Минздрав признает проблему, но не озвучивает пути ее решения
Информация об эпидемии коронавируса в Китае отразилась и на работе медиков махачкалинской скорой помощи — количество вызовов заметно увеличилось. Если раньше при сезонном обострении гриппа поступало 800–900 звонков, то теперь эта цифра превышает 1000, рассказала «Молодежке» фельдшер Камила Пайзулаева.
При этом в социальных сетях увеличивается и количество публикаций о недобросовестной работе скорой помощи. В основном люди жалуются на то, что время ожидания бригады достигает двух-трех часов. Есть случаи, когда пациенты не доживают до ее приезда.
Когда бабушкам не с кем поболтать
Работы очень много, а бригад очень мало — поясняют задержки во времени прибытия сами медики. Всего в Махачкале одна станция и четыре подстанции скорой помощи, на весь город — 48 бригад. Причем они обслуживают еще и близлежащие поселки: Ленинкент, Семендер, Богатыревку, Шамхал-Термен, Шамхал, Сулак, Кривую балку, Новый Параул, Параул. Такая география способствует тому, что машина скорой помощи приезжает небыстро.
В отпускной период бригад остается и того меньше: 38–40 из 48. «Я слышала, что некоторых отзывали из отпуска из-за острой нехватки медперсонала. По нормативам, в нашем городе 70–80 бригад должно быть», — комментирует фельдшер.
Скорая может задержаться, но не бывает такого, чтобы она просто не приехала, объясняет она. Иногда в день может поступить 50 звонков, при таком раскладе физически не получается приехать вовремя.
При этом через каждые два-три звонка стабильно поступают так называемые ложные вызовы. «Например, бабушки наши одинокие звонят, не с кем поболтать, у них давление бывает в норме обычно, они вызывают, и с ними приходится иногда и час сидеть», — говорит Камила Пайзулаева.
По словам фельдшера Марины Гаммадовой, большая часть вызовов — не по экстренным случаям, когда есть прямая угроза жизни человеку и надо прибыть за 20 минут. Чаще всего скорую вызывают мамы, которые хотят сбить ребенку температуру. Такие вызовы относятся к «неотложке», время ожидания по ним может составлять до двух часов. Порой и вовсе вызывают с просьбами «осмотреть ушко», сделать укол при простуде или назначить лечение – что не входит в обязанности бригад скорой и даже прямо запрещено. В это время помощь ждут сердечные больные, с инсультами и инфарктами, с острым аппендицитом, пострадавшие в ДТП, для которых может быть важна каждая минута и даже секунда. «В результате скорая помощь занимается работой участкового и врача в поликлинике, именно они должны провести плановый осмотр, назначить лечение, рассказать, что надо пить при гриппе и ангине, чем сбивать температуру. Скорая должна оказывать только первую медицинскую помощь», — рассказывает Гаммадова.
Смена бригады скорой помощи начинается в 08:00, к этому времени персонал уже должен быть готов выехать на помощь. То есть быть одетыми, с принятым оборудованием, укомплектованной машиной. Рабочая смена длится сутки, за это время одна бригада выполняет не менее 20 вызовов. На каждого больного в среднем уходит один час.
«При таком режиме нет возможности взять перерыв даже на 15 минут, — говорит Марина. — Завершили один вызов и сразу на другой, целый день в дороге. Особенно тяжело бывает летом, когда стоит невыносимая жара».
Особо стоит отметить ситуацию на дорогах: на сирену с мигалками в Махачкале мало кто обращает внимание. Скорая должна иметь преимущество на дороге, но ее пропускают очень неохотно. Обычно после того, как водителям специально просигналили и сообщили в рупор, что едет скорая. Некоторые лихачи умудряются даже обгонять, играть в перегонки.
И снова о зарплате
Зарплата медперсонала скорой помощи зависит от стажа и категорий. У Камилы семилетний стаж без категории, это 16–17 тысяч в месяц. Было время, когда зарплату повышали до 20 тысяч, но сейчас снова снизили.
Из-за мизерных зарплат молодые медики не хотят оставаться в скорой. «Вся загвоздка в том, что наши власти не думают, каково работникам. О том, чтобы создать такие условия работы, чтобы врачи и фельдшеры имели хоть какое-то желание приходить и работать», — говорит она.
У фельдшера высшей категории Марины Гаммадовой со стажем работы 29 лет зарплата — от 27 до 29 тысяч рублей. У врача в среднем зарплата доходит до 40 тысяч рублей. Но такие суммы выходят, только если работать через день. Оклад врача увеличился на 25%, но стимулирующие выплаты — уменьшились, таким образом общая сумма начислений осталась прежней, уточняет она.
«Для той работы, которую мы выполняем, — это мало, — уверена Марина. — Врачи и фельдшеры скорой помощи не сидят в кабинетах, они и в жару, и в мороз, днем и ночью разъезжают по городу. Работа тяжелая в эмоциональном плане. По работе нам приходится подниматься по подъездам, нет времени даже просто перекусить, целый день без еды и чашки чая. Страдает здоровье — позвоночник, кишечник, суставы. Мы любим свою работу, но хотим, чтобы наш труд, наконец, начали оценивать по достоинству».
«Проблему мы до конца не решили»
В приказе Минздрава РФ от 20.04.2018 №182 («Об утверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения») в пункте 8 прописано:«Общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из следующих примерных нормативов:
- в районах компактного проживания населения (с высокой плотностью населения) при длине радиуса обслуживания, равной 20 км, – 1 бригада на 10 тыс. чел. обслуживаемого взрослого населения, 1 бригада на 10 тыс. чел. обслуживаемого детского населения;
- в районах с низкой плотностью населения при длине радиуса территории обслуживания, равной 30 км, – 1 бригада на 9 тыс. чел. населения, 40 км – 1 бригада на 8 тыс. чел. населения, 50 км – 1 бригада на 7 тыс. населения, свыше 50 км – 1 бригада на 6 тыс. чел. населения».
По самым скромным подсчетам, в Махачкале, вместе с пригородными поселками, проживает 700 тысяч человек, соответственно, по нормативам в городе должно работать 70 бригад.
На вопрос «Молодежки», что делает его ведомство для исправления ситуации, министр здравоохранения республики Джамалудин Гаджиибрагимов ответил, что бригады, которые находятся в районах, такой нагрузки, как в Махачкале, не имеют. А работает минздрав над обновлением транспорта.
«В среднем в Махачкале проживает более миллиона человек, я имею в виду с теми, кто находится на заработках, 45 бригад достаточно? Нет, конечно, и по зарплате я согласен с вами. Что касается того, что мы делаем, я уже говорил, что мы, во-первых, работаем по транспорту, техническому обеспечению, создаем условия рабочие для коллег, чтобы они вошли в это направление. Но повторюсь, это очень тяжелое направление, и не каждый, в том числе молодой специалист, хочет выбирать его. Да, бригад не хватает, и в том числе транспорта не хватает. 108 единиц транспорта мы получили, но это не говорит о том, что мы решили проблему, мы проблему до конца не решили», — сказал он на пресс-конференции во вторник.
Одна из причин, почему скорая помощь задерживается в пути и, соответственно, опаздывает на другие вызовы, по мнению министра, это пробки на дорогах и неуважительное отношение участников дорожного движения.
«Не понаслышке знаю эту проблему изнутри, я работал в скорой помощи. Насколько мы уважительно относимся к тем, кто едет в карете скорой помощи? Я был, например, сегодня свидетелем, как три машины под мостом на новой трассе не могут получить дорогу, попали в пробку», — говорит он.
Один из водителей скорой помощи признается, что старые кареты им нравились больше. В новых неудобно ездить.
«Так-то машина комфортная, но не рассчитана на наши узкие улицы. Пристройки, строения мешают заезжать во дворы Махачкалы, поэтому бригада идет пешком иногда. И они плохо поднимаются, особенно это ощущается, когда едем в поселок Тарки. А старые «Газели» очень удобные. Мы были от них в восторге», – комментирует он.
О конкретных действиях минздрава по решению проблемы и сроках министр не сообщил. Сказал лишь о планах «контролировать, сколько времени тратит карета скорой помощи от момента получения вызова до прибытия к месту». И о задаче – снять нагрузки по материально-техническим затратам и оснащению новых зданий. Решение он видит в реорганизации и оптимизации системы здравоохранения, которая «была неуправляема».
Вывод – минздрав проблему признает. Это хорошо. Но о сроках ее решения, видимо, не знает. И ничего не обещает.
Когда нужно вызывать скорую?
В приказе Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» прописано, что скорая медицинская помощь оказывается в двух формах.
Экстренная — при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. Сюда относятся кровотечение, нарушения сознания или дыхания, психические расстройства (если действия пациента представляют угрозу для него или других людей), роды, угроза прерывания беременности, термические и химические ожоги, травмы, ранения, отравления.
Неотложная — в случае и внезапных острых заболеваний, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента. То есть пациент в состоянии подождать врача некоторое время без ущерба для здоровья.
Норматив прибытия скорой помощи при экстренном случае — 20 минут. Время прибытия неотложной помощи — до 2 часов.
При этом бригада скорой помощи не должна: выдавать больничные листы, выписывать рецепты, выполнять плановые назначения врача — например, уколы или перевязки, лечить зубы, перевозить трупы, проводить вакцинацию, плановую госпитализацию, экспертизы и освидетельствования.
Когда и куда жаловаться?
Чтобы соответствующие органы отреагировали на жалобу и приняли соответствующие меры, нужно привести причины, по которым вы считаете действия сотрудников скорой нарушающими закон.
ПОДАТЬ ЖАЛОБУ МОЖНО В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:
если скорая ехала на вызов очень долго, в результате чего состояние больного ухудшилось;
если врач неправильно поставил диагноз, ввел неправильные лекарства, из-за чего пациент стал хуже себя чувствовать;
диспетчер не принимает вызов по причине того, что человек живет далеко или в автопарке нет свободного транспорта;
врач грубит пациенту или применяет в его отношении физическую силу, или ведет себя некомпетентно, игнорирует просьбы больного, отказывается его обследовать.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан» недопустимо отказывать в медпомощи или взимать за нее плату.
В случае, если действительно есть факт нарушения закона и невыполнения своих обязанностей диспетчером или врачом, прежде всего нужно обратиться с жалобой на имя руководителя станции скорой помощи.
Если этот шаг не принес результата, стоит обратиться в минздрав или в Росздравнадзор. Жалобу нужно писать от руки на листе формата А4 и указать в ней, когда был произведен вызов, в чем заключается недовольство работой скорой помощи.
В прокуратуру можно обратиться, если из-за халатного обращения медперсонала состояние больного резко ухудшилось, был причинен тяжкий вред здоровью или человек умер. Однако в надзорный орган можно обратиться, только если ранее уже были обращения в минздрав или Росздравнадзор. Для обращения в прокуратуру необходимо заранее запросить из службы скорой помощи документ, подтверждающий факт вызова. Его обязаны предоставить больному или его законному представителю согласно закону №323 «Соблюдение врачебной тайны».
Пациент может подать иск в суд, если вред, причиненный персоналом скорой помощи, оказался слишком большим.
Если диспетчер отказывается принимать вызов — его действия расцениваются как уголовно наказуемые, подпадают под статью «Неоказание помощи больному» или «Оставление в опасности». В этом случае нужно обратиться в полицию, чтобы сотрудник правоохранительных органов оперативно связался с медучреждением и разрешил ситуацию.
Отдельно стоит упомянуть о «ложных вызовах» в скорую помощь. Пока в российском законодательстве нет четкого определения, какой вызов следует считать «ложным». Статья 19,13 КоАП РФ «Заведомо ложный вызов специализированных служб» гласит:
«Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей». В комментарии к статье говорится, что вызов специализированных служб гражданином, убежденным в наличии соответствующих обстоятельств, под воздействием заблуждения, обмана или иных факторов, наличие которых несовместимо с квалификацией признаков умышленной вины, нельзя рассматривать в качестве данного административного правонарушения.
По словам юриста Тимура Гусаева, в этом вопросе важно учитывать мотив – было ли правонарушение совершено умышленно. «Это очень сложно сделать – задать критерий «ложности», каждый вызов в любом случае надо рассматривать индивидуально», – сказал он.
Патимат Амирбекова, Асият Ибрагимова
Читайте также:
Больно не будет. Как дагестанские медики излечивают рак кожи за один день
Бьется – значит, любит. Как понять, все ли в порядке с сердцем
Бьет по глазам… Что чаще и сильнее всего влияет на зрение. Мифы и правда
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta