Где и как в Махачкале проверяют QR-коды
Российский оперативный штаб по борьбе с коронавирусной инфекцией совместно с профильными ведомствами готовит законопроекты о введении обязательных QR-кодов в кафе, транспорте и магазинах. Сроки внесения двух законопроектов на рассмотрение в Госдуму пока не названы, но уже известно, что ограничительные меры в случае принятия новых законов будут действовать до июня 2022 года.
«Молодежка» продолжает серию публикаций о том, как в Дагестане работает система QR-кодов. Мы опросили владельцев заведений общепита и представителей сферы услуг, а также их клиентов.
Что говорят бизнесмены
«Никаких специальных людей нам не выделяли и никакой инструктаж не проводили, – рассказывает владелец сети кафе в Махачкале. – Наш администратор стоит у входа в кафе и спрашивает каждого посетителя, сканирует на свой телефон код, и люди заходят. Документы, конечно, не требуем – не имеем на это права.
Посетителей стало на 70 процентов меньше. Если еще неделю это будет продолжаться, у меня закончится запас денег и мне нечем будет платить зарплату. На доставке совершенно ничего не изменилось: люди не стали больше заказывать еду».
Владельцы бизнеса отмечают, что сейчас люди с большим пониманием относятся к соблюдению антиковидных мер, в отличие от прошлого года, когда долгое время заведения общепита работали только навынос.
«Коды проверяют администраторы кафе на входе. Я походила по другим заведениям, посмотрела, как это делается, мы обкатали эту схему, – говорит Эмилия, хозяйка сети кондитерских в Дагестане. – Просто телефон наводят на код, и открывается подтверждение на «Госуслугах» – код, инициалы, дата рождения. И все это сверяется с паспортом человека. Прийти с чужим кодом невозможно. Мы ссылаемся на постановление оперштаба. Но никто и не спросил, на какой документ мы ссылаемся. Население в этот раз более подготовленное, чем в первый карантин. Когда мы говорили, что внутрь заходить нельзя, они выламывали двери со словами: «Кто сказал «нельзя»? Нам все можно». Сейчас особо претензий нет, люди подстраиваются под ситуацию, и у многих код есть. В основном население уже подготовленное, заранее чаще всего звонят и интересуются, отменили ли коды и можно ли у нас без кодов прийти в кафе. Чаще всего эти люди оказывались без кода, мы вынуждены им отказывать – это неприятно и влияет на показатели компании».
«К нам в первый день пришли участковые, что ли. Проверяли коды у нас, работниц. Мы все показали. Посетителей в тот день и не было практически. Мы сами спрашиваем коды, администратор смотрит», – уверяет Патя, мастер в салоне красоты в Каспийске.
Что говорят клиенты
«За все время два раза поинтересовались, да и то один раз парень таким тоном это говорил, будто ему самому неловко передо мной. Но в паспорт не заглядывали. А во второй раз, как мне показалось, поинтересовались, потому что не признали во мне частого посетителя, то есть из-за недоверия», – говорит Малик.
«Без ресторанов я могу обойтись и специально провоцировать их не хожу. Но когда зашла в торговый центр за продуктами и у меня потребовали показать код, сославшись на указ, я попросила показать мне этот документ. Не показали. Тогда я спросила, нет ли у них геморроя. Они начали охреневать. Привита я или нет – такая же врачебная тайна, как и относительно их болячек. И никто не имеет права с меня это требовать. Я попросила вызвать сотрудников полиции, не вызвали. Прошла на кассу без маски и «куриного» кода», – поделилась в соцсетях своим мнением жительница Махачкалы.
«Вчера нас не пускали обедать, только навынос. Но мы гордо сказали, что все закодированы, и нас впустили. Проверять не стали. Тут на районе все знают, что мы преподы, и верят на слово. Нам же принудительно-настоятельно порекомендовали всем привиться. Но я бы и так привилась, на пару месяцев позже. Болела, больше не хочу», – рассказывает преподаватель из Махачкалы Наталья.
«Никаких проблем не встречал, есть маска, код и бронежилет с каской. Пропускают везде», – говорит Магомед.
«Вчера приходили в офис москвичи, смеются, говорят: «Заходим в кафе. Спрашивают: «У вас есть код?» – «Есть!» И пропустили, ничего смотреть не стали», – сообщает Мадина Ибрагимова.
«С моим кодом пол-Махачкалы ходит», – признается Диана.
«Я узнал от своего коллеги-гида, что на крепости в Дербенте требуют QR-код, но охранники не проверяют подлинность. Мои туристы, у которых не было кода, показали на входе коды из «Макдоналдса» и спокойно прошли», – рассказал гид Магомед.
«Меня просили показать код трижды. Один раз в фитнес-зале (но так как я там каждый день тусуюсь и меня там все знают, одного раза было достаточно). И второй раз код я показывала, причем его еще и отсканировали, в кофейне. Еще раз спросили код при посещении Русского театра», – говорит Хиринду Султанова.
Но, видимо, все зависит от конкретных проверяющих.
«Ходил с детьми в Русский театр. Какой код, даже билеты не проверили!» – Эльдар.
«Подруга переболела несколько месяцев назад. Кода так и не добилась. Вот и ходили с ней в кафе: я с кодом, она — с выпиской. В кофейне читали, увидели «коронавирус» за подписью лечащего врача, пустили. Так что все работает», – убеждена Дина Бийгишиева.
А кое-где открыли специальные вакансии проверяющих коды – «людей-сканеров».
«Друг работает в ресторане. Говорит, хотят взять на работу человека, чтобы на входе коды проверял. Оплата – тысяча рублей в день. Не могут найти: никто не хочет за эту сумму ругаться с посетителями», – рассказывает Рамазан.
«Знакомый взял код своего друга, при этом тот старше него аж на семь лет, но спокойно ходит. И при этом никто почему-то не удивляется, что заходит 30-летний амбал, а код выдает 23-летнего парня. Ни в одном заведении не спросили у него паспорт, один раз год рождения спросили. И охранник пошутил: «Че-то ты плохо выглядишь».
У меня нет кода, никак не появится на «Госуслугах». Там, где официантки знакомые, не то что не спрашивают, но даже говорят: если проверка, они свои за меня покажут. Кстати, за компанию тоже впускают. Типа если у одного есть, вместе с ним заходят остальные. В других местах советовали: если проверка – выключите телефоны, типа разрядились. Лайфхак», – делится своими историями Наташа.
«У меня в ресторане при входе не спросили код. Потом следом пришла девушка и извиняющимся голосом поинтересовалась, есть ли у меня код. Я сказала, что да, и полезла в сумку за телефоном, а она говорит: «Не надо, не надо показывать». Я все равно показала, но ей было не особо интересно смотреть. Говорит, просто неудобно бывает даже спрашивать у людей. А подруга настояла, чтобы они проверили у нее, еще и с паспортом сверили, говорит: «Мне самой интересно! Вы в прошлый раз тоже не посмотрели у меня! Проверьте хоть сегодня». Они сопротивлялись, но согласились проверить, типа ну ладно, давай», – рассказала Бэла.
Анастасия Расулова
Читайте также «Работаем, но с осторожностью»