История дагестанского мастера свечей
Махачкалинка Ева Ахмедова начала делать аромасвечи два года назад. За это время девушка не только стала востребованным свечеваром, выпуская свой продукт под одноименным брендом, но и может рассказать о свечном деле много интересного. Например, к каким ароматам благосклонны и равнодушны дагестанцы, как должен гореть идеальный фитиль и насколько тернистым может быть путь свечного мастера к идеальной свече.
– Ты планировала делать свечи еще в 2019 году, но начала лишь два года назад. Почему откладывала и почему выбрала именно свечное дело?
– Однажды я увидела работы девушки – свечного мастера, это были свечи в стеклянных баночках, декорированные сухоцветами, и они настолько запали мне в душу, что захотелось и самой создать что-то подобное. К моему счастью, она проводила обучение, и я пошла к ней учиться.
Почему откладывала? Уже больше семи лет я занимаюсь лепкой из полимерной глины – декорирую кружки, было много заказов, и я понимала: на свечи меня сейчас не хватит, к тому же к любому делу нужно подходить осознанно, тем более если планируешь, что это будет не просто твоим хобби. Но мысль о создании свечного бренда все же не давала мне покоя, и спустя пару лет я все же пошла на обучение.
Так и началось мое ароматное дело. Если с полимерной глиной все шло очень долго и сложно, то со свечами пошло как-то быстро и легко. Мне нравится домашний уют, эстетика, и свечи как раз об этом. Еще я жуткий перфекционист, поэтому стараюсь все делать максимально красиво и качественно.
– Ароматизация помещений – очень популярный тренд сегодня. Свечи, ароматическую бумагу, рум-спреи, диффузоры и другую парфюмерию для дома выпускают как популярные люксовые и нишевые бренды, так и ноунеймы с маркетплейсов. Что в этом огромном разнообразии клиент находит в твоих свечах?
– Прежде всего мой продукт дарит людям эмоции, тепло, уют, эстетику. Покупая свечу, человек покупает эмоции. К тому же свечи я изготавливаю из натурального соевого воска с использованием премиальных аромамасел. Большое внимание уделяю упаковке. У человека появляется интерес, он покупает, а затем срабатывает сарафанное радио. Часто мои свечи берут в качестве подарка, а затем те, кому их подарили, возвращаются ко мне уже сами.
Ну и самое главное – я очень люблю свое дело.
– Сделать хорошую свечу не так легко. Даже у известных брендов не всегда получается идеально: фитиль не так горит, воск неправильно плавится, тара не та выбрана… С какими проблемами ты сталкивалась на своем пути к идеальной свече?
– Не буду называть это проблемами, но это, наверное, некоторые сложности работы с соевым воском, а я делаю свечи именно из него. Это не парафин, который растопил, залил – и готово. Соевый воск – это живой материал: он сжимается, в нем появляются ямки при застывании, а еще возможен фростинг (образование кристаллов на поверхности соевого воска в результате перепада температур. – «МД»).
Еще важные моменты – это подбор фитиля, температуры застывания, температуры заливки. Фитиль нужно подбирать по диаметру банки и к каждому конкретному воску. Много времени, сил и средств у меня ушло на то, чтобы все это протестировать. Не стоит забывать, что у аромамасел тоже разные производители, и их тоже мы тестируем на совместимость с воском и аромаотдачу. Работа со свечами – это бесконечные тесты. Ни один мастер, который тебя обучает, не может сказать: «Бери такой-то воск и такой-то фитиль — и у тебя получится идеальная свеча». Методом проб и ошибок каждый приходит к своему «рецепту».
Еще одна сложность лично для меня – определиться с количеством ароматов в линейке: на рынке постоянно появляются новинки, и сложно устоять (смеется).
– Кто-то говорит, что треск фитиля обязательно должен быть слышен, другие уверены, что свеча должна гореть бесшумно.
– Идеального фитиля, наверное, нет. Зависит от производителя воска, фитиля и аромамасел. Опять-таки нужно тестировать. Какая-то свеча начинает трещать сразу, какая-то – когда полный бассейн растопится. Нюансов много, но основная функция фитиля — гореть. И издавать хотя бы легкое потрескивание.
– Нюанс, связанный с интенсивностью запаха, наверняка самый сложный, потому что у людей запросы разные: кто-то хочет, чтобы пахло на весь дом, а кому-то достаточно еле уловимой дымки.
– Когда работаешь с клиентами онлайн и они просят: «Давайте на ваш вкус», – это загоняет меня в тупик. В прошлом году я принимала участие в ярмарке на Родопском бульваре. Ко мне подходили люди, слушали ароматы вживую, и тогда я поняла, насколько восприятие может быть разным: если кто-то приходил в восторг от одного аромата, то другого воротило от него. Было интересно за этим наблюдать.
– Ты предлагаешь в основном какие-то популярные профили: табак и ваниль, пряный глинтвейн, лимонный кекс… Какие ароматы самые востребованные?
– Если говорить об интерьерных спреях, то это более легкие и нежные ароматы, например, морская соль и орхидея. В свечах берут больше уже знакомые профили, такие как, например, «Табак и ваниль» по мотивам парфюма от Тома Форда, сандал, ваниль и т.п. У меня в линейке есть один очень яркий и вкусный аромат, прям как бабушкино сливовое варенье, под названием «Мед и слива», – это аромат, который меньше всего заказывают онлайн, зато на ярмарке разобрали одним из первых. Я это связываю с тем, что у многих мед ассоциируется с чем-то аллергенным, и люди боятся, что нота меда будет слишком яркой.
– Какова география заказов?
– Буквально на днях в Израиль у меня забрали два красивых бокса на подарок. Чаще отправляю в Казахстан, также были заказы из Германии и Франции. Отправкой в Южную Корею интересовались, но из-за высокой стоимости доставки клиенты не решались.
– Есть какие-то отличия в предпочтениях именно дагестанских клиентов?
– Единственный аромат, который пользуется большим спросом (особенно в зимнее время) за пределами Дагестана, но не популярен в Дагестане, – это «Пряный глинтвейн». У нас в республике к нему равнодушны. Дагестанцы больше предпочитают ароматы по мотивам именитых брендов.
– Не было идеи делать свечи с какими-то «дагестанскими» запахами? Например, придумать какие-нибудь «Леса Салатавии», «Самурскую долину», «Ногайские степи» и т.п.
– Была! Идет процесс подбора ароматов, хочется создать уникальные профили, которые и вправду будут ассоциироваться с этими местами. В моей линейке уже есть свечи в этностиле с высказываниями народного поэта Расула Гамзатова, их очень любят туристы, приезжающие в нашу республику.
– Сколько свечей ты сделала за эти два года? Не считала?
– Нет, я не веду подсчет. Помимо прочего, я же еще сотрудничаю с магазинами, создаю продукцию под ребрендинг, то есть делаю продукт под какой-то определенный бренд, а они продают уже готовый товар.
Вообще, свечной сезон длится с сентября по март. В летний период идет спад, потому что в жаркое время года жечь дома свечи мало кто хочет. Летом больше востребованы диффузоры. Бывают свадебные заказы из других регионов – это такие небольшие презентики гостям: свечи в мини-формате, аромасаше, но, кстати, в Дагестане это не очень востребовано.
Летом я, как правило, не работаю. Посвящаю время семье, отдыхаю и готовлюсь к новогоднему сезону, который начинается в сентябре и бывает очень продуктивным.
– Можно ли, делая ароматические свечи, зарабатывать?
– Можно. Вообще, зарабатывать можно на всем, если ты это делаешь качественно и с любовью.
Если выходить на маркетплейсы, на «Озон», «Вайлдберриз», делать себе имя и развивать свой бренд, можно хорошо зарабатывать.
– Были ли у тебя какие-то необычные заказы? Может, клиент хотел свечу какой-то странной формы или запаха?
– Про запах сейчас не вспомню, но махачкалинская кофейня «ЧБ» заказывала у меня свечи в виде черной мыши по мотивам Бэтмена. Декор был выполнен из полимерной глины, получился тандем двух моих профилей. И, кстати, сейчас снова есть от них заказ, буду делать.
Бэла Боярова
Читайте также «Короля Ночи заказала одна журналистка»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»