Мы сидели в библиотеке в Терекли-Мектебе и вели беседу о пользе чтения, из компьютера лилась печальная песня. Приятный голос певицы заставил нас замолчать и уйти в себя.
Очнувшись от грёз, я поинтересовалась: кто поёт?
— Это наша Зульфия Аджигиримова! – услышала в ответ. — Она работает методистом в Доме культуры, в селе Карагас. А поёт она всю свою сознательную жизнь. Уже три диска выпустила, поёт в основном на ногайском языке. Недавно из Санкт-Петербургской академии изящных искусств диплом получила.
Мне захотелось с ней встретиться. Я поехала в Карагас.
Уже заранее представила увидеть уверенную и самолюбивую певицу, обычно они так и выглядят. Но каково было моё изумление, когда передо мной предстала высокая, стройная, молодая женщина, совсем не похожая на эстрадных звёзд. Она была зажата, скованна и с опущенными плечами.
Мне сразу захотелось взбодрить её, сказать добрые слова. На мои вопросы она отвечала призадумываясь, взвешивая каждое слово, краснея и смущаясь. Видя моё доброе расположение к ней, она потихоньку раскрылась.
И мне стали понятны, откуда эти комплексы и заниженная самооценка. Всё начинается с детства.
Когда Зульфия училась в пятом классе, в школе проводился фестиваль «15 республик свободных», и каждый класс представлял одну из республик Советского Союза. Её класс представил Белоруссию. Бабушка (ангел-хранитель) Разиет Картакаевна сшила внучке белорусский костюм, а мама Алимет Султановна (певунья и красавица, сама мечтающая о певческой карьере) разучила с дочерью песню «Белоруссия». Выступление получилось хорошим, и мать, которой отец запретил даже думать о сцене, дескать, в артистки и певицы идут женщины лёгкого поведения, решила во что бы то ни стало помочь дочери реализоваться как певице. Одним словом, свою несостоявшуюся мечту переложила на судьбу Зульфии. И когда пришло время ехать учиться в Махачкалу, вместо педагогического училища, куда советовали ей поступать родные, она поступила в культпросветучилище имени Джамала. Комиссия при прослушивании сразу высоко оценила её певческие способности. При училище был ансамбль, в котором и выступала Зульфия.
— Я держалась на сцене неуверенно, пугливо, сильно комплексовала, не раскрывалась даже во время пения, — вспоминает грустно прошлое Аджигиримова. – И этим сильно огорчала нашего руководителя ансамбля.
Но, несмотря на это, администрация училища предлагала ей остаться в городе, советовала познакомиться с народной артисткой России Асият Кумратовой, которая могла бы стать её наставницей.
Зульфия Маматалиевна никого не слушала, она хотела иметь семью, детей, так как боялась, что из-за сцены распрощается с замужеством.
После окончания училища её направили директором Дома культуры в глухое село Уйсалган. Это была такая глушь, что она буквально выла волчицей. Но Вселенная пошла навстречу её мольбам: её пение услышал композитор Зиявдин Кидирниязов и помог переехать в село Карагас, где она нашла себя.
— Кидирниязов написал специально для меня песни, — уходит в прошлое Зульфия. – И я начала серьёзно заниматься пением.
— А с замужеством как? – перебила я певицу.
— Замуж я буквально выскочила, родила двоих детей, — без особого энтузиазма ответила Аджигиримова. — Мама помогала дочь и сына воспитывать. А меня вскоре пригласил солисткой в Государственный оркестр народных инструментов композитор Яхъя Кудайбердиев. Я там пропела одиннадцать лет. Мы постоянно ездили на гастроли, я почувствовала вкус к аплодисментам. Меня всегда поддерживала методист районного Дома культуры Нина Халилова. Я пела с такими известными певцами, как Алиби Романов.
У Зульфии есть талант открывать новые имена в искусстве. Был случай. Она услышала незнакомую песню, доносившуюся из динамика в машине, решила подойти поближе и узнать, кто так нежно поёт. Подошла и была сражена, увидев, что на заднем сиденье автомобиля сидит Арсен Эльязов, немного заикающийся, играет на домбре и тихонько напевает себе в своё удовольствие.
«У нас в клубе на днях состоится отчётный концерт. Приди, пожалуйста, спой», — восторженно предложила Зульфия Арсену.
Арсен пришёл не один, а с Хайруллой Нуковым. Теперь они тоже с творческим коллективом.
При Доме культуры действует клуб «Кому за 60». К сожалению, там одни женщины: Марика Абдулова, Фируза Давлетова, Нарбике Аюпова, Танару Мамутова, Кундару Сатырова, Анупет Сагиндикова, они как «Бурановские бабушки» радуют сельчан своим искусством. А руководит этим ансамблем баянист Сеперали Шураев.
Зульфия во время нашей беседы всё время говорила о других талантливых людях, о клубной работе, а мне хотелось знать больше о ней самой.
— Кто вам песни пишет?
— Стихи авторов, таких, как Кадрия Тимербулатова, Салимет Майлыбаева, композитор Зиявдин Кидирниязов превращает в песни, и я их с удовольствием пою на праздниках, различных мероприятиях. Без музыки уже не могу жить. Песня для меня – моя жизнь. Я понимаю, что не могу быть для всех хорошей, кто-то меня ругает, кто-то мне завидует, и всё же я не хочу тратить силы на то, чтобы нравиться всем.
Вера Львова