Рождение ребенка – самое важное и волнительное событие в жизни каждой семьи. Но, к сожалению, не все любящие пары в силу определенных обстоятельств и проблем со здоровьем могут насладиться радостью отцовства и материнства.
Подробнее о причинах, вызывающих бесплодие, и о том, как его можно лечить, мы поговорили с заведующей отделением вспомогательных репродуктивных технологий и бесплодия Республиканского центра охраны здоровья семьи и репродукции Муминат Арсеновной Хархаровой.
— Как вы пришли в профессию, почему выбрали для себя именно медицину?
— ДГМА я окончила в 2001 году, затем ординатуру на базе Центральной больницы, потом аспирантуру проходила в Москве. Что касается того, почему выбрала именно эту профессию — просто других для меня не существовало вообще. Я не рассматривала какие-то иные варианты, с детства знала, что буду врачом. Другой вопрос в том, что я не собиралась заниматься ЭКО. Долгое время работала в гинекологической хирургии, лапароскопии. А в Центре охраны здоровья семьи и репродукции я уже около трех лет.
— Как вы считаете, на каком уровне сегодня медицина в Дагестане? Движется ли она вперед или стоит на месте?
— Судя даже по тем службам, с которыми сталкиваемся непосредственно мы — гинекология, андрология и многие другие, я думаю, что она развивается, и очень активно. К нам приходят молодые врачи, у которых огромное желание работать. Они проходят ординатуру за пределами Дагестана, но не остаются там, а приезжают сюда — этому можно только порадоваться. Причем, хочу особо отметить — возвращаются они не потому, что у них там так сложились обстоятельства, не потому, что им пришлось. Это люди, которые целенаправленно уезжали, зная, что они вернутся на Родину. Например, совсем недавно к нам на работу устроилась эмбриолог — специалист, который выполняет большую часть работы в ЭКО, она окончила университет и ординатуру в Санкт-Петербурге и приехала сюда.
В общем, я не могу поддержать тенденцию ругать нынешнюю молодежь, особенно молодых врачей. Мы видим обратную ситуацию — у нас работают специалисты, которые знают, чего они хотят, знают, как этого добиться, и все для этого делают.
— Много ли бесплодных пар в Дагестане?
— Да, Дагестан немного опережает среднероссийские показатели. Хотя, вроде бы, рождаемость в нашей республике достаточно высокая — она таковой является за счет многодетных семей. То есть те пары, у которых нет серьезных проблем, рожают много детей. Но, несмотря на это, бесплодие остается актуальной проблемой.
— А с чем это может быть связано?
— Ну конечно, во многом это связано с плохой экологической ситуацией, загрязненной окружающей средой, стрессовой обстановкой. Кроме того, играет роль менталитет наших женщин, которые не сразу обращают внимание на свои проблемы и приходят к врачу достаточно поздно. Очень часто за помощью к гинекологу обращаются на таком этапе, когда проблемы намного тяжелее решать, чем если бы обратились сразу. Правда, надо заметить, к нашей радости, число таких супружеских пар постепенно снижается, и если через полгода после брака беременность не наступает — они уже приходят к нам.
— После скольких лет жизни пара считается бесплодной?
– 6 месяцев. Если в течение этого периода беременность не наступает, то уже нужно начать беспокоиться.
— Что встречается чаще — мужское или женское бесплодие?
— Процент приблизительно одинаков, 50/50. Но больше всего сочетанных факторов, то есть когда проблемы есть у обеих сторон.
— Расскажите, что представляет собой экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)?
— Суть данного метода зачатия заключается в том, что оплодотворение яйцеклетки осуществляется вне организма будущей матери и все начальные этапы развития эмбриона происходят в искусственных условиях. И уже впоследствии развившийся эмбрион переносят в матку матери для дальнейшего вынашивания ребенка уже естественным путем.
— Каково соотношение успешного развития этой процедуры?
— Считается, что не совсем правильно составлять общую статистику в этом вопросе, потому что слишком разный контингент пациентов. Более правильно будет оценивать по возрастам. Благоприятнее всего условия складываются, естественно, когда женщина помоложе. Потому что в силу физиологических особенностей она рождается с определенным количеством яйцеклеток, которые в течение жизни расходуются, а новые не вырабатываются. С возрастом женщина теряет свою репродуктивную функцию, чем она старше, тем меньше у нее шанс забеременеть. Поэтому у женщин до 35 лет процент вероятности наступления беременности — 40 — 45%. И чем дальше, тем эта вероятность снижается.
На ЭКО пациенты приходят тогда, когда испробовали до этого уже все остальное. Плюс им дополнительно требуется года 2 для того, чтобы собраться, решиться. И таким образом, основная масса женщин, которые к нам обращаются — за 35 лет, ближе к 40.
В 2013 году мы получили от страховой медицины определенное количество квот — на 150 человек. И за прошлый год процент наступления беременности у нас составил 23%. На самом деле это очень хороший показатель, учитывая, что мы только недавно начали работать, то есть мы расценили это как успех.
Вообще, сейчас многие ученые сходятся в таком мнении, что ЭКО можно расценивать как неудачу только после трех попыток. Первая попытка — на ней врач присматривается к пациенту, определяет, на каком уровне и где именно у него нарушения. Если ЭКО проводилось уже 3 раза и беременности нет — только этот случай врач может считать неудачей. Есть женщины, которые с первого раза забеременели, есть те, кто и со второго раза не могут забеременеть. Бывают случаи, когда мы точно знаем причину, по которой беременность не наступает, проводим соответствующее лечение, но, увы, больше ничего не можем сделать. Хотя это лучший вариант, когда мы знаем, что лечим. Случается и так, что пациентка вроде и обследована полностью, все нарушения выявлены и вылечены, но беременность не наступает все равно, и мы не знаем, в каком направлении двигаться дальше.
— Существуют ли какие-либо противопоказания для проведения ЭКО?
— Любое противопоказание к наступлению беременности вообще: онкологические заболевания, острые инфекционные процессы, психические нарушения. То есть чего-то особенного, что являлось бы противопоказанием только для ЭКО, здесь нет. Есть диагнозы, при которых ЭКО не поможет и мы ничем не сможем помочь. Например, возрастные пациентки, у которых уже достаточно серьезные изменения организма — им мы не рекомендуем все-таки эту процедуру, потому что она подразумевает большую гормональную нагрузку.
— Отличаются ли дети, рожденные с помощью ЭКО, от остальных детей?
— Это глобальный вопрос, который интересовал всех — и самих родителей, и профессоров, и академиков на начальном этапе развития ЭКО, он раньше поднимался практически на каждом конгрессе или съезде врачей. Нет совершенно никакой разницы между детьми. Это уже неоднократно доказано, на эту тему выпущено огромное количество специальной литературы.
— Наверное, моральная нагрузка на пациентов в период ожидания очень тяжелая…
— Даже мы, врачи, переносим это достаточно сложно, что уж говорить о самих пациентах. Парам нужна психологическая поддержка специалиста как перед процедурой, так и в период ожидания результатов. Но, надо сказать, многие относятся к этому достаточно философски. Они читают информацию в Интернете, общаются с людьми, уже прошедшими через ЭКО, врачами. То есть они знают, что с первой попытки вероятность наступления беременности низкая.
Асият Ибрагимова