Дагестан – республика спортсменов. Мы радуемся успехам наших борцов, футболистов, боксеров, волейболистов. Призеры и победители соревнований, чемпионатов, олимпиад становятся национальными героями Дагестана, заслуженно получают подарки – от денежных вознаграждений до золотых кубачинских сабель и ключей от машин и квартир.
Олимпиада олимпиаде рознь
Однако существуют олимпиады и другого рода, на которых участники отдаются борьбе за победу с не меньшим напряжением — только не физическим, а умственным. Эти олимпиады не проходят ярко и красочно, их организация не требует больших затрат. Чаще всего участнику достаточно стола, стула, бумаги и ручки. Как вы уже догадались, речь идет об интеллектуальных соревнованиях по различным предметам между учащимися. Призеры и победители подобных олимпиад – студенты дагестанских вузов, ученики школ – остаются неизвестными в самой нашей республике, хотя делают для ее положительного имиджа не меньше, а гораздо больше, чем победители спортивных соревнований.
Дагестанские программисты, математики, историки, биологи, физики, химики доказывают всей стране, что наша республика не скатилась в средневековое мракобесие, как любят о нас говорить многие средства массовой информации. Дагестанцы по своей жажде знаний, по умению современно мыслить, быть креативными могут дать фору представителям многих других регионов большой страны. Победители олимпиад привозят домой дипломы и в благодарность за то, что они славят своим трудом нашу республику, получают не машины и квартиры, не денежные призы, а грамоты и благодарности.
И есть в Дагестане школы, в которых готовят не только отличников учебы, а еще и олимпийцев – людей, способных концентрироваться и решать нестандартные задачи, не бояться сложных вопросов, мыслить творчески, мобилизовать себя для участия в соревнованиях, коими, по сути, являются предметные олимпиады. На сегодня таких школ в Дагестане немного, но изо дня в день усиливается надежда, что число их будет расти. Среди них, по итогам республиканских олимпиад по гамбургскому счету, первым стал Республиканский многопрофильный лицей, подготовивший больше всего призеров и победителей республиканских предметных олимпиад.
Любимый предмет – история
В республиканский многопрофильный лицей в Махачкале на конкурсной основе принимают учеников седьмого класса, распределяя их по точным и гуманитарным специализациям. В качестве эксперимента несколько лет в лицей принимали детей, начиная с пятого класса, что помогало определить к седьмому классу направление, которое будет подходить для них. К седьмому классу и началу специализации многие из детей, поступивших в лицей в пятом классе, были лучше подготовлены, чем отобранные по конкурсу в седьмой класс. К сожалению, из-за двукратной переполненности лицея эту практику в 2015 году прекратили.
Учительница истории Республиканского многопрофильного лицея Марина Юрьевна Данилюк рассказывает: «Ученики гуманитарного класса не в первый раз побеждают на олимпиадах по истории. Так, в 2003 году один из наших учеников Магомед Тазаев занял призовое место в номинации «Лучшее знание региональной истории». В 2008 году моя ученица Наида Салманова победила на республиканском этапе олимпиады и ездила в Томск на всероссийскую олимпиаду».
Камиль Раджабов пришел в пятый класс лицея из 39-й средней школы города Махачкалы. В шестом классе он занял второе место на школьной олимпиаде по истории. Марина Юрьевна говорит о нем: «5-й — 7-й класс – шумный, балованный, подвижный, разговорчивый, как и все дети, но талантливый. В восьмом классе неожиданно появился интерес к истории, видимо, благодаря тому, что его семья переехала на новое место и родители не взяли с собой компьютер. Я начала подбрасывать Камилю книги по истории, и он стал читать».
Камиль начал серьезно относиться к олимпиаде в восьмом классе, когда стал победителем и школьного, и городского этапа. В девятом Раджабов начал заранее готовиться к олимпиаде и стал лучшим по истории во всем Дагестане. В девятом классе впервые выехал на Всероссийскую олимпиаду в Белгороде, но волнение и отсутствие опыта участия в достаточно сложном соревновании не дали ему возможности занять призовое место. Камиль общался со сверстниками, проходил собеседования с преподавателями и решил для себя: «Я буду участвовать и побеждать в олимпиадах!»
Результатом этого решения стало первое место на республиканском этапе олимпиады по истории в 10-м классе, а также призовые места олимпиад Санкт-Петербургского государственного университета, Высшей школы экономики (ВШЭ), Московского государственного университета (МГУ) «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы». На российском этапе олимпиады по истории Камиль не был аутсайдером, но и не стал призером, набрав среднее количество баллов.
Восхождение к победам
И, наконец, класс 11-й. Камиль принимает участие в олимпиадах сразу по трем предметам, занимая первое место в республике по истории и второе место по обществознанию и праву. Перечисление его успехов в этом году занимает столько же места и времени, сколько перечисление регалий именитого спортсмена. Камиль Раджабов – призер олимпиад Московского государственного института международных отношений (МГИМО), ВШЭ по обществознанию, победитель ВШЭ по истории и праву, призер по истории и праву олимпиады МГУ «Ломоносов».
Самое примечательное, что он занял призовое место на Всероссийском этапе олимпиады школьников по истории. Олимпиада проходила в Санкт-Петербурге в течение пяти дней. Она состояла из трех туров. Первый – очень сложные тесты. Второй тур – анализ исторического документа, третий – выступление с докладом на заданную тему, которую можно выбрать из пятнадцати.
Подготовка к олимпиадам, особенно такого высокого уровня, как всероссийская или олимпиада ВШЭ, требует полной самоотдачи. И, естественно, меньше времени приходилось уделять другим, непрофильным предметам. Камиль рассказывает: «Я не занимался сугубо историей в этом году, наоборот, ежедневно отдавал часы работы праву и обществознанию. Компоновка "родственных" предметов не помешала мне, однако такой системе нужно уделять особое внимание, не распыляться, распланировать стратегию».
Камиль отмечает, что ему очень нравится учиться в Республиканском многопрофильном лицее, тут все педагоги большие профессионалы, учебные планы и программы разработаны в соответствии с профилем. По словам Камиля, большую роль в его подготовке сыграла Марина Юрьевна, которая наставляла ученика, объясняла, что представляет из себя олимпиада: «В знании предмета, способности зажечь в учениках интерес Марине Юрьевне не занимать. Возможно, именно интересное изложение учебного материала подтолкнуло меня на первые шаги в изучении истории».
Благодаря Интернету, Камиль занимался с Мариной Юрьевной практически все лето в онлайн-режиме.
Двери самых лучших университетов страны — МГУ, МГИМО, ВШЭ — для ученика дагестанской школы Камиля Раджабова открыты. Дело за малым – сдать в один из вузов документы, причем необязательно выбирать из названных выше. Любой институт России будет рад принять абитуриента с таким багажом побед и призов.
Участие в предметных олимпиадах – это и азарт, и соперничество, и желание победить. Участие в олимпиадах – и трамплин для поступления в вуз. Причем это не самый легкий путь, так как приходится отдавать учебе гораздо больше времени и сил. Но подготовка к олимпиадам и участие в них дают ученику огромный багаж знаний, навыков и умений. Умений мыслить, творить, искать и находить решение сложнейших задач. А с ними учиться дальше очень легко.
Не знаю, станет ли Камиль Раджабов историком. Я знаю, что Камиль будет прекрасным специалистом в той области, которую для себя выберет. И знаю, что 17-летний школьник очень много сделал для имиджа Дагестана своим участием и победами в Российских олимпиадах по истории, обществознанию и праву. Такие люди, как Камиль Раджабов, выпускник Республиканского многопрофильного лицея из Дагестана, достойно представляют и будут представлять наш родной край в других регионах огромной России.
Саид Ниналалов