(К выходу в свет третьей части трилогии С. М. Ильясова «Дагестан сквозь призму времени»)
В каждый исторический период в жизни того или иного народа выделяются судьбоносные проблемы, от решения которых зависит быть или не быть ему.
Такой для лакского народа на рубеже XX — XXI веков стала не по его вине возникшая Новолакская проблема. Как известно, полив кровью и потом нескольких поколений землю, на которую его насильно заселили, трудолюбивый и талантливый лакский народ превратил её в один из цветущих уголков Дагестана. Однако в новой геополитической ситуации, связанной с реабилитацией репрессированных народов, лакцы не стали цепляться за неё. Проявив не свойственную для нынешнего времени мудрость и благородство, дали принципиальное согласие уступить аккинцам их исторические земли с условием компактного переселения на новое, подходящее место жительства.
К великому сожалению, «хитрые» лакцы во имя восстановления исторической справедливости, во имя мира и стабильности в республике согласившиеся на тяжелейший шаг нового переселения, оказались заложниками своего благородства. С углублением социально-экономического кризиса в стране всё труднее становилось с финансированием Новостроя, продолжается, если не ухудшается, криминогенная обстановка в регионе, идут споры об экологической надёжности земель переселения. До сих пор не принят ни федеральный, ни республиканский закон о депортированных народах.
В этой обстановке в 2011 — 12 годах одна за другой вышли в свет две части книги о Лакском и Кулинском районах, выпущенной на средства яркого политика, государственника и экономиста, признанного инициатора и мецената практически всех значимых духовных проектов республики последних лет (памятник национальной героине Парту Патиме, мемориал о разгроме объединёнными силами дагестанцев во главе с ханом Муртазали Надир-Шаха в XVIII веке, памятник нашему земляку, герою Италии Гусейну Камалову и др.) Сиражутина Магомедовича Ильясова — «Дагестан сквозь призму времени». У восхищённого и благодарного читателя не было сомнений, что будет и третья часть этой уникальной историко-художественно-этнографической трилогии, — посвященная Новолакскому району. Ведь речь шла о судьбе той части древнего и талантливого народа, которая на своей отчизне оказалась на правах пасынка, бесцеремонно гонимого с места на место, без вины виноватого, которому выпала роль трагического героя в бездарных спектаклях, разыгрываемых недальновидными политическими заправилами.
И вот в августе 2014 года завершающая часть трилогии С. М. Ильясова вышла в великолепном полиграфическом исполнении издательства «Эпоха» тиражом в 1000 экземпляров. До обидного мало! Все помнят, что издание первых двух томов было оценено читателем как значимый вклад в сохранение культуры и укрепление национального самосознания лакского народа. Всей общественностью Дагестана они были приняты как драгоценный подарок, как настоящее неординарное событие в культурной жизни республики. А ведь этот том, в силу отмеченных выше причин, особенно дорог и незаменим! И меня, как любого патриота своего народа, беспокоит, дойдёт ли он хотя бы во все школьные библиотеки лакских районов.
Читателя книги прежде всего поражает ёмкость и убедительность материала. И это неудивительно. Достойный сын своего народа Сиражутин Магомедович не понаслышке знает новолакскую проблему, те события, он – их активный участник. Новолакцы знают и ценят его как сильную личность с высокими моральными качествами, главные из которых — честность и порядочность, законопослушность и верность слову. Они не забывают трагическое 5 сентября 1999 года, когда в район вторглись банды Басаева и Хаттаба. В тот день в Махачкалу хлынул поток беженцев, заполнивших центральную площадь. Вся ярость вылилась на властные структуры и правоохранительные органы республики. Обвиняли их в попустительстве бандитам, в предательстве лакского народа. Страсти накалились, и кто знает, как дальше развивались бы события, если бы к диалогу не подключился только что приехавший из командировки Сиражутин Ильясов. Он сказал всего лишь несколько фраз о том, что в любом случае нужно ехать в район Новостроя, разместиться там, и что он лично не оставит их одних. Этого оказалось достаточно. Люди поверили его слову и организованно покинули площадь. На следующий же день он был рядом с земляками. Первая гуманитарная помощь в виде продуктов питания и денег беженцам была оказана самим Сиражутином Магомедовичем (газета «Новое дело», 5 ноября 2003 г.). Не забудем, что в первый же день вторжения бандформирований международных террористов по решению руководства республики был создан координационный центр (по организации отпора интервентам), куда входил член Госсовета РД С. М. Ильясов.
Коротко о структуре и содержании обсуждаемого тома. Книга начинается вступительным словом Сиражутина Магомедовича «Это нужно знать и помнить», где сжато изложены переплетающиеся между собой истории выселения аккинцев из Ауховского района в 1943 г. и возвращения их обратно в 1957 г. после реабилитации — с одной стороны, переселения туда в 1944 г. около 700 хозяйств из Лакского и Кулинского районов и затянувшаяся история их нового переселения — с другой. Это грамотный и добротный материал для учащихся школ, студентов, научных работников, для всех, кто интересуется драматическими страницами истории своего народа.
Бесценные сведения из первых рук излагаются в разделе книги «Новолакский район глазами очевидцев и участников его истории», скрупулёзно собранные заслуженным работником государственной службы РД Шамилем Акаевым. Невозможно равнодушно воспринимать приводимые здесь потрясающие факты. О первых днях переселенцев на новом месте вспоминает Герой Советского Союза Ризван Сулейманов, работавший в послевоенное время первым секретарём Дагестанского обкома ВЛКСМ: «Я и некоторые ответственные работники республиканских органов посетили Ярыксу-Аух (Новокули) и были поражены. Я никогда, ни до войны, ни после войны, не видел такую страшную картину: почти в каждом доме на полу, чаще на соломе, лежали бездыханные тела, одни стонали, другие вообще не шевелились, а некоторые были уже мёртвыми. Кормить и лечить было нечем, не успевали хоронить мёртвых. Я видел беспомощность и отчаяние на лицах работников сельсовета и руководителей колхоза. Посещать другие сёла я не стал, у меня не было сил видеть людские мучения. По прибытии в Махачкалу дал докладную записку А. Д. Даниялову».
Или рассказ жителя Новокули Д. Гаджиева: «На вторые сутки пути пришлось ночевать в Цудахарском ущелье. На руках у Гулли-Патимат ночью умерла её семилетняя дочь. Она, видимо, была больна ещё до отправки, но чиновникам, слепым исполнителям указаний, было не до этого».
И сколько таких фактов приводится в книге!
Не меньше пришлось перенести и выселенным акинцам.
В 1960 — 62 годах со мной в части служил чеченец из Хасавюртовского района Эльмудин Темирсултанов. Стройный и симпатичный парень, но всегда печальный и задумчивый. Мы узнали причину этой непроходимой грусти: ему было 7 — 8 лет, когда принесли похоронку отца с извещением, что он погиб смертью храбрых в бою с фашистами. А утром его и маму, как и всех других, посадили в товарный вагон и увезли в Казахстан. Плюс ко всему — по пути трагически погибла мать…
Бесчеловечные, жесточайшие страницы нашей биографии, которые нельзя забывать, чтобы нигде и никогда не повторились — этому учит книга. Но главный урок новолакской истории — сила человеческого духа, мужество и трудолюбие людей, благодаря которым они перенесли все лишения и невзгоды жизни и, как выше отмечалось, превратили эти земли в цветущий уголок Дагестана.
Завершающая трилогия Сиражутина Магомедовича Ильясова — это неоценимый памятник потомкам об их отцовских селениях, истории и традициях. И сделано это в книге умело, убедительно. Официально на карте Новолакского района значились 9 населённых пунктов: Новолакское, Ахар, Новокули, Ницовкра, Дучи, Новочуртах, Гамиях, Тухчар и Чапаево. А ведь в печальном 1944 году из Лакского и Кулинского районов были полностью переселены жители 24 аулов. Где же остальные? Они все включены в эти, скажем, общие названия, а затем даются прекрасные и подробные справки о них, их истории. К примеру, после краткой вводной информации о райцентре Новолакское идут обстоятельные отдельные статьи о каждом из шести бывших аулов, жители которых были в этом населённом пункте: Буртни, Варай, Кихарчи, Курхи, Турчи, Халаки. Или после краткой справки о Чапаево — развёрнутые отдельные статьи о заселённых туда Барнихи, Кичурлухи, Оллаурти, Тукат, Чакали, Чара. И так о всех остальных сёлах.
Неоценимая уникальность этого тома — сохранение исторической памяти о 24 исчезнувших с лица земли селениях Лакского и Кулинского районов в сознании их потомков и всех лакцев. Можно бесконечно говорить о достоинствах новой книги Сиражутина Ильясова. Но лучше дать возможность самому читателю непосредственно ознакомиться и оценить. (Книгу можно приобрести по адресу: Махачкала-2, ул. Толстого, 6, издательство «Эпоха». Тел.: 68 09 96).
И в заключение хочется сказать вот о чём. Конечно, нет предела совершенству творческого произведения. И не бывает ни одно из них без недостатков и недоработок. Особенно в реализации данного проекта, куда вложен труд огромного числа авторов. Поэтому ограничусь несколькими не столько замечаниями, скорее пожеланиями. Об одном из них — досадно малом тираже — мы говорили выше.
Далее. Книга, на наш взгляд, несомненно выиграла бы, если бы в ней, как и в двух первых частях, была краткая историческая справка о Лакии в целом. И ещё! Когда берёшь в руки эту замечательную, красочно оформленную книгу, обращаешь внимание на вынесенные на обложку снимки лучших из лучших района. Но не все, особенно дети, и не всех помнят в лицо. Было бы хорошо, если бы где-то внутри дали информацию об этих лучших из лучших.
И еще один момент. К сожалению, из книги о многострадальном Новолакском районе практически выпало имя легендарного Магомеда Хачилаева, признанного лидера ЛНД «Гази-Кумух» — организации, возникшей для решения тупиковой ситуации, в которой оказалось лакское население Новолакского района. Человека, который несколько раз, без преувеличения, спас новолакцев от неминуемого превращения в беженцев. Это, на мой взгляд, досадное упущение такого масштабного, поистине энциклопедического издания. Однако оно не может принизить огромное историко-познавательное, нравственно-политическое и учебно-воспитательное значение этого уникального труда.
Киров Султанов,
доцент кафедры философии
и культурологии ДГПУ