Иногда обстоятельства блокируют доступ к высшему образованию. Время идет, а работа, порой нелюбимая, дети или состояние здоровья оттягивают либо вовсе лишают возможности обрести новые знания, получить второе образование. Университет «Синергия» давно разблокировал доступ к учебе, предложив в том числе и дистанционный формат обучения. Студенты филиала «Синергии» в Махачкале учатся, не посещая лекции и в удобное для себя время. «Пришел — учись, могут и отчислить», — говорит директор махачкалинского филиала «Синергии» Агаханум Юсуфова.
Основное направление Корпорации «Синергия» — образование. Университет — ядро Корпорации. Здесь функционирует около 40 факультетов для творческих личностей, гуманитариев, технарей, будущих ученых, бизнесменов и изобретателей. В «Синергии», по словам Агаханум Юсуфовой, программы обучения меняются и дополняются в зависимости от развития технологий. «Процесс обновления программ, — отмечает она, — идет в ногу со временем, поэтому получаемые в «Синергии» знания всегда актуальны и применимы в выбранной специальности».
— Вы окончили Дагестанский государственный технический университет, а где работали до «Синергии»?
— ДГТУ я окончила в 2009 году с красным дипломом по направлению «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Руководство вуза предложило остаться в качестве преподавателя на кафедре экономической теории. С 2009 до 2018 года я была штатным сотрудником, вела экономические дисциплины: микроэкономику, макроэкономику, экономику города, мировую экономику. Проходила стажировку в Санкт-Петербургском экономическом университете.
— Как из классического государственного вуза вы ушли руководить филиалом частного? Было сложно расставаться с атмосферой классического университета, с большими аудиториями, переменами, где есть непосредственный контакт со студентами?
— Я решилась, наверное, благодаря подруге, однокурсницеАризе Гамидовой, которая постоянно делала попытки переманить меня в «Синергию». Поначалу я как сторонник классического образования говорила: «Нет. Это не образование». То есть к частному вузу, который дистанционно обучает студентов, я поначалу относилась скептически. Не верила, что, находясь вне стен учебного заведения, можно полноценно учиться. Во мне тогда была укоренена мысль, что студент — это тот, кто подчинен строгому расписанию, установленному вузом, кто посещает лекции, физически присутствует в аудитории и записывает за преподавателем.
Но почему я все-таки перешла? Корпорация «Синергия» проводит масштабные мероприятия: крупнейшие бизнес-форумы, тренинги, мастер-классы, конференции. Когда я была штатным сотрудником ДГТУ, на одно из таких мероприятий меня пригласила подруга, чтобы показать мощь этой организации.
Это был Synergy Global Forum в Санкт-Петербурге. В качестве спикеров выступали выдающиеся люди из разных сфер: экономики, журналистики, спорта, искусства. Кстати, в качестве спикера выступал и наш земляк Хабиб Нурмагомедов. На форуме меня очень впечатлило выступление Майкла Портера, экономиста, профессора Гарвардской школы бизнеса, специалиста в области экономической конкуренции. Его труды мы проходили во время учебы в университете. Спикеры говорили о будущем, технологиях, саморазвитии, современном образовании, ведении бизнеса… Это событие глобально повлияло на меня, оказало сильное влияние на мои представления о системе образования. Я поняла, что обучение в вузе, способном организовать масштабные мероприятия мирового уровня, не может быть филькиной грамотой.
Когда я вернулась, то начала делиться эмоциями с коллегами в техническом университете и решила параллельно перейти в «Синергию». Сначала я работала менеджером. Год я совмещала, но рано или поздно следовало сделать выбор в пользу чего-то одного, и я выбрала «Синергию». Но окончательно из ДГТУ я не ушла, сейчас работаю там на 0,25 ставки. Я все-таки привыкла к общению со студентами, атмосфера очной студенческой жизни мне очень близка.
— Чем «Синергия» отличается от других университетов?
— «Синергия» наряду с классическим образованием предлагает дистанционное обучение. Мы одни из первых, кто стал его развивать. Сегодня классическое образование предполагает, что человек должен ходить на занятия, будь он очник или заочник. Но не все могут очно присутствовать на парах, обстоятельства бывают разные. Поэтому «Синергия» делает образование доступным для каждого, подстраиваясь под ситуацию студента.
«Синергия» в отличие от государственных вузов государством не финансируется, мы госбюджетом не защищены. Университет финансируется из частных источников, среди которых важную роль играет плата за обучение, вносимая нашими студентами. Поэтому мы должны для потенциальных абитуриентов быть привлекательнее других частных и государственных вузов. А добиться этого можно, только улучшая качество образования, что мы и делаем.
Изменения, дополнения в образовательных программах у нас происходят очень быстро. Если в «Синергии» заметили, что на рынке образования появился спрос на какое-то направление, например, робототехнику, мы не ждем пять лет или два-три года, пока его согласует множество инстанций, оценят. Мы оперативно совместно с ведущими специалистами в этой сфере разрабатываем планы учебного процесса, согласовываем с министерством и ведем набор на это направление.
Мы живем в мире, где ситуация очень быстро меняется, глобальные изменения происходят очень быстро. Рынок труда в России также претерпевает серьезные изменения, в связи с этим появляются новые профессии. Человек вынужден осваивать новые навыки, чтобы сохранить конкурентоспособность. И «Синергия» помогает ему в этом. Появились соцсети — у нас был сильный уклон на ведение соцсетей, появились маркетплейсы — мы внедряем обучение торговле на маркетплейсах. Благодаря этому наши студенты и выпускники приспособлены к рынку труда.
— Расскажите, пожалуйста, о разнообразии факультетов.
— У нас есть как классические факультеты: экономика, лингвистика, юриспруденция, так и очень современные, соответствующие требованиям времени. Например, у нас функционирует единственный в стране факультет интернет-профессий. Обучение ведется по следующим направлениям: дизайн, маркетинг, программирование и управление. Также есть факультеты гейм-дизайна и разработки игр, гостеприимства, кино и телевидения, анимации, игровой индустрии и киберспорта, технологического предпринимательства, продюсирования, умных городов… В общем факультетов около 40.
— Как проходит дистанционное обучение? Раз формат дистанционный, студент может халатно относиться к учебе. Например, «прогулять лекцию»…
— Студент получает личный кабинет на корпоративной образовательной интернет-платформе с доступом к учебным материалам, видеолекциям, заданиям. Там же он участвует в семинарах и сдает тесты. Пока студент не просмотрит одну видеолекцию, доступ к другой будет заблокирован. У него технически нет возможности перемотать, ускорить лекцию. Он должен слушать ее в том темпе, в котором она снята.
— Как студенты-дистанционщики сдают зачеты, экзамены? Как понять, насколько честно они прошли эти испытания? Ведь ребята и погуглить могут.
— Экзамены и зачеты сдаются в форме тестов. В Google их нет, они составляются только по тому материалу, который есть в изучаемой программе. Если студент гуглит, то найдет лишь множество сведений на эту тему, но ему не удастся найти именно этот тест. Готовых тестов в интернете нет. Пока он будет что-то искать, у него истечет время, а оно ограничено — 30 минут дается на прохождение теста.
— Мне еще сложно представить, как проходит защита дипломной работы. У меня — очницы — она проходила торжественно: я нарядная у кафедры с дипломной работой в красном твердом переплете, напротив сидит комиссия…
— У тех, кто учится дистанционно, все проходит онлайн. В процессе написания дипломной студент консультируется с преподавателем, отправляет ему план работы, например. В течение трех дней преподаватель должен посмотреть план и дать свои комментарии. Посмотреть первую главу — дать комментарии. Главное, чтобы студент что-то сделал, прикрепил, а обратную связь он получит обязательно. Педагог даст свои замечания, скажет, что добавить, что убавить.
— Если студент не справляется, не сдает сессии, как вы с ним поступаете?
— Если есть серьезная академическая задолженность и студент не планирует ее устранять, мы отчисляем его. Но сначала студента предупреждаем о задолженностях и возможном отчислении, даем возможность погасить их. Не погашает — отчисляем.
— А кто ваши преподаватели?
— Преподаватели «Синергии» — это ведущие профильные специалисты со всей страны, в том числе педагоги ведущих вузов Москвы, кандидаты, доктора наук. Они разрабатывают учебные планы, пишут материалы, к которым студенты получают доступ через личные кабинеты. Ключевой упор в обучении мы делаем на прикладные знания и навыки. Ими со студентами делятся преподаватели-практики, построившие свой бизнес или карьеру в крупных компаниях.
— Вот вы назвали факультет анимации. Кто преподаватели, кем разрабатывалась учебная программа для этого факультета?
— Факультет создавался совместно с крупнейшей студией по производству мультипликационных фильмов «Союзмультфильм». Там дают знания по визуальным спецэффектам, анимационному искусству, моушен-дизайну. Всех преподавателей перечислять не буду, но один из ведущих — это сотрудник «Союзмультфильма» Сергей Кулов. Он создавал анимацию для популярных сейчас детских мультсериалов «Сказочный патруль» и других.
— «Синергия» реализует модель непрерывного образования. Что это значит? Предлагаете быть вечными студентами?
— Нет. Предлагаются все этапы обучения, начиная от дошкольного и заканчивая высшим. Это значит, что у нас есть не только университет, но и детские сады, школьное обучение, колледжи, курсы переподготовки. Еще есть Школа бизнеса с программами MBA и Университет долголетия.
— Вы упомянули, что обучаете работе на маркетплейсах. Сейчас очень много таких курсов, в Instagram*, например, и домохозяйки-самоучки обещают этому научить, и девочки, мальчики, которые недавно прошли курс у домохозяйки. Они продают курсы, и у них покупают.
— У нас есть факультет электронной коммерции, несколько программ обучения в зависимости от уровня образования. Например, в рамках бакалавриата действует программа «Управление и технологии интернет-продаж на маркетплейсах». Мы там не просто учим нажимать кнопочки в программе. Там учат азам ведения бизнеса, бухгалтерии, рассказывают о рынках ценных бумаг, проходят математику…
Девочка, которая обучает, может иметь фактические навыки продажи на маркетплейсах, но, в первую очередь, у нее нет лицензии, документа, подтверждающего качество уровня ее образования. Она сама возомнила себя экспертом, а наша экспертность подтверждена документами. Одиночки в соцсетях, заманивая людей, могут обещать им своего рода «волшебную пилюлю», которая после прохождения курса превратит их в великих специалистов в торговле на маркетплейсах. Но такие обещания — всегда обман, триггер для тех, кто хочет много зарабатывать, не тратя время на получение системного образования и знаний из смежных дисциплин. Мы не обещаем золотых гор, мы предлагаем качественное, логически выстроенное образование от экспертов-практиков, благодаря которому можно достичь результатов.
— Выходит, люди, предлагающие в соцсетях образовательные услуги, — это ваши конкуренты? Их же с каждым днем все больше и больше.
— Мы не думаем, что наша целевая аудитория идет к ним, к ним обычно идут люди, которые хотят что-то получить в моменте. Наша целевая аудитория — это в основном люди, которые знают, чего они хотят и для чего им нужно обучение.
— Какие самые актуальные и востребованные направления вы бы отметили в «Синергии»?
— Если говорить о тех вариантах, которые выбирают студенты из Дагестана, то это юридическое и экономическое направления. Вырос спрос на программирование, менеджмент, мехатронику и робототехнику. Можно выбрать туристическое направление. Думаю, на него у дагестанцев тоже будет расти спрос.
— А есть факультеты, которые, по вашему мнению, незаслуженно не востребованы?
— Есть. Один из них — факультет индустрии спорта. В его структуру входят кафедры спортивного менеджмента, спортивного маркетинга, а также менеджмента в фитнес-индустрии. Выпускники факультета работают в ведущих спортивных организациях страны. У нас очень спортивная республика, но спортивному менеджменту, например, здесь уделяется мало внимания. Спрос на спортивные направления остается невысоким, хотя я считаю, что потенциальных абитуриентов из Дагестана у нас очень много. Но пока они к нам не приходят. Если вы увлечены спортом, то на этом факультете это увлечение вам помогут превратить в профессию.
Еще жителям республики, особенно чиновникам, тем, кто планирует связать свою жизнь с муниципальной и государственной службой, были бы очень полезны направления «Государственное, муниципальное управление», «Цифровое управление на государственной и муниципальной службе». Можно стать профессионалом в области принятия решений на федеральном и муниципальном уровнях и построить карьеру во власти.
— Насколько университет социально ориентирован? Или «Синергии» это не близко?
— Мы очень лояльны к своим постоянным студентам и членам их семей. Если, например, после вас к нам в вуз поступит ваши сестра или брат, то они получат скидку. У нас огромная система скидок для разных льготных категорий. Например, ветеранам СВО мы стараемся дать скидку 100%, детям, чьи родители погибли на СВО, — 100%, вдовам — 100%, ближайшим родственникам — 50%. Также «Синергия» реализует бесплатные программы. Университет является одной из площадок федерального проекта «Код будущего». Все российские школьники 8−11 классов могут бесплатно обучаться на двухгодичных курсах программирования. Также мы участвуем в программе «Содействие занятости», в рамках которой тоже предусмотрено бесплатное обучение.
— Наверное, много желающих получить бесплатное образование?
— К сожалению, в Дагестане далеко не для всех является ценностью качественное образование. Люди готовы пойти послушать возомнившего себя великим экспертом, но сидеть и учиться системно они не любят, поэтому на бесплатные программы приходит мало желающих.
— Почему вы решили, что не любят?
— К примеру, «Синергия» реализует бесплатные программы, а нам приходится людей искать для участия в них. Во всех регионах по обеим этим программам коллеги получают большой отклик. В этом году, например, на обучение по проекту «Содействие занятости» зарегистрировалось лишь 9 человек из нашей республики. А могло бы больше людей бесплатно обучиться и найти работу.
— Я на ваших ресурсах прочла о пяти причинах для поступления в «Синергию», одна из них — трудоустройство с первого курса. Почему вы так уверенно об этом заявляете?
— В «Синергии» есть Центр карьеры, который помогает студентам найти работу. Центр заключил договоры со всеми крупными работодателями страны. В нем работают эксперты по написанию резюме, подготовки к собеседованию, психологи. Если студент заинтересован в работе, они помогают ее найти и готовят к собеседованию. Это бесплатное сопровождение.
В нашей республике, замечу, сложно с поиском сотрудников. Хотя про нас и говорят, что мы трудоизбыточный регион, квалифицированных работников не всем хватает.
— Университет агитирует студентов, у которых нет денег на обучение, брать образовательный кредит. Люди к кредитам относятся скептически, побаиваются. Образовательный кредит — это не кабала?
— В «Синергии», как и в других университетах, можно учиться практически без нагрузки на семейный бюджет. Мы участвуем в программе «Кредит на образование с господдержкой» от «Сбера». Ставка по такому кредиту низкая — 3%. Поэтому я не считаю, что это кабала. Это не драконовский процент. С отказами в кредите наши студенты не сталкиваются. Примерно шесть абитуриентов «Синергии» из Дагестана в этом году оформили кредит.
— Ваши студенты получают диплом махачкалинского филиала?
— Университет — московский, и диплом будет московский, к какому бы региону студент ни относился. И еще одна важная вещь — студенты из региональных списков платят меньше, но качество образования такое же, как и у московских студентов: те же самые педагоги, та же платформа.
— Прием в другие вузы, колледжи уже завершен, но не все успели сдать документы и теперь вынуждены терять год. Каковы сроки приемной кампании в «Синергии»?
— Есть возможность не терять год и поступить к нам. У нас приемная кампания на дистанционное обучение продолжается. Так что добро пожаловать.
* Соцсеть, признанная в России экстремистской
Амина Магомедова