Во вторник, 23 апреля, в Историческом парке «Россия – моя история» состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы конституционного и интернационального развития России».
Организатором конференции выступил Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).
Встреча началась с награждения благодарственными письмами студентов, показавших высокие результаты на масштабных студенческих мероприятиях России: международной конференции молодых ученых «Традиции и новации в системе современного российского права»; научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2024».
Затем с приветственным словом перед присутствующими выступил директор института Гусейн Магомедов. Он поблагодарил гостей за участие и отметил, что их визит очень значим для всей республики.
Мероприятие объединило на одной площадке представителей научного мира, органов государственной власти и местного самоуправления, практиков в сфере права.
Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. Ломоносова, д. ю. н., профессор Сурен Авакьян в своем выступлении затронул тему конституционно-политического развития России.
По его словам, российское общество должно определить, может ли оно продолжать жить с прежней Конституцией или необходимо ее усовершенствовать.
И если общество выберет второй вариант, то необходимо помнить, что каждая поправка должна быть помещена в правильном, подходящем для нее месте.
В качестве примера он привел статью 75.1, в которой говорится, что в России существует взаимное доверие государства и общества, поддержка человека труда, политическая, экономическая и социальная солидарность. Эти слова расположены в главе о федеративном устройстве страны, но должны находиться в самом начале главного документа страны, считает профессор.
«Что же именно можно на сегодняшний день усовершенствовать в конституции? Мы должны все сделать, чтобы укрепить наше государство, особенно его положение в экономике. Для этого должно существовать понятие общенародной собственности, общенародного достояния. Необходимо усилить роль государства как инструмента, действующего в интересах всего российского народа.
Второй момент: поправки в Конституцию от 2020 года надо развивать. Понимаете, у нас появилась конституция, в которой есть такая категория, как общество. Если вы откроете статью 114, вы там найдете такие слова, как гражданское общество. То есть мы идем по пути рационального сочетания категорий «государство» и «общество».
Далее: существуют движения, религиозные организации, партии. Для них тоже надо найти место в конституции. И наконец, надо вспомнить, что была такая прекрасная категория, как трудовой коллектив»,
— считает Сурен Адибекович.
Нужно время на изменения
Затем с докладом выступил прокурор Дагестана Виктор Эпп. Он обратил внимание на то, что обеспечение национального единства – это важнейшая цель конституционного развития России. Одним из основных направлений работы правоохранительных органов является борьба с терроризмом и проявлениями национализма. В законе «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне» борьба с фашизмом закреплена как направление государственной политики, напомнил прокурор.
«Именно национальная Красная армия сокрушила мощную нацистскую машину. История не раз доказывала, что попытки вбить клин в наше единство всегда терпят крах. Сегодня мы видим, как на фоне агрессивных действий наших внешнеполитических противников единство страны крепнет. В СВО участвуют все народы России. Гордимся героями-дагестанцами, в очередной раз проявившими свое мужество и патриотизм. Общероссийская гражданская идентичность заключается в нашей родине, ее великой истории и культуре, и общем ответе за будущее страны», — заявил Эпп.
Директор Юридического института ДГУ, д. ю. н., профессор Шихтемир Магомедов указал на 1-ю главу Конституции, в которой Россия признается демократическим, правовым, социально ориентированным государством. «Все 16 статей являются нормами-целями, нормами-задачами. Но, на мой взгляд, эти цели не могут быть реализованы за 30 лет. Для этого потребуетсяот 80 до 120 лет», — сказал Магомедов.
Он также отметил, что в рамках правовой реформы, которая началась в 2020-м году, на федеральном уровне проделана большая работа, но на уровне субъектов России процесс не заработал в полном объеме. Кроме того, Шихтемир Баширович обозначил необходимость внесения поправок в 1, 2 и 9 статьи Конституции, а также принятия федерального закона о Конституционном Собрании РФ.
Заведующий кафедрой конституционного и международного права ВГУЮ РПА, д. ю. н., профессор Бадма Сангаджиев отметил, что в России происходит правовая трансформация, но и международные нормы претерпевают серьезные изменения.
«Особенно часто международное право, — сообщил Сангаджиев. — Недавно в разговоре коллега, руководитель крупной компании сообщил мне, что не берет на работу людей старше 30 лет. Почему? Коллега ответил: «Да, юрист в этом возрасте только начал развиваться, но уже слегка устарел». Он привел в пример недавний случай, когда молодой специалист сказал гостям из Индии, что всегда рад встрече с партнерами из «стран третьего мира». После чего делегация из дружественной страны не захотела продолжать переговоры. Что интересно, виновник ситуации даже не понял, на что индусы обиделись. В его представлении мира, Индия как была когда-то страной третьего мира, так таковой и остается по сей день. Но обстановка в мире изменилась, вектор политики поменялся, экономики изменились. И именно нынешним студентам и выпускникам придется работать в новых условиях».
Также Бадма Владимирович отметил выступление студентов Северо-Кавказского и Ростовского филиалов на «Державинских чтениях» в прошлом году. «В моей секции их было немного, но те, что были, меня приятно порадовали. С некоторыми из них мы поддерживаем связь. Я желаю вам удачи на следующих чтениях, которые состоятся в Минюсте России в ноябре», — заключил Сангаджиев.
Конституция и вопросы медицины
О взаимоотношениях конституционного права и медицины рассказала профессор кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ, д. ю. н. Александра Троицкая.
Она отметила, что одна из основных проблем, возникающая при взаимодействии юридической и медицинской отраслей — нехватка представлений о медицинских достижениях. Фундаментальные науки достаточно трансграничны, информация по ним появляется на разных иностранных языках, поэтому не всегда все мировое медицинское сообщество может получить сведения своевременно.
«К примеру, первое в мире зафиксированное генетическое редактирование младенцев. В результате чего родились дети, якобы устойчивые к инфекции ВИЧ. Это произошло в Китае, и хочется узнать, чем закончилась история, как эти девочки чувствуют себя сейчас. Но подробностей до сих пор нет.
Какие вопросы возникают с точки зрения конституционного права? Классические медицинские достижения и новые технологии – являются ли они частью возможностей, на которые люди могут претендовать юридически? Это значимый вопрос для повседневного качества жизни многих людей. Но не всегда понятно: то, что наука уже умеет делать, это должно защищаться как конституционное право? Если да, то появятся соответствующие ожидания от государства и забирать эти возможности уже нельзя будет произвольно, нужно это делать в соответствии с законодательством. Или мы не говорим, что это просто коммерческая услуга? Или некоторые из этих возможностей не стоит разрешать в принципе, ни в какой форме?» — поясняет Троицкая.
В качестве иллюстрации к обозначенным вопросам она рассказала историю женщины из Австралии, с 3-х лет страдающей тяжелой формой эпилепсии. Болезнь практически исключала возможности для социальной жизни. Пациентке вживили в мозг 16 датчиков, которые вовремя выдают ей информацию об эпилептическом статусе. Жизнь женщины изменилась в лучшую сторону. Но фирма, которая обслуживала эти датчики, обанкротилась. И вот возник вопрос: что делать? Пациентка не хочет отдавать эти датчики. Стала ли эта технология частью ее организма? Защищает ли частная неприкосновенность ее возможность дальше жить с этим девайсом?
Что такое достоинство личности? Означает ли оно, что мы должны разрешать вспомогательные репродуктивные технологии, автономный репродуктивный выбор? Не только ЭКО, но и суррогатное материнство? Нужно ли разрешать проводить тесты в рамках ЭКО полученных эмбрионов с точки зрения состояния их здоровья, отобрать более здоровых? А куда в таком случае деть те, что не прошли проверку? Можем ли мы выбирать эмбрионы по гендерной принадлежности? Эти и многие другие вопросы, стоящие на стыке юридической и медицинской специальностей, еще предстоит решить.
Понятийный аппарат
Судья Конституционного суда Дагестана в отставке, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин ВГУЮ РПА Хасбулат Рустамов считает, что совершенствовать Конституцию необходимо с преамбулы.
«В ней есть слова об утверждении прав и свобод человека. Но я полагаю, нужно дополнить эти строки: «права и свободы человека и гражданина».
Затем, в статье 1-й говорится, что Россия является демократическим федеративным правовым государством. Во Франции правовое государство строили 400 лет, в Германии – более 200 лет. А у нас решили построить его за несколько лет. Это слишком романтический подход к таким масштабным процессам.
Кроме того, считаю, что в Конституцию нужно ввести статью, посвященную основным конституционным понятиям. За главный закон страны голосовали миллионы россиян. Но большинство из них в дебрях юриспруденции не разбирается. Так вот, нужно, чтобы люди при чтении Конституции могли заглянуть в понятийный аппарат и прочитать, что значит тот или иной термин. Например, что такое преамбула, чем отличаются наивысшие ценности от обычных ценностей, что такое судебное разбирательство и судебное рассмотрение? Конституция в первую очередь пишется для народа, поэтому она должна быть понятна простым гражданам», — сказал Рустамов.
Цифровизация и самоидентификация личности
Доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ Елена Маркова в своем докладе рассмотрела, как может проявляться прямая демократия в условиях цифровизации.
«В первую очередь хотелось бы сказать о дистанционном электронном голосовании. Оно проходит с помощью технологии блокчейн, которая одновременно дает нам новые возможности, но в то же время ставит перед новыми вопросами. Это единственная технология, которая по своим характеристикам может обеспечить нам принцип тайного голосования. Здесь кроется центральная проблема: способ дистанционного голосования основывается на принципе доверия. Появление новых технологий – всегда вопрос доверия государству. В этой связи технологии ставят нас перед необходимостью пересмотреть все избирательное законодательство», — пояснила Елена Николаевна.
Она рассказала о таких формах демократии, как общественные обсуждения нормативных правовых актов и российская общественная инициатива. Елена Маркова подняла вопрос, все ли процедуры можно перевести онлайн, а также выразила уверенность, что прямая демократия должна процветать на низовом уровне, в муниципалитетах.
Завкафедрой конституционного и международного права Юридического института ДГУ Заира Мусалова рассказала о трансформации конституционного статуса, идентичности и самоидентификации личности.
«В последнее время этот вопрос находится под влиянием так называемой либеральной повестки. В свое время Фрэнсис Фукуяма говорил, что история современного либерализма связана с постепенной мутацией принципа всеобщего и равного признанияправ в требование отдавать приоритет или предоставлять исключительные права отдельным категориям людей, в том числе маргинальным группам. Эта проблема становится все более острой, особенно в отдельных государствах», — заявила доцент.
Некоторые государства расширили список полов и ввели до 70 гендеров. При этом человек может идентифицироваться не только с половой составляющей. Есть новости о том, что в Германии проводится съезд людей, считающих себя собаками, где-то люди вступают в брак с неодушевленными предметами.
«Можно было бы к этому относиться как к проявлению чудаковатости, — считает Мусалова. — Но постепенно такие случаи становятся тенденцией и затрагивают правовой статус личности, и влияют на мужчин и женщин, у которых нет проблем с самоидентификацией.
Мы должны определять через конституционные инструменты тот набор ценностей, который важен для большей части народа, и обозначить границы возможного вмешательства».
Верховенство права и наша реальность
О государственном регулировании деятельности политических партий рассказала ассистент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ Заира Курбанова.
Она выделила несколько проблемных сфер в этом направлении. Во-первых, финансирование партий юридическими лицами. Это часто влечет за собой партийную коррупцию и лоббирование интересов. Отследить эти явления сложно, поэтому некоторые страны запретилиюрлицам отчислять партиям пожертвования.
«Что касается избирательного процесса, то здесь буду стоять на том, что стоит продолжить закрепленную в законодательстве возможность создавать объединения и союзы с другими политическими партиями, обеспечить возможность создавать избирательные блоки.
И третий момент, он касается сотрудничества с иностранными организациями. Прямого запрета на сотрудничество с иностранными партиями нет. Но, может, нам стоит задуматься, взять под контроль эту ситуацию. Думаю, это было бы уместно в нынешней ситуации», — подчеркнула Курбанова.
По мнению завкафедрой теории государства и права Юридического института ДГУ, д. ю. н., профессора Абулмуслима Муртазалиева, проблема обеспечения правового верховенства – самая фундаментальная. Она постоянно находится в поле зрения и обсуждения, и, тем не менее, каких-то больших успехов в теоретических разработках пока нет.
«Хотя в статье 1-й Конституции написано, что Россия — это демократическое федеративное правовое государство, видимо, для нас это звучит как пожелание, чем что-то существующее де-факто. И наша страна не одинока в этой проблеме. В последние 7 лет индекс верховенства права в странах мира снижается. В практическом смысле нужно еще многое сделать для того, чтобы принципы верховенства стали не только догматическим достоянием, но и нашей реальностью», — подытожил Муртазалиев.
Конференцияпродолжилась 24 апреля. Александра Троицкая, Бадма Сангаджиев и Елена Маркова провели цикл публичных лекций для студентов Северо-Кавказского филиала ВГУЮ РПА.
Асият Ибрагимова