О чудо-проекте в дагестанском селе
Нарисовать комикс, снять клип, организовать и провести экологический фестиваль, собрать метеостанцию, подготовиться к ЕГЭ. Все это возможно в центре просвещения «Люминари» в селе Хрюг Ахтынского района. О том, как работает непривычный пока еще для Дагестана проект, «Молодежке» рассказал директор центра Дмитрий Корюхин.
Дмитрий – географ по образованию, родом из Ярославля, переехал в Дагестан летом прошлого года. «Люминари» — центр в Ахтынском районе — к тому моменту уже работал два года, но, как и все, был закрыт во время пандемии.
У Дмитрия было время подумать, как улучшить просветительские программы для детей, что изменить, а что сохранить, кого пригласить в качестве новых резидентов в Хрюг. В сентябре 2020 года двери необычной школы вновь открылись для всех желающих.
– Часть курсов у нас уже была, – это английский и китайский языки, например. Мы добавили курс по креативному мышлению, по командообразованию, по лидерству, по осознанности. Также запустили экспериментариум, где с ребятами проводили самые разные научные эксперименты. И начали работать с детьми из нашего села. Вот так мы начали уходить от пандемии, и никого первое время не приглашали из других сел из-за ограничений.
Когда все постепенно вернулись к более-менее привычному образу жизни, в «Люминари» появились новые преподаватели и спикеры.
– Мы с ребятами продолжили нашу практику приглашения крутых специалистов из Москвы, Петербурга и Махачкалы. Это так называемые резиденции: за короткий срок ребята вместе с профессионалами и профессию изучают, и тренируются в ней. К нам приехали художники, видеографы, архитекторы, специалисты по виртуальной реальности, программисты. Они с ребятами делали проекты. Это может быть и метеостанция, и экологический фестиваль, клип, видеоролик, подкаст, даже комикс и декорации к спектаклю. То, что у нас в центре было изначально заложено, – такие небольшие профессиональные пробы школьников с профессионалами из индустрии.
Дмитрий с командой изучили пожелания школьников, их родителей и учителей местных школ. В результате появился новый просветительский продукт – интенсивы по подготовке к ЕГЭ во время каникул.
– Очень много ребят в старших классах уже определились с профессией, и у них был вопрос: как попасть на бюджет? Мы решили пригласить хороших преподавателей из школ Москвы и Санкт-Петербурга. Было важно пригласить их из других регионов, чтобы у детей был новый опыт взаимодействия с учителем и было полегче адаптироваться в новом месте учебы. И вот мы пригласили математика, биолога, химика, филолога, историка, обществоведа. Например, математику у нас вел Саша Ядрин. Он, вообще-то, ни много ни мало – победитель конкурса «Учитель года» 2020 года в Московской области. Ну, то есть лучший учитель года Подмосковья наших ахтынских ребят готовил по математике.
Наши школьники из разных сел приезжали к нам и с 10 утра и до 2 часов дня занимались подготовкой к ЕГЭ. Мы старались сделать это максимально интерактивно, максимально полезно, весело и интересно. Добавили немножко занятий по развитию мягких навыков – чтобы ребята умели работать, работать в группах, не боялись ошибаться, могли мыслить вне устоявшихся шаблонов.
Более 50 школьников Ахтынского района прошли наши курсы и сейчас присылают фотографии, на которых они – счастливые студенты в Москве, Петербурге, Астрахани, Ставрополе, Ростове. Красивые, яркие, нарядные, вдохновленные в вузах своих учатся. Конечно, в этом огромная заслуга их учителей из родных школ Ахтынского района и родителей, и самих этих школьников. Но наш интенсив – это был заряд мотивации, заряд бодрости и просто приятного времяпрепровождения во время каникул. Такие продукты мы будем реализовывать и распространять этот опыт и дальше, потому что это было очень интересно и полезно и московским преподавателям, и нашим школьникам. Обратная связь была максимально положительной.
Помимо длительных курсов появились в «Люминари» и однодневные тренинги на самые разные темы, так называемые «Люминари DAY». Причем не только для школьников.
– У нашего центра есть своя миссия – просвещение. Его мы понимаем как путь – глобальный, высокотехнологичный, многонациональный, единый мир планеты Земля, колыбели человечества, частицы бесконечной Вселенной. И для нас каждое это слово очень важно. Мы хотим ребятам показать, что такое глобальный мир, что такое единый мир, что такое многонациональный. И мы придумали под каждую из этих характеристик программу. У нас есть программы по экологии, по космосу, по технологиям, программа о человеке, об искусстве. Это двух-трехчасовые интерактивные тренинги. На эту программу может приехать любой класс Ахтынского района и вообще всего Дагестана. Главное – доехать. Довезите до нас своих детей, и тогда мы обещаем, что два-три часа они проведут с пользой и уедут, получив новые знания, расширив свой кругозор и узнав о том, какой мир ждет всех нас в скором будущем. По этой программе к нам весной этого года приехали около 500 школьников Южного Дагестана. Также к нам приходили и дошкольники, и студенты из райцентра. Свои программы мы еще подстраиваем под разные возрастные группы. Собственно, эти два направления – «Люминари DAY» и интенсивы для школьников во время каникул – это флагманские проекты, думаю, будем их продолжать в ближайшее время.
Еще один пункт, который входит в программу центра, – проведение фестивалей, создание мероприятий в селе, для села и для всего района. К примеру, хрюгские школьники с помощью наставников провели экологический фестиваль, который посетили более ста человек. Ребята презентовали карту загрязненности села, анализ воды из разных родников, характеристики воздуха. Благодаря «Люминари» в селе узнали, что такое своп (обмен вещами. – «МД»), и успешно обменялись тем, что самим уже не нужно. Также детей и взрослых научили создавать своими руками красивое и полезное из… мусора. Для этого в центре провели мастер-классы по трэш-арту.
– Делали серьги, браслеты, шили многоразовые сумки – шоперы. Пластиковый пакет нам нужен на семь минут, пока мы идем из магазина до дома, а разлагается он потом сотни лет. Давайте заменим их на тряпичные сумки. А как это сделать? Просто читать лекции – это никому не интересно. Давайте сделаем эти сумки сами.
Попасть в просветительский центр на обучение или на экскурсию может ученик любой школы любого села или города. Все занятия совершенно бесплатны.
– Чтобы попасть в центр на экскурсию или просветительскую программу «Люминари DAY», нужно оставить заявку по ссылке в профиле инстаграм-страницы @luminarycenter. Там же вы сможете выбрать интересующий вас профиль просветительской программы. На «Люминари DAY» могут записаться любые классы со всей республики – главное, чтобы родители или классный руководитель проявил инициативу и организовал транспорт до нашего села Хрюг. К нам уже приезжали школьники из сел Ахтынского, Рутульского, Магарамкентского районов, Дербента и Махачкалы, а однажды приехали даже из далекого Цумадинского района. Все программы реализуются бесплатно.
Центр в первую очередь строился для школьников и жителей Ахтынского района, малой родины наших основателей. Но мы готовы встречать ребят и из других районов.
Дмитрий Корюхин говорит, что преподаватели с большой охотой едут в небольшое село в дагестанских горах.
– Для них это возможность пожить в прекрасном месте, поработать с нашими прекраснейшими люминариями, как мы называем ребят, которые к нам ходят, для них это новая культура, новый опыт, новое место. И это новая строчка в их послужном списке. Это и для нас здорово, и для них здорово – что ты прикоснулся к интересному и правда уникальному для России проекту, где в четырех часах от регионального центра, в горах ребята занимаются такими необычными вещами. Поэтому преподавателям самим в большую радость здесь находиться, приезжать в Дагестан, и потом они рассказывают другим, и другие хотят приехать. И вот таким методом снежного кома растет наше сообщество, растет наша поддержка среди людей в образовании, людей в креативных индустриях и не только.
Руководитель центра убежден, что интересным можно сделать и обучение в обычных школах. Ресурсов для этого, по его мнению, в Дагестане достаточно.
– Талантов в Дагестане много. Финансовых ресурсов тоже немало. Дагестан – далеко не бедный регион, отнюдь. И все это прекрасно понимают. Посмотрите на свадьбы, машины. У нас есть много бизнеса, у бизнеса есть деньги, и есть большое количество школ, которые, простите, не могут купить себе цветной принтер. Это смешно. Если у государства нет денег, так, может, тогда попросим бизнес помочь школам приобрести проектор, принтер, бумагу? Мы теряем время, теряем возможности, теряем поколения. И вместо того чтобы ждать, давайте сами начнем делать. Может быть, представители бизнеса возьмут школы под шефство? Ведь раньше, в советское время, у разных заводов были подведомственные школы. Да, было другое время, но этот положительный опыт можно переосмыслить по-новому. Пробелы государства может компенсировать социально ответственный бизнес. Понимаете, нельзя требовать с человека, который получает 10500 рублей, какого-то креатива. Это совершенно неприлично. Что такое зарплата в десять-пятнадцать тысяч? Какой креатив?! Скажите спасибо, что я пришел на работу, – может сказать нам этот учитель. Давайте мы создадим условия, – государство создаст условия либо бизнес поможет создать эти условия, либо кто угодно, – но надо создать условия для того, чтобы талантливая молодежь могла работать в этой системе образования.
До переезда в Дагестан на постоянное место жительства Дмитрий неоднократно бывал и на Кавказе, и в Дагестане. Говорит, переезд был делом осмысленным, обдуманным и никаких сюрпризов не преподнес.
– Я по образованию географ. Это совсем другой взгляд на мир, на реальность. То есть ты каждый раз в любом путешествии постоянно все изучаешь, исследуешь. Ты не потребитель, ты смотришь, как устроена жизнь, люди, экономика, природа, горы, море, река – все что угодно. Когда я в первый раз приехал на Кавказ, – это был 2014 год, – он поразил меня своим разнообразием, своей концентрацией явлений, процессов, событий. Это очень географичный регион. Я полюбил его именно поэтому. Здесь просто безумно интересно жить, изучать, существовать в этом пространстве. Никаких иллюзий о том, куда я еду и так далее, у меня не было. И это, конечно, помогает сразу трезво смотреть на ситуации и войти в работу. Плюс мне помог опыт участия в программе «Учитель для России», когда после шести лет жизни в Москве я переехал в маленький провинциальный город Бутурлиновка, который вспоминаю с теплотой и любовью. Но это был эмоционально тяжелый переезд из мегаполиса в маленький городок в 25000 жителей. И этот опыт мне очень сильно помог адаптироваться уже в Хрюге.
Дмитрий настолько успешно влился в местную жизнь, что совсем недавно даже сыграл свадьбу в Дагестане.
– Моя супруга – Малика Ахмедова. Она тоже выпускница программы «Учитель для России». Мы познакомились более трех лет назад на обучении в Москве, и так случилось, что по жизни теперь мы уже идем вместе. Первого августа сыграли свадьбу. Нас объединяют и общие интересы, и ценности, и понимание этого мира, и цели тоже общие. Поэтому, дай Бог, все будет хорошо.
Просветительский центр «Люминари» был открыт в селе Хрюг весной 2018 года. Инициатором проекта стал житель села Махмуд Абдулкеримов, заслуженный учитель Дагестана, бывший директор местной школы, педагог и президент благотворительного фонда «Просвещение». Средства выделил меценат фонда – бизнесмен Абдулжелил Абдулкеримов, сын Махмуда Абдулкеримова. Строительство обошлось в 80 миллионов рублей.
Цели у проекта амбициозные – не только дать дополнительные знания школьникам Ахтынского района, но и «…помочь детям стать личностями ищущими, стремящимися к познанию и совершенствованию себя и окружающего мира, вдохновляющими своим примером, то есть такими людьми, которые идут в авангарде прогресса и заставляют планету крутиться быстрее».
В инновационной школе есть обсерватория, библиотека, медиатека, современная техника для программирования и многое другое. Курсы и мастер-классы проводят приглашенные преподаватели из других городов России. «Люминари» не выдает никакого документа об образовании, нет здесь ни вступительных, ни выпускных экзаменов. Присоединиться к учебе можно в любой момент. Программы адаптированы для учеников разного возраста. И все это абсолютно бесплатно.
Анастасия Расулова
Читайте также Как не развить в ребенке ненависть к учебе