Мы часто говорим о необходимости вести здоровый образ жизни: правильно питаться, заниматься физкультурой и спортом. Но мы забываем о том, что всё это не будет иметь никакого смысла, если окружающая нас среда будет «отравлена».
Сегодня во всем мире очень остро стоит проблема загрязнения воздуха. А ведь воздух и содержащийся в нем кислород — самое главное для нашей жизни.
Мировое сообщество давно осознало весь масштаб проблемы и стало искать способы уменьшения выбросов в атмосферу вредных веществ. Ученые из разных стран пытаются разработать альтернативные источники энергии, которые заменили бы столь вредные при сжигании нефть, уголь и древесину. Также в последние годы все чаще звучит предложение о постепенном переходе от обычных автомобилей к электромобилям — машинам, которые приводятся в движение электродвигателем без использования какого-либо продукта сгорания. Такой переход значительно улучшил бы состояние нашей экологии. Однако вновь вышедшие электромобили очень дорогостоящие и, к тому же, они еще далеки от совершенства. А значит, процесс затянется на десятилетия, а то и больше.
Но все мы живем здесь и сейчас и все мы хотим дышать свежим воздухом и быть здоровыми. И, если подумать, у нас есть шанс. Ведь человечество еще до автомобилей придумало экологически чистый транспорт. И это велосипед! Многие видят в нем лишь игрушку для детей, а между тем, он может стать отличным средством передвижения. Пример Китая, Дании, Финляндии и еще нескольких стран отлично это показывает. И если в Китае велосипед — это народное средство передвижения, то Дания стала «велосипедной страной» благодаря особой политике, которая придала этому виду транспорта статус общественного, имеющего приоритет на дороге.
Однако правы будут те, кто скажет, что для развития велосипедного передвижения необходима соответствующая инфраструктура. А в нашей стране, и особенно в республике, дела с этим обстоят плохо. В первую очередь, для развития велодвижения необходимы специальные дорожки, по которым велосипедисты смогут ездить без пересечения с другими видами автотранспорта. Нужны и стоянки, где владельцы смогут оставить свое транспортное средство и отправиться по делам. Развитие велосипедной инфраструктуры этим не ограничивается. Есть масса способов сделать передвижение на велосипеде более комфортным. В Москве и других городах России уже начинают создавать необходимые для этого условия.
Что касается нашей республики, то здесь начинать следует с другого. Пока дагестанцы еще не привыкли к мысли о массовом велодвижении, целесообразнее было бы создать полосы для общественного транспорта (что решило бы немало проблем, связанных с ним) и разрешить велосипедистам ездить по этим полосам. Так бы велосипед адаптировался к проезжей части до создания велодорожек. Оптимально было бы и создание специальных полос в парковых зонах и на бульварах.
Проводя таким образом «велополитику», мы уменьшим количество отравленного воздуха и улучшим экологию Дагестана. К тому же, в отличие от финского города Оулу (один из популярных велогородов и «зимняя велостолица»), наш край расположен южнее: зимы у нас не холодные, снега практически не бывает. Так что велосипед наверняка будет пользоваться большой популярностью. Да и сейчас можно увидеть немало любителей покататься, правда, пока только в теплое время и изредка осенью. Но кто знает, может быть, с развитием инфраструктуры дагестанцы пересядут на двухколесный транспорт?