«В Древней Греции ЭТО носили и мужчины, и женщины, заимствовав из Персии. Египтянам ЭТО было привычно издавна. У римлян ЭТО вошло в употребление на заре империи, причем имперские модницы обожали получать ЭТО из Германии. А во Франции ЭТО впервые начал широко использовать Людовик XIII в 1624 году. Какая его характерная черта этому способствовала?»
Это пример вопроса для спортивной интеллектуальной игры «ЧГК» (не путать с модным сегодня термином ЧВК). Ответ — в конце текста, если осилите. А если не осилите — все равно ответ там.
Мир интеллектуальных игр — это отдельная вселенная со своими правилами, жаргоном, героями, старожилами и небожителями… Субкультура, одним словом. Появившаяся и развившаяся из телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Она вышла в первый раз в эфир на советском телевидении 4 сентября 1975 года. Собственно, благодаря телевизионному «Что? Где? Когда?» спортивная версия получила развитие и завоевала популярность среди интеллектуалов и любителей «прокачать» свою эрудицию.
Поклонники игры живут по всему миру, есть даже международная ассоциация клубов по ЧГК. Правила «спортивной версии» довольно просты. Леди и джентльмены в командах из шести человек играют не против зрителей, а бьются стенка на стенку. Вопросы для всех одинаковы, на обдумывание ответа дается минута, победитель определяется по количеству правильных ответов. Существуют и другие разновидности игры, но, как правило, они местечковые, на турнирах используется вышеприведенная схема.
«В ЧГК не нужно знать именно какой-то конкретный факт. Мне нравится, что можно каким-то невообразимым образом понять логику вопроса и прийти к ответу совершенно с неожиданной стороны», — говорит Шамиль Азиев, игрок махачкалинской команды «Эсквайры».
Как правило, в любой мало-мальски значимой схватке «ботанов» участвует больше дюжины команд. В каждой есть «большой босс» — капитан. Именно на нем лежит самая большая ответственность, он генерирует варианты ответов игроков, настраивает команду и определяет примерный вектор хода мыслей в процессе подбора ответа. Есть «писарь» — человек, записывающий вопрос. Это, собственно, и все распределение ролей.
У фанатов ЧГК есть свой сленг, который может отличаться в зависимости от местности. Что касается общих понятий, например, генеральскому званию в ЧГК соответствует термин ТПД — том прямого доступа («мегамозг» — примерно так оно звучит на нашем языке «простых работяг»).
Вопросы тоже получают различную оценку по уровню сложности. Легкие пренебрежительно называются «валенок», чрезмерно сложные вопросы «гроб», а на неудачно сформированный тяжелый вопрос могут риторически бросить «что курил автор?!». Во время игры непозволительно «фонтанить» — громко обсуждать. Ведь есть риск, что могут услышать конкуренты за соседними столиками. Вместо этого просто нужно тихо «положить на стол» — высказать свой вариант ответа во время «прокрутки» вопроса. Если уж команда почти определилась с ответом, в оставшееся свободное время можно лишь «попинать» вопрос. Но не все так просто, вопросы порой попадаются очень коварные, запутанные, способные провести за нос и обдурить всю команду.
«Часто на играх бывают два типа забавных ситуаций, на мой взгляд: когда ведущий зачитывает вопрос, который кажется очень легким, и у одного или нескольких игроков сразу возникает ответ, который капитан команды записывает на бланке для ответов. Оставшуюся минуту игроки пребывают в приподнятом настроении, рассуждают о том, как можно задавать такие элементарные вопросы. А когда ведущий говорит совершенно другой ответ, радость сменяется унынием и осознанием того, что не надо было торопиться, а хорошо подумать.
Вторая ситуация — прямо противоположная. На первой секунде кто-нибудь дает правильный ответ на сложный вопрос, но ни он сам, ни другие игроки не верят, думая, что это не может быть так просто. Начинается бурное обсуждение других версий, капитан выбирает наиболее логичный ответ. После ответа ведущего все, естественно, хватаются за голову», — рассказывает «эсквайр» Евгений Борзов.
Вопросы отличаются по своей структуре. Есть шуточные, простые, а есть многоступенчатые, которые сводят к одному ответу.
- «Запомнился такой блиц — это вопрос, состоящий из трех вопросов, ответы на которые каким-то образом связаны между собой. В 1901 году человек, до того более известный как Тулин, впервые подписал статью в газете своим новым псевдонимом. Назовите этот псевдоним.
- В официальной дискографии этого певца и композитора есть альбом «Размышления шута», хотя сам он был «скоморохом». Назовите фамилию этого человека.
- За то, что Карл Мэлоун умел вовремя и точно доставить мяч партнеру, товарищи по команде наградили его прозвищем. Назовите это прозвище по-русски.
Ответ: 1. Ленин. 2. Градский. 3. Почтальон. Итого «Ленинградский почтальон» — строчка из стихотворения Маршака», — вспоминает Евгений Борзов.
Креатив чувствуется не только в вопросах, но и в названии команд. Вот небольшой перечень ЧГК-банд: «Баклажаны хаоса», «Тыгыдымские кони», «Бригада электриков», «Дети Василича», «Полконя за царство» ну и, наконец, «Алиса в стране грибов». Дагестанские команды в этом плане тоже не отстают, вот что мне удалось откопать в сети: «Крепкие парни», «Легион», «Вендетта», «E=mc^2», «Гангстеры», «Lingua», «Пенджаб» (что интересно, одеваются они на играх так же, как и представители коренного населения одноименной области в Пакистане) и, внимание… ни больше ни меньше — «Атланты»!
Очень важно, чтобы команда работала слаженно, как шестеренки в часах «Ролекс». Также большое значение имеет и атмосфера среди единомышленников.
«Мне комфортно в нашей команде. Очень важно, чтобы игроки сошлись в интересах, чтобы не было конфликтов, чтобы это был механизм, который друг друга дополняет», — говорит Раисат Сиражудинова про свою команду «Эсквайры».
В игру люди приходят разными путями: кто-то через знакомых, кто-то посредством Интернета, ну а многие увлекаются интеллектуальными играми со школы или в стенах вуза. Один из таких отчаянных ЧГК-зависимых — Артур Кайтмазов, капитан команды «Эсквайры» со дня ее основания в 2014 году. В кафе напротив базы умников, Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова, он ответил и на парочку вопросов:
— Оцени уровень развития интеллектуальных игр в Дагестане. Минута пошла…
— К сожалению, довольно низкий. Нет никакой поддержки, практически. Больше времени, больше финансов уделяется спорту. В принципе, это тенденция для всей России, но для Дагестана особенно характерно. На играх в каком-нибудь другом регионе я вижу большее количество команд. У нас обратная тенденция. Все меньше и меньше людей приезжает на игры, что печально на самом деле.
— Как думаешь, с чем это связано?
— Многие люди в принципе не знают, другие боятся, не хотят показаться глупыми. Те, кто действительно хочет этим заниматься, кому это интересно, кого это привлекает, всегда добиваются результатов. И для дагестанцев, которые хотели бы принять участие в играх, но которые почему-то стесняются, боятся, — для них это прекрасный шанс попробовать. У нас двери всегда открыты, мы готовы принять новых игроков.
— В чем секрет успеха твоей команды?
– В желании. Мы любим эту игру, нам это нравится. Хотим добиваться определенных результатов. И мы не ищем оправданий, если у нас что-то не получается, в первую очередь смотрим на себя, на свой уровень игры. Прекрасно все понимаем и на своем уровне делаем максимум, чтобы достичь какого-либо результата.
Справка
«Эсквайры» считаются одной из сильнейших команд по интеллектуальным играм в республике. Команда появилась в августе 2014 года и первоначально называлась «S-кварки». Коллеги по цеху часто называли их по доброте душевной «шкварки», знатокам это не нравилось, и смена вывески не заставила себя долго ждать.
На сегодня эрудит-дружина имеет следующие результаты:
2015 г.
— Первенство Махачкалы по интеллектуальным играм, II место;
— «Тарки-Тау», Махачкала, «Брейн-ринг», I место;2016 г.
— Первенство Махачкалы по интеллектуальным играм, II место;2017 г.
— «Интеллиада», Махачкала, I место;
— «Гран-при МГТУ им. Баумана», Москва, I место;2018 г.
— Открытый фестиваль интеллектуальных игр «Перекресток», Ставрополь, III место.
А вот и ответ на вопрос в начале текста. «Лысина». В тексте вопроса речь идет о париках. А из земель германцев получали парики из волос блондинок. Так-то.
Эмир Отевалиев