Дагестанский журналист знакомился с марийской культурой и традициями
Марийцы или черемисы (прежнее название) — финно-угорский народ, который в основном проживает в междуречье Вятки и Ветлуги. Подавляющая часть из них сосредоточена в республике Марий Эл, а остальные в основном живут вокруг: в Татарстане, Башкирии, Чувашии, Кировской области и т. д. По данным переписи 2010 года их количество в России составляет чуть более 547 тысяч человек. Главный редактор «МД» попутешествовал в местах исторического проживания марийцев и познакомился с их культурой, традициями и религией.
«Пеледыш пайрем»
Знакомство с марийской культурой началось с праздника «Пеледыш пайрем», что в переводе с марийского означает «Праздник цветов». Это один из главных праздников, на который ежегодно собираются тысячи марийцев со всей республики и из-за ее пределов. По традиции его отмечают в честь окончания весенних посадок. В последние годы он проходит в третью субботу июня. Праздник имеет интересную историю.
У марийцев, как и у многих других народов, существовал весенний праздник, приуроченный окончанию полевых работ. Назывался он Агавайрам и сопровождался языческими молениями в священных рощах. В 1920 году, после установления советской власти, в противовес религиозным праздникам власти решили внедрить советскую традицию. Впервые праздник «Пеледыш пайрем» состоялся в мае 1920 года в селе Сернур. В 30-е годы он был запрещен. Возобновились празднования в 1965 году. В новой России празднование проходит еще более масштабно. А традиции и религиозные обряды возрождаются вновь.
Как правило, праздник проходит в два этапа. В первой из них подводят итоги весенне-полевых работы, а второй этап состоит из массовых гуляний.
Мы попали на народные гуляния в столице республики Йошкар-Оле. Весь день шли различные культурно-развлекательные мероприятия на разных площадках города. Каждый район организовывает свой шатёр, в котором гостей знакомят с традиционной культурой, присущей этому району и кормят разными вкусностями. В основном, это были трехслойные блины. Было много травяных настоев. Местные жители увлеченно рассказывали о том, какая трава что лечит.
О марийской культуре нам, журналистам из Гильдии межэтнической журналистики рассказывала директор Центра марийской культуры Наташа Пушкина.
«Издревле именно в этот день марийцы обращались к богам с мольбами и просьбами о богатом урожае. И только после этого приступали к песнопениями и угощениям. Гуляли всей деревней. Для этого доставали из сундуков самые красивые наряды, как правило из домотканые. Любая девушка на выданье должна была уметь мастерить себе костюм», — рассказывает Пушкина, которой впоследствии суждено оказалось стать нашим гидом по всем интересным местам.
Подходим к шатру, где танцуют и стоят женщины в национальной марийской одежде. Одна из участниц фольклорного ансамбля рассказала о том, как шьют традиционный костюм и что означают узоры на них. По ее словам, главное украшение костюма — это вышивка. Для марийских костюмов характерна строгая симметрия рисунка. Обычно вышивают ворот и рукава. Украшения подчеркивают социальное положение человека. Ну или семейное. К примеру, если грудь и ворот на мужской рубахе богато украшены узорами, это означало, что он не женат. Чем больше вышивок или монет на костюме, тем человек считался богаче.
Историю марийской земли рассказывали и артисты на одной из площадей города. Рассказывали в танце. Один за другим зрители наблюдали театрализованные представления, в которых не трудно было догадаться чем жили древние марийцы, как землю обрабатывали, охотились, торговали, трудились, любили и женились.
Праздник этот во многом похож на татарский Сабантуй, чувашский Акатуй, ну или праздник Новруз-байрам, который отмечают кавказские народы. Но в марийском празднике, именно в том, как его празднуют сейчас, заметно огромное желание не только объединить народ, но и возродить, сохранить традиции.
Как скажет карт
Марийцы, пожалуй, это единственная народность в России, которая сохранила свою традиционную религию. Некоторые ученые называют ее новым язычеством. Познакомиться с ней нам удалось на следующий день. Ехать надо было в соседнюю Кировскую область, где находится священная для марийцев гора Чумбылат. В этот день там проходили ежегодные общемарийские моления. После трехчасовой езды сначала по хорошему асфальту, потом по очень плохому, а потом и по бездорожью, мы приблизились к утёсу в скальном массиве. Но на машине доехать туда не суждено было. Сильный дождь размыл дорогу и нам пришлось три километра идти по грязи пешком.
Гора находится на левом берегу реки Немда. С одной стороны овраг, с другой — высокая пропасть. Из леса слышны звуки моления. Вокруг наблюдаем множество людей и машин. Судя по номерам, машины приехали из самых разных регионов. Надписи на деревьях нас сразу же предупредили, что в лесу нельзя сорить, плеваться, ругаться, а также снимать происходящее на камеру.
Пусть простят нас марийские боги, но несколько кадров мы все же сделали. Почти все люди были в традиционных марийских костюмах. И каждый вновь пришедший клали принесенные с собой продукты (хлеб, сыр, квас и т. д.) на специально сооруженные длинные столы. Перед столами стоял карт — верховный жрец. Он принимал у людей полотенца. Как оказалось, он их собирает в кучу, потом читает на них молитву и в конце моления будет раздавать каждому кто подходит. То есть, уже освященный. Уже «баракатное», как сказали бы дагестанцы.
Мы решаемся спуститься к речке и осмотреть гору, пока идут моления. Спустились по крутой лестнице, вырубленной в скале. Внизу — родник. Наш гид Наташа объясняет, что она целебная. Она также может обижаться. Нельзя загрязнять родник, нельзя ругаться, говорить что-либо плохое про воду. Иначе, на следующий день тебе герпес, ну или плохое самочувствие обеспечены.
Из дальнейшего рассказа гида мы узнали достаточно об этом месте. Оказывается, по марийским преданиям, на этой горе похоронен марийский князь Чумбылат. Перед смертью он сказал, что может всегда прийти на помощь своим соплеменникам, если те попадут в беду. Нужно только произнести заклинание. С тех пор он не раз спасал своих соплеменников. Но однажды дети подслушали заклинание и в шутку произнесли его без надобности, тем самым позвав князя. После этого он обиделся и больше не приходит.
Российского государство все время насаждало православную религию среди марийцев. В 1830 году после обращения Священного Синода указанием министра внутренних дел гора была взорвана. Скала разлетелась на несколько частей. Однако, марийцы не перестали почитать это место. Почитают его, кстати, не только марийцы, но и удмурты.
После молений нас угостили бульоном из баранины, мясом и лепешками. Вручили освященные полотенца. Считается, что они будут оберегать от всего. Главное — верить.