Как ни крути, все-таки дети до своего совершеннолетия — это глина, мягкая, податливо принимающая придаваемую форму. Вопрос лишь в том, что из нее лепить и кто гончар? Гены, родители, школа, улица, телевидение, Интернет, игры — все это в той или иной мере прикладывает «руку» к процессу «лепки».
И не секрет, что получается в итоге, за редким исключением, «изделие» с большим количеством изъянов. К сожалению, мы говорим не об амфорах и кувшинах, а о молодых людях, которых выпускаем в жизнь недопонявшими, недоученными, с искаженным восприятием, неправильными принципами и спорными знаниями. И подобно глине, которая уже прошла процесс обжига в печи, затвердев, приняла свою форму, они не станут вновь мягкими, чтобы можно было исправить изъяны, кроме как будучи сломанными.
Давайте попробуем проанализировать, кто же виноват. Если взять перечисленные выше факторы влияния и посмотреть, что они вносят в нашу жизнь, можно в общих чертах понять, как МЫ становимся НАМИ.
Гены — штука фундаментальная, и их не отменишь. Мы дети своих родителей. В этом смысле не только внешне, но и внутренне мы с большой вероятностью будем на них походить. Если вернуться к примеру с глиной, то гены — это наш заданный параметр — происхождение, состав. От этих показателей во многом зависят свойства глины. Такие ее технические показатели, как легкоплавкость, тугоплавкость и огнеупорность, в основном зависят именно от происхождения. Так и с детьми, даже не меняя терминов, примерно понятно, о чем идет речь.
Но это не единственное, что нам передают родители. И основы воспитания целиком и полностью на их плечах, и уже после — садик и школа. В каждой семье свои порядки, но большинство воспитательных установок схожи. Например, вряд ли папы и мамы будут учить ребенка неуважению к родителям. И если при этом к своим родителям они относятся соответственно уважительно, то ребенок это усваивает. С остальными «хорошо и плохо» ситуация почти такая же. Слушаться родителей, не воровать, не обманывать, делиться. Все это, думаю, есть в каждой семье. И если родители сами пример того, чему учат, то малышу остается лишь сказать – OK, NO PROBLEM.
Далее хочу надеяться, что «хорошо и плохо» в интерпретации воспитателей садиков не идет вразрез с упомянутыми. Ну, за исключением их меньшей, по сравнению с родителями, заинтересованности в усвоении детьми основ добра и зла. И на этой стадии обработки «глина» пока без явных изъянов. Дальше — больше, и почти одновременно вслед за этим протягивают руки к ребенку улица и школа.
Причем так сложилось, что если школа олицетворяет все положительное в процессе социализации, то улица — как раз наоборот. Налицо то, что в битве этих «титанов» на сегодня безоговорочно побеждает улица. Потому что улица учит жить, а школа только дает знания. Улица — динамично меняющаяся и отражающая злободневность субстанция, а школа — закостенелый, чопорный наставник, вечно отстающий от веяний жизни. Улица всегда искренна, даже в своей отвратительности. Она как надсмотрщик, с ухмылкой бросающий под дверь твоей камеры зловонную похлебку, зная, что ты обязательно ее съешь. А школа лукава и тупа в своей оторванности от реалий российской жизни, как заморская гувернантка с шаблонными методами и раритетными стандартами.
Даже в поединке один на один этого десятираундового боя (в соответствии с числом лет обучения) исход ясен раунде в седьмом, а то и раньше. И когда по окончании встречи мы подсчитываем баллы на ЕГЭ, становится понятно, что улица победила, по единогласному мнению судей.
Но бой-то еще и неравный, потому что в помощь улице телевидение и Интернет. А это соперники тоже из супертяжей, и выдержать такую конкуренцию образовательная система не в состоянии. Потому и вузам остается лишь разводить руками. Изделие готово уже до них, и осталось лишь подкрасить и нанести орнамент. А это, по большому счету, ретушь, не влияющая существенно на то, кто ты есть.
Магомед Маматаколов