Колоритный город у гор разрастается с каждым днем. Щупальцами тянутся дома от окраины до самых пустых участков. Земля дорожает в Махачкале с каждым днем. И, казалось бы, это отлично: раз град расширяется, значит пользуется популярностью и всё больше людей хотят именовать себя махачкалинцами. Но так ли хорошо быть махачкалинцем, как это кажется на первый взгляд гостям столицы, прибывшим из высокогорных районов?
Центр Махачкалы не вызывает у меня нареканий, вполне соответствует провинциальному городу — небольшая площадь, аллея, несколько парков и музеев. Всё, что можно пройти пешком вокруг этой зоны – проспект Шамиля, улица Магомеда Гаджиева, часть Редукторного поселка и даже проспект Ярагского (некий шопинг-центр) – устроено, в принципе, неплохо, жить можно. Обычно прогулочный маршрут приезжих заканчивается на этих улицах. То, что лежит дальше, не так важно — на что там смотреть?
С этой мыслью и живут наши власти. А зачем остальная часть города? Важные чиновники эту местность не проезжают, верхушку туда не повезут ни в коем случае, дома богатых нахлебников расположены близ моря.
Так и выходит, что Махачкала, в большей части, — это хаос и свалка, которая не контролируется попросту из-за отсутствия этого самого контроля и по причине холодного равнодушия…
У города до сих пор нет генерального плана (или есть, хранится где-то в неведомых подземельях, глаз людской его не видал), по которому все четко и схематично должно строиться. Так и выходит, что Махачкала обрастает новыми постройками стихийно, на радость фантазии местных архитекторов, при этом всё больше напоминая Индию.
На днях проспект Акушинского просто утонул, километровая пробка стояла много часов. Такая ситуация повторяется из года в год и, я вас уверяю, будет еще повторяться — когда настанет очередная осень, когда зимой пойдет снег и растает, когда весной потекут сосульки… К природе здесь никаких претензий, она незыблемо творит свое дело, в отличие от власти города, которая почему-то из раза в раз валит всё на нее — видите ли, месячная норма осадков выпала, а о том, что у дороги должны стоять ливневые стоки. .. так это… это вообще прежний мэр виноват. И… вон мы вам машину там выделили, как-нибудь наладьте всё.
А в голове у такого чиновника одна мысль: «Хорошо же всё». И она вполне логична для человека, который сидит в большом комфортном джипе и разъезжает по проспекту Гамзатова. Он не знает, что такое часами ждать маршрутку под холодным проливным дождем, что такое неделю жить без отопления и воды, что такое сидеть в темной комнате и чувствовать, как мерзнут твои конечности. И вся эта картина происходит не где-то на окраине, а в старой, обжитой части Махачкалы.
Окраину вообще сложно назвать городом. Там нет асфальта, транспорт почти не ходит, мало школ и поликлиник, я уже не говорю о библиотеках и парках, одним словом — третий мир. Люди в районах, подобных посёлку Семендер, брошены на свое попечение. Они сами проводят себе воду, налаживают электричество и скидываются на дорогу. Они давно поняли, что нужно надеяться только на свои силы — дагестанская предприимчивость.
Как же все удивительно в этом мире устроено: не выходя за пределы родной Махачкалы, можно узнать основы геополитики — как есть страны первого мира, выкачивающие все ресурсы из стран-бедняков, так есть и центр-столица, куда и вкладываются все средства из бюджета — когда в карман, когда на облагораживание. Однако за круг комфортной зоны Махачкалы они редко выходят.
Порой так хочется, чтобы в твоей пятиэтажке поселился какой-нибудь депутат. Тогда вмиг можно забыть о сбоях с водой и светом, во дворе появится детская площадка, а коммунальные службы вспомнят о вывозе мусора. Предлагаю отличный лозунг для следующих выборов в мэры – «Каждому в дом по депутату!» Но это всё, конечно, так, мечты. Боги на землю не спускаются.
Карина Баталова