Как ездить по миру и не тратить при этом больших денег, знают каучсерферы – пользователи одноименной социальной сети. В Дагестане она пока не пользуется большой популярностью, но особо продвинутые даги уже ощутили на себе все преимущества каучсерфинга. И это не только возможность экономичных путешествий.
Одна из крупнейших гостевых сетей, возникшая 16 лет назад, сейчас объединяет более 14 миллионов человек практически во всех странах мира. Зарегистрировавшись здесь, можно как ездить в гости к незнакомым людям, так и принимать путешественников у себя. Участники сети предоставляют друг другу помощь, ночлег во время путешествий и организуют совместные экскурсии.
Арслан-Али из Махачкалы завел свой аккаунт на сайте www.couchsurfing.com пять лет назад. Больше его интересовали не сами путешествия, а возможность практиковать иностранные языки – английский и турецкий, принимая гостей у себя дома.
— У меня человек из Лондона где-то неделю жил, он русский учил. У нас договор был с ним: один день на английском разговариваем, другой — на русском. У него русский был вообще шикарный, на уровне носителя. Он несколько языков знает еще. Из Штатов был еще турист, из Майами, тоже у меня неделю был. Он вообще путешественник большой, пять лет без остановки путешествует, больше 80 стран посетил. Дагестан ему очень понравился, он вообще ему засел конкретно.
У меня больше опыт обратный – я принимаю чаще у себя туристов, чем сам езжу. Зарегистрировался на сайте и получаешь извещение: в Махачкалу приезжает такой-то тогда-то. Ты его приглашаешь к себе. У меня из разных стран много гостей было: Америка, Индонезия, Швеция, Швейцария, Турция. Первый гость у меня был из Турции – взрослая женщина. Она объездила свыше ста стран именно благодаря каучсерфингу. Ей лет 65, она тоже постоянно в путешествиях.
Некоторые туристы приезжают в республику, немного зная о ней, другие – с уже готовым списком мест must see.
— В основном то, что гиды показывают, — это внешняя оболочка. Что обычно показывают туристу, приехавшему к нам? Дербент, Сулакский каньон, Сарыкум. Он это увидел, лезгинку потанцевал — и все. А именно как люди живут, их культуру, чтобы это прочувствовать, нужно с местным человеком пообщаться, он тебя проведет, он тебе все покажет и расскажет. Вот этот американец из Майами, у него в списке тех точек, куда он хотел попасть, было мое родное село Уриб, представляете? Не все дагестанцы даже знают про это село, а он захотел его увидеть. То, что обыденно для нас, для других – экзотика: горные села, где твоя терраса – это чужая крыша, эта самобытность, места, куда цивилизация еще не дошла. Уриб — это Шамильский район, четыре-пять часов езды. Американец съездил туда и остался доволен. С туристом из Китая мы как-то за городом шашлыки жарили, и к нам присоединился мой друг, агулец. Китайцу все интересно было: сколько у нас народностей, языков. Спросил, какая численность у агульцев. А их всего около 20 тысяч человек. Китаец в шоке: «В школе, где я учился, столько людей было». Если бы даже каучсерфинг был платным, я бы выбрал его. Почему? Потому что, когда человек едет куда-то туристом, ему показывают обычные вещи, которые показывают всем. А если ты хочешь местную культуру изнутри узнать, это надо попасть в семью.
Каучсерфинг – это не только про бесплатное проживание во время путешествий. Если ты по каким-то причинам решил все же остановиться в отеле, достопримечательности можешь посмотреть в компании местного жителя. В личном профиле на сайте можно указать свои условия и предпочтения. Арслан-Али, например, не принимает одиноких женщин.
— Это как конструктор: указываешь пол туристов, которых ты хотел бы принять, их возраст, количество. Допустим, вы не можете принять человека – у вас нет условий или квартира маленькая, или что-то, вы просто указываете в статусе, что «не могу принять, но могу показать город», «могу время уделить на…» что-то, и вот согласно этому к вам будут обращаться люди. Или же приехал человек, и вы ему говорите: «Я могу сегодня уделить три часа, могу с тобой погулять, показать, в кафе можем посидеть».
У многих начинающих каучсерферов бывает страх: а как принять гостя? А вдруг он украдет, вдруг еще что-то. Арслан-Али говорит, что подобных приключений у него не было. И вообще, система устроена так, что дает определенные гарантии как путешественнику, так и принимающей стороне.
— На сайте вы друг о друге оставляете отзывы, и вам невыгодно встретить гостя плохо, потому что в следующий раз к вам не захотят приехать. И так же это работает в обратную сторону. Когда мне человек отправляет запрос, у меня хочет остаться, я обязательно захожу, смотрю, кто он, что он, какие отзывы о нем оставили другие.
Очень часто посмотреть Дагестан приезжают туристы из других регионов России. Некоторые позже возвращаются в республику уже с друзьями.
— В чем фишка этой соцсети? Ты можешь все стереотипы, которые есть у туристов, за короткий период сломать. Многие думают, что здесь по улице с «калашами» ходят, стреляют… Хотя иногда эти моменты подтверждаются: ведь наши полицейские с автоматами стоят, нам это привычно, а у них такого нет. Первое время туристов это настораживает, а потом они тоже привыкают, видят уже обычную жизнь, этот ритм, здесь все кипит. И им это нравится.
В Дагестане есть небольшое сообщество каучсерферов, периодически они встречаются, обмениваются своим опытом поездок или приема гостей. И делятся интересными историями.
— К нам однажды на несколько дней приехал из Индонезии парень, остановился у моего друга, у него большой частный дом. Я пошел их навестить, посмотреть, чем заняты. В кухне индонезиец жарит бананы, у них это традиционная еда, там ха-ха, хи-хи, интересно время проводят. И вдруг такой грохот. «Выбегаем быстро!» – кричит хозяин. На втором этаже замыкание произошло, пожар в маленьком помещении, где колонка. А все вещи этого индонезийца были там: деньги, карточка, личные вещи. Он в чем был – брюки, футболка – в этом и остался. Пока приехали пожарные, весь второй этаж сгорел. Мы ему восстанавливали все. После этого мы по сей день дружим, он говорит: «У меня половина моего сердца осталась в Дагестане». А мы шутим: «Не только полсердца, но и документы с деньгами, все имущество».
Арслан-Али пока побывал в десяти странах, в планах на ближайшее будущее – еще несколько.
– Самое первое место, куда я планирую, — Мекка. Это вообще удивительное место, там одномоментно жителей всех стран можешь встретить. Даже в Коране есть такой аят, где Всевышний говорит, что разделил народы на нации, чтобы друг друга изучали. Здесь такая культура, там другая. Поедешь в Китай – совершенно иной мир! Например, хочешь поесть хлеб – нет хлеба, они его не едят вообще. В азиатских странах в основном рис едят. Заходишь там в супермаркет, все, что мы режем и выбрасываем, – у них это деликатес. Смотришь – чей-то глаз, они это кушают. Все пестрое такое. Мышление людей другое. В Дагестане сразу любят пыль в глаза бросать в плане фирм: допустим, встречаешься с компаниями — на какой машине ты приехал, какие часы, в Китае на это вообще ноль внимания. Приезжаешь, целая огромная компания, а сотрудники на мотороллере по два человека. Потому что удобно, потому что пробки. Зачем? У нас люди замороченные в этом плане, понты у нас.
Анастасия Расулова
Читайте также:
«Здесь такая движуха!» Увидеть Европу и… переехать в Дагестан
Как путешествовать, не тратя ни копейки. Опыт реального хичхакера
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta