С 14 марта социальная сеть Instagram заблокирована на территории России по требованию Генпрокуратуры. Причина – компания Meta Platforms разрешила призывы к насилию против российских военных в соцсетях Facebook и Instagram.
Пользователям было дано двое суток для создания копий данных со своих страниц. Блогеры тут же ринулись создавать свои телеграм-каналы, зазывая свою инста-аудиторию подписываться. Все официальные ведомства также перешли на альтернативные площадки в сети.
Но «Инстаграм» и сейчас продолжает свою работу – через VPN. Это безопасное зашифрованное подключение к глобальной сети, позволяющее обходить локальные запреты и при этом сохранять конфиденциальность. Эта технология подменяет адрес пользователя в сети на любой другой, словно вы пользуетесь интернетом, находясь в другой стране.
По количеству пользователей «Инстаграма» Россия занимала первое место в Европе. 64 миллиона россиян имели свои страницы в этой соцсети – это примерно 45 процентов населения страны.
В Дагестане эта соцсеть также очень развита. В ней можно было найти любую информацию: где поесть, где сделать макияж, где купить новые тарелки и даже жилье. У каждого мало-мальски клиентоориентированного бизнеса есть своя страничка в «Инстаграме».
«Молодежка» попыталась выяснить, как люди, использовавшие «Инстаграм» как бизнес-инструмент, пытаются переориентироваться после блокировки этой соцсети.
«В первую очередь, я думаю, это повлияет на малый бизнес, – считает Заира Джаватханова, директор по развитию компании «Пару групп», гендиректор школы бизнеса EMBI. – Средний бизнес себя заранее обезопасил тем, что у них есть несколько каналов продаж, есть отделы продаж, есть база клиентов, структурированная работа с клиентами через СРМ-систему (программа, предназначенная для автоматизации взаимодействия с заказчиками. – «МД»). Возможно, средний бизнес тоже затронет, потому что будет меньше аудитории, которая о нем будет узнавать.
Во-вторых, люди потеряют для себя достаточно дешевый канал продаж, потому что если заявка через «Яндекс.Директ» для многих компаний стоит 400 рублей, то через таргетированную рекламу в «Инстаграме» она обходилась примерно в 30–40 рублей. Сейчас найти потенциального клиента для среднего бизнеса будет гораздо дороже. У малого бизнеса основной источник заказов был через «Инстаграм». Большинство не развивали другие каналы продаж, пока не было лишних финансов. Поэтому использовали «Инстаграм», и теперь, когда резко объявили о том, что у вас два дня и как хотите выгружайте там свои фотографии, естественно, они первым делом кинулись спасать контент, но при этом не успели нормально выгрузить клиентскую базу. До этого они не собирали номера телефонов, потому что многие клиенты покупали через «директ» и так далее, и многие потеряли клиентов.
Те, у кого численность аудитории была ниже среднего, допустим, эконом-класса, среднего класса, – не все из них готовы платить за VPN, а бесплатный работает со сбоями, долго загружается. Из-за чего люди перестали заходить в «Инстаграм».
Сейчас ходят разные слухи, что VPN могут копировать личную информацию, получать доступ в банковские приложения. Поэтому люди боятся заходить через VPN тоже».
По мнению Заиры Джаватхановой, в первую очередь пострадают эксперты, специалисты, люди, которые зарабатывали за счет продаж своих услуг, рынок онлайн-образования в России.
Что делать? Для начала перестать ждать, что как-нибудь само все наладится, считает она. И начинать действовать. В других соцсетях:
«Нужно постараться удержать ту аудиторию, которая все-таки осталась в «Инстаграме», не отказываться от нее полностью, но при этом обезопасить себя выходом на другие площадки. Самая лучшая площадка сейчас для этого – «ВКонтакте» («ВК»), она занимает в мире 15-е место по популярности. Чем ждать, что выйдет что-то похожее на «Инстаграм», лучше выйти на ту площадку, которая не первый год стабильно работает. По функционалу она может достойно заменить «Инстаграм», она в этом смысле даже гораздо шире. Внутри этой площадки можно создавать свои мини-сайты, можно добавлять товары, есть возможность оплачивать заказы. Очень много возможностей. При этом таргетированная реклама тут гораздо дешевле, чем в инста, гораздо проще ее настроить, не нужен отдельный таргетолог. Функционал достаточно широкий и удобный. Главное – освоиться, полюбить.
Единственный минус в том, что инста все любят за красивую картинку и, по сути, люди туда приходили за отдушиной, за тем, чтобы увидеть красивую жизнь, свизуализировать это для себя, получить какое-то эстетическое удовольствие, особенно это важно для людей, живущих где-нибудь в глубинке. Этого в «ВК» уже нет. Тут основной акцент идет на смыслы, на тексты, экспертность, полезность.
Мы очень сильно ушли в то, что всё стали воспринимать только через визуал, а сейчас придется погружаться обратно в тексты. Думаю, с одной стороны это хорошо. Больше начнут читать наши люди».
«Телеграм» как инструмент для бизнеса подходит для работы с «теплой» аудиторией – постоянными клиентами, которые уже являются приверженцами бренда и следят за этой маркой. Но если смотреть на нынешнюю ситуацию – все просто в один день стали создавать телеграм-каналы и массово звать подписаться. Сейчас у многих пользователей настоящий коллапс в «Телеграме». Огромное количество подписок, непонятно, кто есть кто, что это за чат. И люди начинают массово из этих чатов выходить. Потому что в этом мессенджере нет того функционала, который нам может дать «ВКонтакте», где очень просто добавить текст, небольшое видео. И очень неудобно листать. А люди привыкли к быстрой смене картинок, как это было в инста.
В «Телеграме» этого нет. И тут уже только «теплая» аудитория останется. А нам важно собирать и «холодную» – новых клиентов. Нужен другой канал, который нам даст трафик в «Телеграме». Я считаю, лучше это обеспечить через «ВК». Остальную работу со своей лояльной аудиторией можно проводить в «Телеграме», если будет такая необходимость», – советует Джаватханова.
***
Аллерголог-иммунолог из Махачкалы Джамиля Гереева ведет свою страничку с 2013 года. Сейчас у девушки больше 50 тысяч подписчиков.
«В «Инстаграме» отражается вся моя жизнь, начиная с учебы, конференций, я «вышла замуж» в «Инстаграме», «родила» в «Инстаграме». Людям уже давно интересно наблюдать за мной. Я выкладываю какие-то интересные медицинские статьи, случаи из практики. Людям нравится смотреть.
Как доктор я, наверное, ничего не потеряю, у меня уже давно большая клиентура. На моей странице был номер колл-центра, и все вопросы люди задавали туда: где я принимаю, как принимаю. Теперь о нем будет сложнее узнать.
Сейчас я осваиваю «ВКонтакте», в «Телеграме» сделала свой канал. Вроде бы публику перевела. Конечно, не 50 тысяч человек, пока только около трех тысяч. Не знаю, как будет дальше. SMMщиков у меня никогда не было, это была страничка для души. Буду осваивать новые площадки, без соцсетей скучно», – объясняет Джамиля.
***
Фатима Маммагаджиева – художник. Девушка вышивает броши. В ее аккаунте – девушки в национальных костюмах народов Дагестана, яркие открытки с местным колоритом. Свою продукцию она продавала только через страницу в «Инстаграме».
«Страницу в инста веду примерно три года. Никаких денег в продвижение не вкладывала. Начиналось все с зарисовок горянок в национальных костюмах. Дальше мне захотелось перенести наброски на ткань и попробовать придать им объем при помощи ниток – появилась идея вырезать и сделать из них броши. Первой была горянка в кубачинском национальном костюме. А потом стало интересно делать броши с девушками в других национальных нарядах.
К сожалению, «Инстаграм» был моей единственной площадкой. Сейчас перестраиваюсь и перехожу на «ВК» и «Телеграм».
Сложно начинать все сначала, думаю, потребуется много времени. На данный момент перешли пять процентов подписчиков», – говорит Фатима.
***
А вот владельцы свадебных салонов могут спать спокойно и без «Инстаграма», уверена владелица салона из Дербента Гюльнара Ханова.
«Мы открылись в 2013 году. Первое, что сделали, – сняли небольшой рекламный ролик. Крутили его на двух местных каналах. О нас узнали так. Потом добавилась «цыганская почта», устраивали акции всякие, дарили платья невестам. В 2017 году мы сняли ролик специально для инста, снимали за границей. Он стал очень популярен. И он стал своеобразным выстрелом в голову моим конкурентам. Но, несмотря на это, активности инста я не заметила. Если в сториз до ролика была тысяча просмотров, то после выхода ролика просмотры не росли. «Инстаграм» сам по себе не работает без таргетинга, там много что надо делать. Без монетизации – нулевая площадка. Можешь сделать себе страничку, но о тебе никто не узнает, пока ты не вложишься.
Сейчас инста ограничен. Я не заметила никаких изменений. Говорю именно о нашей сфере. Когда ты работаешь стабильно, у тебя большой ассортимент и тебе уже не нужна реклама, мы раскрутились не за счет инста, мы раскрутились на ТВ. И если нас не будет в «Инстаграме», ничего с нами не случится. Я отвечаю только себя. Но у других моих коллег примерно такая же ситуация. А вот стилисты и визажисты напрямую зависят от инста», – считает Гюльнара.
***
У бьюти-эксперта и визажиста Мальвины Магомедовой большая аудитория – полтора миллиона подписчиков. Девушка убеждена, что ограничение работы «Инстаграма» в России сильно отразится на ее сфере.
«Я могу сказать относительно бьюти-бизнеса и бьюти-индустрии: инста был основной большой площадкой, где мы могли говорить и показывать, быть полезными. У нас есть и другие площадки – «Телеграм», YouTube, «Яндекс. Дзен». Это все было, но мы их особо не развивали, потому что не было необходимости. Теперь мы все силы бросили на их развитие. Человек может адаптироваться ко всему. Но нам бы было значительно проще, если бы оставили «Инстаграм».
Блокировкой инста многие в нашей индустрии очень обеспокоены. Даже мои работники спрашивают, где им пиарить себя, выставлять свои работы.
Я начинала тогда, когда не было «Инстаграма». Мы работали через газеты, журналы, баннеры. Но сейчас это нас очень быстро отбросит назад: когда в век социальных новшеств и изменений запрещают «Инстаграм» – это очень ощутимо.
Мы не можем работать ни в «Тик-Токе», ни в инста, в «Ютубе» просмотры урезаны, и там нет смысла выкладываться. Мы ждем, что это все как-то закончится. Равноценной замены инста однозначно нет», – говорит Мальвина.
***
«Инстаграм» дал работу не только тем, кто продает свои товары, но и тем, кто помогает их продавать более эффективно. За короткий срок появились такие профессии, как SMM-специалист, таргетолог. Эльза Чубанова – копирайтер, SMM-специалист.
«Гораздо сильнее на мне отразилось то, что не работает PayPal, – рассказывает она. – А блокировка инсты – пока не особо. Я в основном редактирую тексты, а они нужны и в других приложениях. По хештегам работа продолжается, люди по-прежнему в инста. Я повышаю охваты публикаций с помощью хештегов. Это разовая услуга, систему, подготовленную один раз, человек может использовать бесконечно. Много ли у меня заказчиков именно этой услуги? По-разному. В январе я взяла восемь клиентов, хотя желающих было больше. Все настраивается вручную, я просто не успевала сделать больше. С учетом того, что моя целевая аудитория по-прежнему в инста, не думаю, что это сильно повлияет на заработок. Но если инста совсем закроется, то остаются только тексты. Буду редактировать их для других сайтов. Подход к текстам во всех соцсетях плюс-минус один и тот же».
***
Если бы все ограничилось лишь запретом на работу «Инстаграма» в России – это было бы слишком просто. 21 марта должно состояться заседание Тверского суда Москвы, где будет рассматриваться вопрос о признании компании Meta экстремистской организацией. Если это случится, в чем практически не остается сомнений, что будет дальше с соцсетью, а точнее ее пользователями?
«Точно ответить о юридических рисках для пользователей «Инстаграма» нельзя, – считает Арсен Магомедов, юрист, генеральный директор юридической фирмы «Магомедов и партнеры». – С одной стороны, некоторые депутаты и сенаторы говорят о том, что пользователи соцсети не будут отвечать за пользование ею, что, в принципе, соответствует логике закона. С другой стороны, отечественное правосудие и раньше не отличалось единством судебной практики в вопросах уголовных процессов, тем более это не исключено сейчас – в условиях «спецоперационного» времени.
Но как минимум можно сказать, что нельзя будет производить оплату в «Инстаграме» (за рекламу и т. п.) – это сразу подпадает под состав статьи 282.3 УК РФ («Финансирование экстремистской деятельности»). Также нельзя писать в «Инстаграме» то, что может быть признано экстремизмом (этого и раньше нельзя было делать). А дальше остается надеяться, что вы случайным образом не окажетесь в центре какой-либо показательной истории».
Анастасия Расулова
Читайте также «Люди ненавидят, потому что им страшно за себя»