У рекламщиков тоже есть сердце (и слушать нужно именно его, а не шелест купюр). А у клиентов иногда завышенные запросы или странные представления о прекрасном (но они все равно правы). Об этом «Молодежке» ко Дню рекламщика рассказал Магомед Меджидов, один из основателей радио «Ватан», долгое время проработавший коммерческим директором на каналах «Домашний», РГВК «Дагестан» и ННТ и плавающий в неспокойных водах рекламного бизнеса уже 15 лет.
«Мыло не мыло, но деньги платило»
Одна женщина на канале «Домашний» рекламировала корректирующее белье из Гонконга. «Волшебное», по типу кремов, которые в секунду устраняют все морщины. Его делали из вулканических сплавов – из недр земли что-то там вышло, и умные люди превратили это все в чудо-белье. Она довольно успешно рекламировала свою «кухню», раскрутилась и со временем решила открыть косметологический салон. Звонит, говорит: «Реклама нужна». Я отвечаю: «Давай сделаем, никаких проблем».
Оказывается, проблемы были – она ее уже сделала. И попросила приехать посмотреть. Показывает ролик, как в ее салоне хорошо – любая женщина становится там молодой и красивой, ну королевой. Беда в том, что для демонстрации процедур она пригласила женщину лет за пятьдесят. Очевидно, всю жизнь прожившую где-то в горах. На лице – горский загар и, уж извините, вторичные мужские половые признаки. В общем, грубое такое лицо. А еще в ролике показали ее обнаженную спину… обклеенную банками. В общем, материал для какого-нибудь трэша, а не рекламного ролика.
Я ей объясняю: «Нельзя такое показывать, нужно все переснимать». Она ни в какую, мол, и деньги заплатила, а та самая женщина – ее дальняя родственница, пятое-десятое. Делать нечего – разместил ролик на канале. Мыло, как говорится, не мыло, но деньги платило. Она была нашей постоянной клиенткой, а у постоянных клиентов деньги сразу не берут. Лучше позвонить через некоторое время, завести непринужденный разговор, как дела, туда-сюда, и между делом намекнуть, что пора бы платить. Дней через десять я с ней связался и слышу: «Беспонтовый у вас канал, бесполезный, почти две недели рекламу кручу, а так никто и не позвонил».
А я вот, типа, не предупреждал. Думаю, что делать. Скандалить, наезжать, упрекать – мол, сама виновата – нельзя. Надо же добиться, чтобы она все-таки оплатила время на канале. Я предложил такой вариант: «Мы возвращаем старый ролик о чудо-белье вместо салона. И если тебе никто не позвонит, значит, канал – ерунда, а у тебя все – золото». Она согласилась. И на следующий же день звонит: «Приезжай за деньгами».
Порой клиент думает, что может справиться сам. И, если не справляется – готов обвинить в провале кого угодно, только не себя. Наша задача – не вступать с ним в яростный спор, а повернуть дело таким образом, чтобы он сам все понял.
— Стой, кто идет? — Мешок.
Иногда просьбу клиента просто невозможно выполнить. Бейся головой об стол, выдумывай гениальные идеи – все без толку. Такой пример. Человек хотел сделать рекламу муки. Планировал целую рекламную кампанию. Уже нанял людей – они в костюмах мешка лазили по городу и раздавали буклеты. Ему нужна была реклама и на радио. Приходит на «Ватан» и говорит: «Нужен звук… топающего мешка». Каким образом мешок может топать? Чем его топот отличается от звука шагов обычного человека? Как слушатель вообще поймет, что топает именно мешок? Перед ним нет картинки. Он может ориентироваться только на звук. Я обратился к одному копирайтеру. К другому. Оба отказались, сказав очевидную вещь – это невозможно. Я сам ломал над этим голову и пришел к такому же выводу. Иногда стоит признать, что ты просто бессилен, пожать плечами, а еще лучше – предложить клиенту альтернативный, выполнимый вариант и двигаться дальше.
Каждый сам себе видеограф
Порой складывается ситуация, когда не знаешь, грустить или смеяться. Делали рекламу ювелирного магазина. Мы, как нам показалось, прочувствовали, чего хочет клиент. Сняли ролик. Как я считаю, отличный. Но клиент решил внести какие-то поправки. Хозяин – барин, мы учли его предложения. Показали результат… теперь он захотел внести поправки и туда, где его в первом случае все устраивало. Ну хорошо, внесли. Что, вы думаете, было при третьем просмотре? Разумеется, он снова нашел места, которые нужно отредактировать.
Мой монтажер в итоге сделал шесть вариантов одного ролика. В последнюю встречу в его кабинете снова началась жаркая дискуссия. В какой-то момент к нам подходит… его помощница? Нет. Его родственник? Нет. К нам подходит уборщица, откладывает швабру, со знанием дела заглядывает в компьютер и произносит: «А я бы вот здесь по-другому сняла». В нашем деле – все видеографы, даже совершенно случайные люди. Какой вариант в конечном итоге попал на телевидение? Ну, конечно, самый первый.
И у рекламщика есть сердце
Реклама призвана приукрасить товар. Показать его только с выгодной стороны, создать вокруг него свою атмосферу. Как определить границу, за которой начинается откровенное вранье? У меня рецепт простой: прислушивайся к своему сердцу. Кому-то он может показаться сентиментальным, а для рекламного бизнеса даже неактуальным.
В молодости я торговал. Начало 90-х, надо было как-то помогать матери. Продавал кафель и сантехнику. Причем дорогую: итальянскую и испанскую. Был у меня красивый умывальник «тюльпан» – очень качественный, очень дорогой. Как-то раз на нашем рынке произошла массовая драка – стыдно признавать, на национальной почве. Я в этот момент был на молитве. Возвращаюсь, вокруг бардак. И мой «тюльпан» перевернут. К счастью, раковину не сломали, но снизу появилась серьезная царапина. Именно царапина, а не трещина, раковина бы из-за нее со временем не развалилась. Дня через три появляется клиент, который хочет ее купить. А у меня на той неделе очень плохо шла торговля, деньги закончились, мне срочно нужно было что-то продать. А он купить хочет, но сомневается. Передо мной дилемма: сказать ему о царапине или нет. Один внутренний голос талдычит: «Ты что, дурак – конечно, молчи. Царапина же снизу, ее даже никто не видит. Если потом обнаружит ее, начнет что-то предъявлять, всегда можно сказать – ты ее сам и нанес, пока выгружал». Другой голос говорил: «Сообщи о проблеме, и будь что будет».
Пока покупатель вертелся вокруг раковины, для меня целая вечность прошла. В конце концов я набрался смелости и рассказал все как было: мол, очень хочу продать, но молчать о царапине не могу. Он взглянул на нее, рассмеялся и заплатил за раковину всю сумму, даже торговаться не стал. Более того – я приобрел постоянного клиента, который начал отправлять ко мне всех своих знакомых, кому нужна была сантехника и кафель.
В общем, когда продвигаешь или продаешь какой-то товар – не забывай быть честным. Правда, иногда ты все равно создаешь ложные впечатления. Но не из желания обмануть. На «26» как-то раз открылось кафе турецкой кухни – одно из первых в Махачкале. Сейчас там находится другое кафе, которое так и называется «26». Наш копирайтер с радио «Ватан» создал настолько крутой аудиорекламный ролик, что одна из наших сотрудниц, прослушав его в маршрутке, в тот же день взяла супруга и отправилась в это кафе. На следующий день приходит на работу и говорит: «Как же я разочарована. Послушала рекламу, подумала – окажусь в самой Турции. А там обычная забегаловка».
Записал Руслан Бакидов
Читайте также:
Наблюдения дагестанского свадебного оператора (в основном шутливые)
Что нужно знать о винах. Советы профессионального винодела
Как бросить госслужбу и сделать успешный бизнес
Чуть не сожрали. Корреспондент «Молодежки» вернулся с Севера
«Таксичное» производство. Махачкалинский таксист о странных клиентах и жадных коллегах
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta