Редакция «МД» продолжает серию публикаций о руководителях высших и средне-специальных учебных заведений нашей республики. Предлагаем вашему вниманию беседу с директором Хасавюртовского аграрно-экономического колледжа Абдурагимом Бексултановым.
— Наступил Рамадан. Как вы к нему относитесь?
— Это очень долгожданный месяц для мусульман. Меня радует, что практически все наши студенты и преподаватели держат пост.
— Скоро вам исполнится 70 лет. На ваш взгляд, это повод оглянуться назад, оценить свое прошлое, с надеждой смотреть в будущее или разобраться в реалиях дня нынешнего? К чему вас обязывает этот возраст?
— В первую очередь человек дает себе отчет с высоты прожитых лет. Оценивает ключевые моменты своей жизни, поступки, возвращается к ним и еще раз анализирует. Думаю, чем меньше переоценок, тем больше человек чувствует, что он правильно жил. По правде сказать, в моей жизни таких моментов, где я поступил бы иначе, очень мало.
— Абдурагим Абдулзагирович, говорят, вы мудрый, интеллигентный человек. Согласны с этим определением? И вообще, что вкладываете в эти два понятия?
— Отвечая на этот вопрос, хотел бы остановиться вот на каком моменте. Нам обрисовали прошлое так, будто до революции Дагестан был каким-то темным, забытым краем, не имеющим никакой культуры. И это я всю жизнь ношу в себе как травму. Ведь на самом деле и до революции в Дагестане существовала грамотность, культура, обычаи, традиции, своя интеллигенция, в частности мои предки. Например, брат моего деда был полковником царской армии, первым главой буйнакской городской думы, которая выполняла функции республиканской.
Думаю, все передается на генетическом уровне.
А что касается мудрости… На мой взгляд, есть простая формула — прежде чем что-то сказать, делать, нужно предвидеть, к каким последствиям это может привести.
Вот, скажем, в мою бытность главой района к нам приезжали разные аналитики и говорили, будто есть серьезные предпосылки для возникновения этнических конфликтов, а их нет. Я отвечал, что мы всегда принимали убеждающие меры, т. е. придерживались той самой формулы.
Однажды к нам прибыли эксперты по изучению конфликтов. Уезжая, отметили, что удивлены мудростью дагестанцев.
Так что мудрость — наша национальная черта.
— Долгое время вы руководили Хасавюртовским районом, многонациональным, приграничным и весьма не простым. Коллеги вспоминают вас как жесткого и в то же время справедливого руководителя…
— Хасавюртовский — самый крупный по численности населения из сельских районов России, да и по своей проблематичности не отстает. Первичное звено власти – муниципальная. Она должна слушать и слышать чаяния людей. Поэтому, будучи главой района, я старался, чтобы ни один человек, приехавший к нам, не уехал, не попав ко мне. Самая главная проблема в организации на уровне любой власти – должен работать не только руководитель, но и все остальные. Только тогда власть эффективна.
Поэтому я требовал, чтобы все выполняли свои должностные обязанности. И люди, прибывшие издалека с намерением попасть к главе и поделиться своими проблемами, не уезжали разочарованными.
— Абдурагим Абдулзагирович, вы были депутатом Народного Собрания трех созывов. Имея такой большой опыт, на ваш взгляд, руководить районом труднее в советское время или сегодня?
— Приведу пример. В 1994 – 1995 годы учителя по 5 — 6 месяцев не получали заработную плату. Теперь представьте себе, сопоставим ли тот период с этим? Когда нам звонили из министерства финансов и говорили, что скоро зарплата, для нас это было целое событие. Но люди работали, верили, т. е. уровень сознательности у населения был выше, поскольку партийная идеология еще существовала.
Когда руководитель поставлен в такое положение — от него ничего не зависит, люди не могут платить налоги за отсутствием зарплаты, нет поступлений в бюджет… Как быть? Несмотря ни на что, мы ездили по селам, пытались убедить людей, что это временное явление, нужно как-то мобилизовать запасные ресурсы. И многие понимали ситуацию.
— Человек советской формации, нашедший себя в новых реалиях. Насколько это определение о вас?
— Я отношусь к тому периоду в некоторой степени с ностальгией. Мы бездумно разрушили старое, не построив нового. В отличие от других стран, которые это делали аккуратно, деликатно.
Очень много хорошего, созидательного было при советской власти — дисциплина труда, ответственность руководителей. Но имелись и ненужные ограничения. В то время ВВП района составлял около 1 млрд советских рублей, если бы мы пришли в перестройку с тем уровнем производства, с тем отношением к труду, жили бы лучше всех в мире. В советское время район производил почти 100 тысяч тонн зерна, а сейчас вся республика — 230 тыс. тонн; 40 тыс. тонн винограда и т. д.
Однако найти себя в нынешних условиях проблемы не составило. Если человек созидает, трудится — никаких сложностей не должно быть.
— Вернемся к колледжу. Что он сегодня представляет собой?
— Наш аграрно-экономический колледж — современное учреждение, где можно получить среднее профессиональное, практико-ориентированное образование. Наши студенты востребованы везде. 60 — 80% работников народного хозяйства — специалисты со средним образованием. Большинство наших выпускников устраиваются по специальности, остальные открывают свое дело.
— С какими сложностями столкнулись, возглавляя колледж более 7 лет?
— Самая большая проблема нашего образования – преподавание. Став директором, я хотел внедрить инновационную технологию в образовательный процесс колледжа и создал необходимые предпосылки. Приобрели около 100 компьютеров, поставили задачу обучать детей по самым современным технологиям, поскольку у них очень низкое базовое школьное образование. Они заканчивают школу, так и не поняв многих законов физики, формул, а у нас из 4 специальностей 3 – технические. Предприняв подобные шаги, мы надеялись на скоротечный результат. Однако ошиблись в расчетах. Оказалось, что сначала нужно обучить преподавателей, ведь большинство из них очень консервативны в своей педагогической деятельности. А сегодня на первом месте стоят не только знания, но и навыки, умения.
В данный момент у нас работают такие преподаватели, которых нет во всей республике. Это я говорю с полной уверенностью.
— Как оцениваете современную молодежь?
— Часто говорят, что она у нас бестолковая. Категорически с этим не согласен! Наша молодежь толковая, но не хватает воспитания, потому что родители с утра до вечера заняты своими делами и им не до детей. Сегодня молодые люди весьма информированы, они великолепно владеют Интернетом, компьютером, у них много различных интересов.
Хотелось бы, чтобы подрастающее поколение было образованным, интеллигентным. Желаю, чтобы, несмотря ни на какие жизненные преграды, они всегда стремились вперед.
— Ну и, в завершение, что пожелать вам в юбилей?
— В исламе день рождения не отмечается, а рекомендуется держать уразу и благодарить Всевышнего.
Абаш АБАШИЛОВ, Гянджеви ГАДЖИБАЛАЕВ