Ахмеду Зайналбекову 24 года. Юрист по образованию, ни дня не работавший по специальности, фанат комиксов, открывший первый в Дагестане специализированный магазин рассказов в картинках. Ахмед рассказал «Молодежке», кто сейчас читает комиксы, и о том, что комиксы – это не всегда о супергероях и веселых историях.
— Почему именно комиксы?
— Ну, во-первых, я сам читал комиксы, еще когда был ребенком. Раньше они продавались в киосках «Роспечати», специализированного магазина не было. Потом пропали, и долгое время я их вообще нигде не встречал. На 4-м курсе устроился работать в книжный магазин в Махачкале, там тоже не было комиксов, максимум – одна полка. Я предлагал заказать их, но владелица магазина отмахивалась: да кому они нужны, людям интересны только Толстой и Гоголь. Она считала, что книги людям интересны, а комиксы ‒ это так, для отсталых.
Однажды я решил, что можно уже самому этим заняться, скопил какую-то сумму с зарплат и связался с издательством, заказал комиксы.
Создал аккаунт в «Инстаграме» и так продавал. Покупателей было немного. Но у меня был козырь: я же работал в книжном магазине, туда приходили люди и спрашивали комиксы, я их отправлял на свою страницу. Потом какая-то сумма набралась, еще купил комиксов, подумал, что можно арендовать помещение. Так три года назад появился первый магазин. Чуть позже – второй.
‒ Кто читает или смотрит комиксы?
‒ В основном, наверное, все-таки девушки, процентов 70. Почему? Наверное, потому что девушки – более творческие личности и им интересно получать информацию из картинок и рисунков, а не просто читать сухой текст. Есть еще и взрослые любители рассказов в картинках. Это те, кто ностальгирует по прошлому, когда они в детстве, там, в своем СССР, читали «Мурзилку» и что-то такое. Они приходят с детьми и видят: «О! Комиксы!» А потом через некоторое время возвращаются уже без детей и что-то для себя ищут.
Комиксы у многих людей ассоциируются только вот с такими супергероями — бух-бах и все такое, а бывают комиксы на более серьезные темы. Например, в этой книге автор рассказывает о своем брате, больном эпилепсией. С какими трудностями они сталкивались в детстве, как в школе это все воспринимали, когда у его брата был приступ эпилепсии. Можно было это в тексте написать, и это был бы какой-то тяжелый рассказ, душещипательный. А можно все перенести в картинки и повествование вести с помощью рисунков.
Или вот другой комикс – «Маус». Единственный графический роман, который получил Пулитцеровскую премию. Автор Арт Шпигельман описал события, которые произошли с его, по-моему, дедом или отцом в немецком концлагере. В комиксе коты символизируют фашистов, а мыши ‒ это евреи. В картинках показаны зверства немцев над евреями, быт заключенных в концлагере и тому подобное. Или вот комикс о войне в Афганистане. Военный репортер, работавший там, собрал фотографии и по хронологии разложил их, промежутки между фотографиями дополнил еще и картинками, нарисовал себя со стороны. Рассказал в комиксе о своем опыте военного фотографа в Афганистане.
‒ То есть комиксы ‒ это вообще не всегда одна радость и смех?
‒ Комикс ‒ это просто способ передать информацию, как вот есть обычная книга, где информация в тексте, есть аудиокнига ‒ та же самая информация, только звук, а комиксы ‒ это та же информация, только в картинках. Просто наши люди пока еще не очень хорошо знакомы с культурой комиксов, как, допустим, на Западе. У нас комиксы ассоциируются только с супергероями. Их спрашивают чаще, чем серьезные книги. Еще одна причина высокого спроса на супергероев — интерес к ним подогревают фильмы, каждые два-три месяца что-то новое выходит по «Марвелу», например.
‒ А ваш любимый персонаж кто?
‒ Мне Бэтмен нравится. Потому что он не имеет никаких невероятных суперспособностей, как, например, другие персонажи: никакой паутины и суперсилы, он не умеет летать. Просто умный человек, с высоким интеллектом, который на несколько ходов, как шахматист, просчитывает шаги своих врагов и потом их поражает.
Моя коллекция комиксов – это около 30 книг, именно те, которые я хочу, чтобы лежали у меня на полке.
‒ А из обычной литературы что вы любите читать?
‒ Из российской мне понравился Достоевский, в частности «Преступление и наказание». Из зарубежной литературы, помню, на меня произвела впечатление «Таинственная история Билли Миллигана», «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, Сэлинджер «Над пропастью во ржи» тоже понравился, ну и вообще антиутопии мне нравятся, Оруэлл «1984», «451 градус по Фаренгейту», «Мы» Замятина.
‒ Вы столько книг называете, как будто учились на филологическом факультете.
‒ Нет, я просто люблю читать. Во время работы в книжном было время почитать, сформировать литературный вкус.
— По специальности нет желания работать?
— Когда я вижу моих друзей, которые работают по специальности в каком-нибудь МФЦ или где-нибудь еще, у них есть их начальник, куча бумаг, и они зависят от зарплаты, которая в определенное число каждый месяц, на это уже сложно согласиться, когда имеешь что-то свое. Я уже даже не могу представить, что обязан прийти в такое-то время и уйти в такое-то, а перерыв у меня именно в час, а не тогда, когда я захочу, и что должен делать работу, которая мне уже не нравится. Но когда был студентом, я этого не знал, думал, как круто сидеть с бумагами и все такое. Сейчас могу сказать, что на данный момент для меня моя работа – работа мечты.
***
Летом на книжных полках магазина комиксов появилась новинка – первый рассказ в картинках о герое дагестанского эпоса – Шарвили. Ахмед говорит, что все 50 экземпляров были раскуплены, людям было интересно посмотреть, что это за книга.
«Молодежка» связалась с автором комикса «Шарвили» Русланом Гасановым. Он родился и вырос в Волгограде. Рисованием занимался в детстве, но бросил из-за скуки. Сейчас работает в банке, а в свободное время рисует новую серию комикса.
— Я всегда интересовался кавказской мифологией, изучал древние мифы, легенды и эпос Кавказа. Оказалось, у нас не менее интересные сказания, чем у греков или скандинавов. В голову начали приходить образы героев, о которых я читал. Мне захотелось, чтобы люди, увлеченные мифологией, не просто читали, но и наслаждались картинками, анимацией, фильмами на эту тему. Изучая образ Сына Камня, я нарисовал его в том виде, как он описывается в разных источниках. Изображение выложил на странице Википедии, посвященной герою эпоса. Но автор страницы удалил картинку с комментарием, что это не комикс, рисунок не уместен. После этого в голову пришла идея о создании своего комикса. Я хотел популяризовать кавказский эпос, чтобы его узнал весь мир.
Около полугода Руслан рисовал первую серию комикса о Шарвили – именно с этого героя он решил начать. В итоге книжку в 22 страницы напечатал тиражом в тысячу экземпляров. Почти все реализовал летом во время одноименного праздника в Ахты. Сейчас Руслан работает над следующей серией истории, которую планирует выпустить следующим летом.
— Пока всю работу я делаю сам, процесс очень затягивает. Но в будущем думаю о привлечении художников с более высоким уровнем, чем у меня. Я когда-то ходил в школу искусств, но бросил. В итоге рисовать учился по роликам в «Ютьюбе», книгам Стэна Ли и Макклауда.
В планах у Руслана — выпустить комиксы о героях не только Дагестана, но и всего Кавказа.
— Не нужно забывать старую культуру и добрые традиции. Нужно гордиться своим эпосом.
Анастасия Расулова
Читайте также:
Дагестанский композитор в США пишет музыку для фильмов
В пограничной зоне. Первая галерея отмечает 20-летие
Банк языков. Как дагестанский программист упаковал слова
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta