Матримониальная сторона хождения к роднику
«Рач1а, рач1а лъадаре, нилъерго умумузул г1адатги ц1унун» – это Патимат встречает у родника гонодинских девушек, призывая беречь традиции гор. На плече их висят старинные и не очень кувшины, голову покрывают платки, блестят на солнце их парчовые платья. Сегодня здесь разворачивается представление – обряд хождения к роднику.
Как было давным-давно и почти забытое вчера, можно увидеть в аулах Дагестана. Они как портал в прошлое, здесь традиции берегут назло цивилизации, в укор городам.
Говорят, что родник не иссякнет, пока в ауле живет хотя бы один человек. Сегодня вода поступает практически в каждый сельский дом, а тот, когда-то единственный, один на всех родник в ауле сегодня точно одинокий старец. Но истории о нем передаются от старших к младшим. И все они так или иначе связаны с любовью. А любовь в горах Дагестана жила всегда, и совершались героические подвиги, и возникали традиции. Горцы закидывали папаху в окно возлюбленной и надеялись, что она не вышвырнет ее обратно. Однако вернемся к роднику.
Родник в селе – и живительная сила, и место встреч и совершения обрядов. К сожалению, не все традиции сохранились и многие обряды уже не соблюдаются. Но есть истории, которые берегут хранители культуры. В перечне самых невероятных – и про то, как в кулинском Вихли во время засухи оставляли грудных детей голыми у родника. Так они вызывали спасительный дождь. Раз повторяли время от времени – значит, срабатывало, как и многое из того, что делали наши изворотливые предки.
Оказывается, кумыкская невеста после свадьбы получала разрешение выходить на улицу, бывать на праздниках, похоронах, работать в поле только после обряда «сувгъа чыгъыв», то есть хождения за водой к роднику. Когда, наполнив кувшины, женщины, сопровождавшие невесту, возвращались в село, впереди идущий парень торжественно возвещал: «Эй, люди, скажите «савбол» (будь здорова! – «МД»): идет с водой невеста!»
Девушки Ахваха ранним утром спускаются к роднику за водой, а на годекане собираются молодые мужчины. До годекана дошел слух, что у одной из девушек в этот день проводят сельские посиделки «гвай», будет весело. Горянки надевают свои лучшие наряды, собираются вместе за одним делом: чистят кукурузу, перебирают шерсть, поют, шутят, танцуют. По дороге на посиделки аульские парни тоже веселятся: поют, играют на музыкальных инструментах, спорят, шутят и строят догадки, кого же из них выберет девушка. Подойдя к дому, женихи снимают папахи и поочередно бросают в окно.
Совсем нелегко приходилось невесте из Чародинского района. После выхода к роднику в тот же день ее отправляли на покосный участок, правда, уже в новом платье и со всем необходимым снаряжением: с серпом и веревкой из разноцветных шерстяных нитей, что заботливо положила в приданое мама. К делу подходили разумно, устраивали конкуренцию. Кто из девушек быстрее выкосит свой участок, той полагался приз – отрез ткани или платок. Скошенную траву невеста стягивала той самой веревкой, взваливала стог на спину и гордо несла домой.
Но на этом история не заканчивалась. Надо было связать стог так, чтобы в ауле не разошелся слух: мол, невеста у вас не хозяйственная, даже стог как надо собрать не сумела. «Убереги Аллах от такого позора!» – причитали старшие.
Молодые горцы присматривали себе невесту у родника, а кувшин девушки рассказывал и подсказывал, на кого смотреть категорически запрещается, а к кому стоит присмотреться.
«Незамужние девушки шли с красивым кувшином с утонченным горлышком, замужней полагался с коротким горлышком», – рассказывала бабушка из Карабудахкента.
Какой бы тяжелый ни был сосуд, нести его приходилось наполненным водой, и чтобы смягчить давление на плечо, кумычки нашли выход – шили специальные наплечники, которые подкладывали под ручку кувшина. Шили из особенного материала «зеле махмар», который специально привозили из Азербайджана. Верили, что это не просто ткань, а целебная, и если часто прикладывать кусок к больному месту, болезни – как не бывало. Но и это не всё. «Зеле махмар» считалась еще и оберегом. Но никто сегодня не подтвердит его чудодейственных свойств…
…А тем временем у гонодинского родника девушки наполняют кувшины. За холодной родниковой водой в очереди наряженные в национальные костюмы молодые горцы. И Патимат как волшебную молитву произносит пожелания: «Пусть каждый глоток будет полезным для вас, чтобы не знали вы горя, и жизнь ваша, как кувшин, наполняется счастьем…»
И да, было сказано и про то, чтобы, набирая воду, не забывали сохранить родник для своих потомков, как это сделали наши бабушки и дедушки для нас…
Ясмина Абдулова
Читайте также Сувгъачыгъыв, маргъал, зажженная лампа… О свадебных традициях народов Дагестана
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»