, что в такой работе чувствуешь размах, полет, пространство! А здесь, на неприспособленной маленькой сцене, должны проходить лишь уроки мастерства. Я был вынужден от многого отказаться в замыслах. Жаль! Это же плод фантазии, которая не повторяется. От этого теряется качество оформления. И актеры все видны как на ладони. А ведь должно быть какое-то расстояние между ними и зрительным залом.
Хочу надеяться, что затянувшийся вопрос долгостроя будет, наконец, решен! Всех поздравляю с замечательной постановкой и с юбилеем Великой Победы!
Раисат ИБРАГИМОВА