Стихотворение Расула Гамзатова «О тебе я думаю» легло в основу музыкально-драматического концерта, который появился на дагестанской сцене благодаря Эмилии Шихрагимовой. В свои 28 лет главный хормейстер Дагестанского театра оперы и балета выиграла для республики значительный грант Правительства РФ на создание этого невероятного проекта, поражающего глубиной чувств и красотой в каждой детали. К созданию концерта она привлекла творческую команду, которая открыла для зрителей по-настоящему нового Расула Гамзатова. В проекте Эмилия Шихрагимова выступила и в качестве дирижера. В следующий раз «О тебе я думаю» на Большой сцене Русского театра можно будет посмотреть 18 ноября. А пока мы побеседовали с хормейстером и узнали, в чем секрет успешного творческого проекта.
— Театр оперы и балета выиграл грант Правительства Российской Федерации. Если исходить из данных на сайте федерального минкульта, сумма большая – больше шести миллионов.
— Да, и это беспрецедентный случай для дагестанского театра в принципе, хотя концертные организации большие гранты и раньше получали.
— Как получить такой значимый грант, работая в учреждении культуры? Или это просто везение?
— Нет, это не везение. Я целый год готовила проект вместе с человеком, который профессионально занимается проектированием. Это была моя хорошая знакомая, с которой я познакомилась в Саратове во время учебы в консерватории. Она сопровождала меня и консультировала на протяжении всего периода. Грант федеральный, там много нюансов, которые нужно учитывать. Но главный секрет в этом деле – не ориентироваться на свои предпочтения. Помимо творческого интереса, надо понимать, что нужно республике. Столетие Расула Гамзатова, конечно же, тут главный козырь.
— Концерт называется «О тебе я думаю». Эта строчка из стихотворения Расула Гамзатова имеет какой-то сакральный смысл?
— Да, это не просто так. Мы видим тут очевидную отсылку к образу любимой женщины, однако трактовать обращение можно по-разному – к жизни, к любви, к поэзии.
— В концерт вошло около 20-ти песен. По какому принципу подбирался репертуар?
— Это была долгая и кропотливая работа. Я переслушивала самые разные композиции, изучила множество партитур. Произведения Расула Гамзатова в академическом искусстве не очень известны, причем не просто зрителям, но и самим музыкантам. Я просто связывалась с разными композиторами и спрашивала, есть ли у них музыка, написанная на стихотворения Гамзатова. Много советовалась с режиссером проекта Дмитрием Павловым. Понимая творческие возможности коллектива, мы подбирали произведения под наш состав. По принципу того, что может быть весомо и интересно слушать. И еще было важно, чтобы хоры сочетались с драматической частью.
— Почему не пошли по более легкому пути – не взяли известные песни и не переделали их под хор?
— А мы не ищем легких путей. На самом деле нам хотелось показать область, которая людям еще неизвестна. Хор, например, в отличие от оркестра, не многими воспринимается как действительно большая творческая сила. Я хотела не только показать неизвестного Расула Гамзатова, но и популяризировать через эту музыку хоровое искусство.
— Мне кажется, то, что в итоге получилось, – далеко от массового искусства. Не каждый зритель на такой концерт придет.
— И да, и нет. Да, потому что концерт для подготовленного зрителя. Но при этом песни не воспринимаются как сложные. Хотя здесь нет легкости, а раскрываются глубинные стороны творчества Гамзатова. Нет Расула, которого мы привыкли видеть. Режиссер копнул глубже и обнаружил неизведанное, сокровенное в его творчестве. Если кому-то неинтересно, то это всего лишь говорит о том, что человек не хочет вникать и размышлять. Мы неслучайно стремились к камерности, избегали «глобальной пафосности», потому что эта работа связана с философскими размышлениями поэта, его жизненным опытом. Эти сокровенные мысли и чувства не каждому расскажешь. Мы стремились к интимности происходящего, причем это отражено во всем, в том числе в видеоряде. Тут и неслучайно малый состав хора. Обычно все привыкли видеть на сцене около семидесяти артистов. Здесь их всего 24.
— В концерте несколько произведений Мурада Кажлаева и Ширвани Чалаева. Почему они настолько по-разному звучат, ведь оба композитора из Дагестана, оба вдохновлялись одной и той же поэзией?
— Это действительно интересно и удивительно. У Кажлаева можно услышать джазовые гармонии. Музыкальное он выносит на первый план. У него насыщенная жизнеутверждающая музыка, ему свойственна песенность. Чалаев более аскетичен в музыке, он трепетнее относится к слову, больше обращается к традиционным горским интонациям. У Чалаева встречается диалог музыкального инструмента и человеческого голоса, он более философский. Собственно, мы можем наблюдать это в проекте. Прекрасно, что оба композитора у нас звучат. Они представляют поэзию Гамзатова в разных красках, расширяя ее границы.
— Да, действительно. У меня весь концерт при этом было ощущение «целостности».
— Потому что мы создавали целостный «спектакль», хотя называем его музыкально-драматическим концертом. Когда работает команда профессионалов, результат очевиден.
— А про новые произведения, которые звучали впервые, есть что рассказать?
— Новых произведений написано несколько. Это «В моих воспоминаниях о тебе» Игоря Казакова, «Исчезли солнечные дни» Сергея Екимова и «Я видел разными твои глаза» Рамазана Фаталиева. Впервые прозвучала песня «В краю вершин» Гюли Камбаровой. Хотя написана она 10 лет назад. И еще романс Аиды Джафаровой «Я звезды засвечу тебе в грозу» звучал на концертах и раньше, но не так полноценно.
— Мне очень интересно послушать историю песни «Исчезли солнечные дни». Для всех зрителей, наверное, не только для меня, было неожиданно услышать не классическое исполнение Леонтьева, а что-то такое глубокое – причем и музыкально, и по смыслу.
— У нас и не было цели сделать эту песню похожей на то, что мы все знаем. Наоборот – мы хотели удивить, и у нас получилось. Сергей Екимов – известный петербургский композитор и дирижер. Его музыка сегодня активно исполняется ведущими хоровыми коллективами. Мне интересен его стиль. Посоветовавшись с режиссером, я обратилась к нему с просьбой написать новое произведение специально для нашего проекта. Мы хотели что-то очень свежее, и нужен был не дагестанский композитор, а человек с совершенно отстраненным от Дагестана мышлением. Он, конечно, сильно удивился, почему именно этот текст. Считал, что песню, которая существует, уже не перепеть. Был риск, что новую музыку просто не воспримут. Тем не менее, произведение получилось удачным. В итоге Сергей Екимов настолько вдохновился этой работой, что создал еще два хора на стихотворения Расула Гамзатова. А «Бесценная моя» выпускается в печать с ремаркой-посвящением мне и моему коллективу.
— Ты сказала, что Гюли Камбарова не исполнялась раньше. Ты общалась с ней? Почему ей, проживающей в США, интересен концерт какого-то дагестанского театра? Я видела ее отзывы после премьеры. Концерт, я так понимаю, она посмотрела в записи.
— Ее творчество для нас настоящий подарок. Она уже давно живет в Америке и ведет активную и успешную музыкальную карьеру. Она участвует в серьезных конкурсах, пишет музыку к фильмам, в том числе сотрудничает с российскими кинорежиссерами. В следующем году будет номинироваться на премию «Грэмми». Для Гюли Камбаровой при этом важно, что ее музыка исполняется на малой родине. Она всегда готова к сотрудничеству и рада даже малейшим обращениям к ее творчеству, поэтому у нас и сложился такой хороший диалог. Расула Гамзатова в ее биографии много. Это и хоровые, и вокальные циклы. И есть даже инструментальная музыка, которая вдохновлена его поэзией. Для нее Расул Гамзатов – это такая связующая нить с Дагестаном. Она рассказывала мне, что обращается к нему, когда ей тоскливо, когда сильно тянет домой. Композитор действительно смогла посмотреть только видеозапись нашего исполнения песни, но ей это настолько понравилось, что один цикл, написанный на стихи русских поэтов, она посвятила мне как исполнителю.
— То есть проект лично тебе дал, как минимум, два упоминания в истории современной музыки?
— Да. Хотя это забавно. Когда я училась в консерватории, все эти ремарки к произведениям мы изучали, нас серьезно по ним гоняли. А когда там какая-нибудь «Л. М.» упоминается, вообще не понимаешь, как узнать, кто это – начинаешь фантазировать. И вот я смеюсь, потому что сейчас студенты будут открывать и думать, кто такая Эмилия Шихрагимова.
— А если серьезно – не пожалела ли ты, что взялась за этот проект?
— Конечно, в процессе были самые разные эмоции. В том числе и жалела, когда было ощущение безысходности. В процессе подготовки мне даже пришлось временно прервать обучение в аспирантуре. Мы с большим трудом шли к этой премьере. Сложности возникали самого разного рода, и они были связаны с непониманием со стороны людей в театре, которые должны были, наоборот, поддержать и помочь. Сейчас, на данном этапе своей творческой жизни, я понимаю, что это огромный опыт. Это и опыт на исполнительском поприще, это и становление мое как дирижера, и вклад в воспитание коллектива. Я считаю, что хор стал чуточку крепче. Материал был не самый простой, а мы его, наверное, подготовили за два месяца. Проект дал возможность научиться принимать быстро решения, идти на компромиссы. Я бы себе не простила, если бы он провалился и не состоялся. И, несмотря на множество нюансов, известных только мне и моей команде, результат, благодаря нашим усилиям, получился выше всяких похвал.
Мне хотелось бы и дальше создавать подобные проекты. Я бы с удовольствием взялась за такое снова и привлекла бы творческий состав, который был со мной на протяжении всего периода, включая режиссёра и солистов. Потому что эти люди доказали, что с ними можно отправляться хоть на необитаемый остров.
Анжела Гасанова