Как снималась дагестанская картина «Сценарий для… Голливуда»
В дагестанских кинотеатрах продолжается прокат картины «Сценарий для… Голливуда» молодого режиссера Ибрагима Урсанова. По сюжету фильма начинающий сценарист из Махачкалы проходит во второй тур международного кинематографического конкурса. Чтобы пробиться в финал, ему необходимо сочинить историю о криминальной жизни в Дагестане. Для этого он решает поближе познакомиться с опасным миром «местных бродяг».
«Молодежка» пообщалась с Ибрагимом Урсановым и продюсером картины Султаном Трамовым и выяснила, как часто режиссер хочет придушить кого-нибудь на съемочной площадке (и есть ли кто-то, кто хочет придушить его), когда можно будет говорить о фирменном «урсановском» стиле и есть ли будущее у дагестанского кинематографа.
– Есть мнение, что сейчас — эпоха продюсерского кино, когда при съемках всем заправляет продюсер, а режиссер – лишь инструмент в руках Большого Босса. Что в этом плане со «Сценарием для… Голливуда»?
Султан: У нас четко распределены обязанности, я занимаюсь исключительно пиаром. И в режиссуру не лезу. Если какие-то решения Ибрагима мне кажутся неудачными, я могу с ним это обсудить. Но если он заверит, что так нужно, я успокоюсь и не буду настаивать на своем.
– Ибрагим, а если бы вам предложили участвовать чисто в продюсерском проекте, где нет такой творческой свободы, вы бы согласились?
Ибрагим: Подобные предложения были, я не соглашался. Сейчас я хочу реализовывать свои идеи, у меня есть такая возможность. Может, в будущем подпишусь и на что-то чисто продюсерское.
– В случае со «Сценарием для… Голливуда» с чего все началось?
Ибрагим: Я уже давно в медиасфере – лет восемь снимал социальные ролики. И в какой-то момент созрел для съемок короткого метра. Когда короткометражка была готова, я показал ее Султану. Ему понравилось, и он предложил: «А давай на полный метр растянем».
Султан: Меня зацепили персонажи, существующая между ними химия. Сразу взял фильм, поехал в Москву, показал профессионалам, они сказали: «Да, стоит развить тему. Снимай сериал». Но я все-таки решил остановиться на полном метре. Для того чтобы популяризировать персонажей нашей истории. И уже сейчас, анализируя зрительский интерес к картине, мы понимаем, что вторая часть будет. А после этого возможен и сериал, как предлагала Москва. И, возможно, он уже пойдет «куда-нибудь туда».
– За пределы Дагестана?
Султан: Возможно, и Северного Кавказа.
– Сколько раз переписывался сценарий, прежде чем вы поняли: вот теперь все четко, можно снимать?
Ибрагим: До последнего съемочного дня что-то менялось. Иногда вносились какие-то коррективы прямо во время съемок сцены. Это не форс-мажорные обстоятельства, а обычный творческий процесс.
– У каждого режиссера на съемочной площадке царит своя атмосфера. Кто-то нуждается в хаосе, кто-то — в порядке. Что происходило на съемочной площадке «Сценария»?
Ибрагим: Атмосфера зависела от сцены, которую мы снимали. Если сцена спокойная, то вокруг все вели себя соответствующе. Если сцена была юморной, абсурдной, иногда членов съемочной группы было сложно успокоить – все хохотали и веселились.
– Сколько отсебятины вы позволяли членам съемочной группы?
Ибрагим: Каждый мог предлагать свои идеи. Скажем, актерам никто не запрещал импровизировать – вживаясь в образ, актер начинает понимать его лучше, чем сценарист или режиссер. Но цельная картина всей истории всегда в голове только у одного человека – режиссера. Поэтому я обычно поступал так: добивался чего-то, что мне нужно, говорил: «Стоп, снято». А потом подходил к актеру и предлагал ему: «Мы сейчас на всякий случай отснимем еще один дубль, и если ты хочешь что-то добавить от себя, сыграть как-то по-новому – действуй». И если то, что он добавлял, казалось мне уместным, я оставлял именно этот дубль.
– Можете вспомнить день, когда вам хотелось всех придушить?
Ибрагим: К счастью, до такого не доходило (улыбается). Но была одна сцена, во время съемки которой у меня нервы не выдерживали, я уже кричал на ребят. Мы снимали драку с участием большого количества людей. Ночью. И в какой-то момент я понял, что мы можем не успеть. Еще чуть-чуть – и рассветало. А доснять оставалось буквально несколько эпизодов. И если бы мы не успели, мне пришлось бы собирать всю толпу заново, а это не самая легкая и приятная задача. Счет шел буквально на минуты. Нам повезло, мы справились.
– А вы не чувствовали, что иногда кто-то хочет придушить вас?
Ибрагим: На удивление, меня все поддерживали. Даже когда я мог сказать что-то чуть громче, чем следовало бы, актеры ко мне подходили и говорили: «Мы все понимаем, извини, если что-то не так».
– Вы сторонник большого количества дублей?
Ибрагим: Я сторонник необходимого количества дублей. Обычно я работал так: снимаю что-то до того момента, когда на 99% уверен, что все получилось, как нужно. А потом еще один дубль на всякий случай.
– Какие фильмы держали в голове, когда работали над картиной?
Ибрагим: Работы Гая Ричи и Квентина Тарантино. Любимых режиссеров я могу перечислять долго, но, скажем, Нолан, работает с огромными бюджетами – на него мы не можем позволить себе ориентироваться. А Ричи и Тарантино снимают приземленные картины. Где-то референсы мы из их работ брали.
– Зрительской реакцией довольны?
Султан: Да. Было приятно наблюдать, что туристы тоже посещают фильм и при этом понимают наш юмор. Но все-таки есть ощущение, что «Сценарий для… Голливуда» – это не совсем российского формата картина, она рассчитана на Северный Кавказ. Поэтому мы большие ставки на первую часть не делаем. Но с учетом хорошей посещаемости я не исключаю, что вторая часть уйдет в широкий прокат, и, может, прицепом пойдет и первая.
– А место действия изменится, раз уж речь идет о широком прокате для всей России?
Султан: Пока одобрены только какие-то идеи второй части. А внутренние локации, все остальное – об этом будем думать. К нам в авторскую группу на днях присоединился сценарист, который писал сценарии для популярных сериалов, выходивших на ТНТ. Есть надежда, что сиквел «Сценария для… Голливуда» получится чем-то действительно уровневым, достойным.
– Султан, как думаете, сколько еще фильмов нужно снять Ибрагиму, чтобы люди заговорили о фирменном «урсановском» стиле?
Султан: Ну вот вторая часть «Сценария» и покажет нам, есть ли у Ибрагима стиль или он случайно выстрелил с первой частью (смеется).
– Раз посещаемость высокая, можно ли говорить о каком-то заработке?
Султан: Кстати, о деньгах. Есть категория людей, которая переживает, что мы сняли фильм на деньги налогоплательщиков. Спешу их успокоить. Бюджет картины формировался исключительно за счет поддержки наших друзей, знакомых и деловых партнеров. И никто из людей, работавших над картиной, не держал в голове мысль: «Вот сейчас заработаем кучу денег». Многие вообще на энтузиазме работали, бесплатно. И после проката никто из нас на дорогие иномарки не пересядет. Я думаю, бессмысленно в ближайшие годы говорить о том, что на дагестанских фильмах можно что-то заработать. А деньги с проката уйдут на улучшение технического обеспечения нашей съемочной группы. Поэтому те, кто сейчас идет в кино на наш фильм, помогает нам технически расти.
– У дагестанского кино есть будущее?
Султан: Конкретно у нашей группы, извините за нескромность, большое будущее. За других не берусь говорить. Знаю, что сейчас многие что-то пытаются снять. И желаю, чтобы у них получилась «пушка». Потому что, когда рядом есть люди, которые делают что-то крутое, самим хочется сделать еще круче.
Руслан Бакидов
Читайте также «Будет знакомый нам школьный, дворовый мордобой»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте».