Второй год в Махачкале в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» реализуется проект по внедрению интеллектуальной транспортной системы (ИТС). За два этапа работы группой «Урбантех» были установлены 67 дорожных видеокамер, 94 транспортных детектора, заменены 36 дорожных контроллеров и 234 транспортных и пешеходных светофора, внедрено 11 программных модулей и подсистем ИТС.
Реализация первых двух этапов в 2022 году позволила в Махачкале повысить пропускную способность проспектов Петра Первого и Расула Гамзатова в утренние и вечерние часы пик на 14 и 12 процентов соответственно. Внедрение умного светофора с адаптивным управлением на перекрестке улиц Ярагского и Гагарина увеличило пропускную способность пересечения на 15 процентов.
В этом году на самых загруженных магистралях модернизированы 12 светофоров, установлены 15 детекторов и 26 видеокамер. Все эти меры призваны помочь разгрузить городские дороги от транспорта, уменьшить время в пути и сделать его более комфортным для водителей, пассажиров и пешеходов. Сейчас в зону действия интеллектуальной транспортной системы входят проспекты Петра Первого, Акушинского, Гамидова, Расула Гамзатова и Коркмасова.
О промежуточных итогах и новых планах журналистам в формате брифинга рассказали директор МБУ «Центр организации дорожного движения» Рустам Магомедов, коммерческий директор группы компаний «Урбантех» Даниил Хазов и начальник управления транспорта минтранса и дорожного хозяйства Дагестана Касум Магомедов.
Главным спикером выступил Даниил Хазов. Приводим его ответы на озвученные журналистами вопросы.
– Какие проблемы призвана решить интеллектуальная транспортная система?
– Повышение пропускной способности без каких-то кардинальных изменений в организации дорожного движения – только за счет внедрения интеллектуального периферийного оборудования и программного обеспечения, которое позволяет эффективно управлять. Возможность сделать движение на личном и общественном транспорте более комфортным для жителей и гостей Махачкалы, чтобы могли меньше тратить времени в пробках и быстрее передвигаться.
Эта система, которая создается нами совместно с руководством республики и города, не должна быть статична: повесили энное количество оборудования для контроля улично-дорожной сети и в целом довольны достигнутыми результатами. Система должна быть динамична и постоянно реагировать на загрузку трафика. На это влияет масса смежных аспектов. Первое – это сезонность. Сейчас наплыв туристов. Второе – промежутки времени. Понятное дело, что в утренний час пик пробки в одну сторону, вечером – в другую. И это необходимо учитывать при настройке программного обеспечения и управления светофорными объектами.
За счет того, что уже сейчас создано, это необходимо развивать – устанавливать периферийное оборудование на смежных артериях города, расширять это не только на Махачкалу, но и на такие агломерации, как Каспийск и Дербент.
– Проблемы с транспортом в Махачкале назрели давно, почему ИТС так поздно «зашла» в город?
– Внедрение этой системы – затратное мероприятие. Так получилось, что администрация Махачкалы была не в состоянии выполнять эти работы. И сегодняшний проект реализуется в рамках нацпроекта. Начали в 2021 году, многого уже достигли, внедрили некоторые системы, модули.
Опыт внедрения ИТС сегодня распространяется на большое количество регионов – порядка 42 из них сейчас находятся на разной стадии реализации этого проекта. Порядка 35 процентов от общего объема финансирования приходится на Москву.
Безусловно, они сейчас, в том числе и при наших усилиях, достаточно далеко продвинулись. Их можно использовать как некий эталон, для того чтобы перенимать опыт.
Сейчас мы находимся в стадии реализации такого проекта в Нижнем Новгороде. Нами было внедрено ИТС в нескольких городах Московской области, где также по аналогии с Махачкалой достигли достаточно весомых результатов, увеличили пропускную способность уличной дорожной сети, сократили время заторов, увеличили скорость движения.
– Но почему же на перекрестке улиц Ярагского и Гамзатова, на проспекте Петра Первого, в районе поворота на ГИБДД, по-прежнему образуются заторы?
– На самом деле внедрение ИТС – не панацея от пробок в Махачкале. Безусловно, это один из элементов, который влияет на сокращение пробок в улично-дорожной сети. С точки зрения организации дорожного движения, Махачкала – достаточно старый город. Перенастроив только светофоры, сделав их «умными», настроив комбинированное управление фазами работы светофоров, можно незначительно повлиять на сокращение заторов и увеличение пропускной способности. Эта задача решается более комплексно. Разрабатывается план комплексного развития транспортной инфраструктуры, схема организации дорожного движения как некий базис, который берется для того, чтобы кардинально изменять обстановку в улично-дорожной сети.
По нашим данным, которые основаны на статистике, получаемой с тех же самых транспортных детекторов, которые подсчитывают интенсивность транспортного потока, мы, наоборот, видим, что ситуация после внедрения ИТС на обозначенных улицах хоть и незначительно – на 10-12 процентов, – но улучшилась. Заторов стало меньше, и люди быстрее добираются из пункта А в пункт Б.
Понятно, что хочется лучшего. Но вопрос нужно решать комплексно и не рассчитывать на то, что ИТС помогут решить многолетние проблемы.
– С какими проблемами столкнулись при внедрении ИТС?
– Хаотичные парковки. Когда мы только пришли в Дагестан, обратили внимание на хаотичную парковку, которая так или иначе сказывается на загруженности дорог. С этим тоже надо что-то делать. Знаю, что коллеги из администрации Махачкалы обозначили эту проблему и каким-то образом ее будут решать.
Еще – отключения электроэнергии.
У нас еще есть проблемы с теми, кто безобразно ездит.
Нужно приводить в порядок и сами дороги, знаки, разметки.
Анастасия Расулова
Читайте также «Направление – Дагестан» Все четыре вида транспорта получили развитие в республике в течение прошлого года
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»