Простая просьба от учительницы младшеклассников
С первого апреля начинается прием документов первоклассников в школы. В Дагестане в сентябре 2022 года за парты впервые сели почти 55 тысяч детей. Что должен знать и уметь ребенок к школе? И должен ли? Эти и другие вопросы «Молодежка» задала победительнице конкурса «Лучший молодой учитель» в Дагестане Диане Ферзалиевой.
Диане 22 года, она работает в дербентской школе №12. После учебы в педагогическом колледже девушка работала в центре подготовки детей. А потом вернулась в свою школу учителем начальных классов.
– Мне сразу дали первый класс, – рассказывает Диана. – Собрала я всех детей в своем классе. Все красивые, хотят учиться. А у меня, как у молодого педагога, был страх: как же я их буду учить?! Дети на меня смотрят, их родители тоже. Все ждут от меня чего-то. Было страшно из-за того, что образование и воспитание этих детей теперь на мне. Чувствовала ответственность, что надо выложиться по максимуму. Больше думала над этим.
Мой наставник – завуч начальных классов Анжела Алиевна – очень мне помогала. Я к ней по любому вопросу обращалась, даже спрашивала, ручкой какого цвета заполнять журнал. Сейчас, конечно, мне уже спокойнее. Я знаю этих деток, кто на что способен, к каждому нашла ключик.
– Насколько подготовленные дети пришли к вам в класс?
– В школе, в той параллели, в которую я попала, достаточно сильные учителя, опытные, заработавшие имя в городе. Их ученики уже своих детей к ним вели. Как обычно бывает: родители заранее беспокоятся, узнают про учителей и выбирают сильного педагога, чтобы отдать ребенка к нему. Естественно, все сильные дети уже были записаны в сильные классы. Меня как педагога никто не знал – вчерашняя студентка пришла на работу. Ко мне попали дети, которые не смогли попасть к опытным педагогам. У меня процент подготовленных детей относительно других классов был довольно маленьким. Если в других классах многие уже умели читать, писать, у меня – нет. Мы начинали с изучения букв. Среди 30 детей человек пять умели читать и писать строчными буквами.
– Это так важно уметь первоклашке? Читать, писать, считать?
– Наверное, все учителя согласятся со мной, что не настолько важно, умеет ли ребенок читать или писать, сколько важно развитие его речи, как он умеет говорить, его мыслительная деятельность, его моторика. Научить читать и писать ребенка можно ровно за три месяца. Я, как педагог, работавший еще в центре дошкольной подготовки, стопроцентно это могу утверждать. Это навык, который приобретается абсолютно всеми детьми. А учителю важнее, чтобы ребенок умел мыслить, рассуждать, говорить. Вот если этому будет ребенок обучен, когда приходит в школу, учителю будет с ним легко.
– Учитель сразу может понять, ходил ли ребенок в детский сад?
– Даже то, как ребенок себя ведет в коллективе, говорит само за себя: умеет ли он общаться с детьми, какие у него навыки развиты, какие нет. Садик – это большая помощь педагогу, не столько с точки зрения учебы, сколько в плане социализации ребенка.
– Как родителям подготовить ребенка к учебе?
– Посоветую не то чтобы заниматься, а хотя бы разговаривать со своими детьми. Я понимаю, у многих работа, не хватает времени, но это наши дети, мы для них и живем. Многие родители дают детям в руки телефон. Грубо говоря, дети начинают тупеть, они не развиваются, вперед не идут. Родителям надо общаться со своими детьми, читать им сказки, обсуждать что-то. Например, мама моет посуду и может поговорить в это время с ребенком. Ребенок рисует что-то – надо спросить, что это, спросить, как прошел его день в садике, что он там видел, что делал, что нового узнал.
Не интересуются родители детьми. Не все, конечно. Есть добросовестные, но их мало, честно говоря. У меня такой опыт.
– В итоге за три года работы ваш класс по успеваемости сравнялся с другими?
– Много работала над этим и обращалась за помощью к моему завучу, она мне очень помогала. Благодаря ей качество знаний моих детей не отстает от уровня учеников других классов в моей параллели. Я работала и над собой, и над детьми. Поэтому результаты есть.
Сейчас у меня 30 детей. Тяжело ли с ними? Нет, думаю, уже привыкла. Когда в классе нет пяти человек, к примеру, это сильно ощущается: пустота, уже не то. Хочется полного класса, хочется работать с ними.
– За это время в школе какие вы сделали выводы для себя? Были ли ошибки?
– Я бы не сказала ошибки, но есть то, что взяла себе на заметку. Как легче чего-то можно достичь, методик много, способов достижения какой-то цели. Уже в процессе работы узнаешь, что эффективнее, что нет, что с чем можно сочетать. Делаешь себе пометки. Что-то поменяю в работе, что-то возьму из старого, что понравилось.
Работа учителя постоянно корректируется. Нельзя написать один конспект и работать по нему со всеми классами. Каждый учитель подстраивает свою работу под определенных детей. Если класс сильный, им нужны задания посложнее, если сильные и слабые в одном классе – там уже нужна дифференциация. Каждый урок подстраивается под детей.
– Сложно ли было победить в конкурсе молодых педагогов?
– Это был конкурс «Лучший молодой учитель», сразу республиканский этап. Проходил он в два этапа – заочный и очный. На заочном первое испытание – надо было составить портфолио. Свои портфолио отправили 62 человека со всей республики из разных городов и сел. Но во второй тур прошли только 15 работ. Моя оказалась среди них. И меня пригласили на очный этап.
Нас разделили на две команды. Начальные классы и старшая школа. Мы проходили два конкурсных испытания: давали урок и делали самопрезентацию на тему «Быть учителем – мое призвание». Я получила первое место.
Конечно, никто из педагогов туда случайно не попал. Все готовились, каждый знает свои возможности и способности. Я знала, что какое-то место у меня будет, потому что у меня очень сильный методист – моя завуч. Она очень хорошо меня подготовила. Буквально каждое мое слово, каждый мой жест оттачивала. Я знала себя и своего наставника, но я не знала других участников – какой у них уровень. Идя на конкурс, нельзя недооценивать соперников. Уроки друг друга мы не видели. Каждый учитель давал уроки жюри отдельно. Поэтому до конца я не могла знать, кто и как выступил. Естественно, для меня стало сюрпризом первое место.
Теперь я понимаю: все, что я делала, все мои бессонные ночи – все приносит плоды. Повышается качество моего преподавания, что отражается на качестве образования моих детей. И они становятся на голову выше, и я, как учитель, тоже.
Анастасия Расулова
Читайте также «Быть подавляющим меньшинством – это классно»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»