Виртуальную жизнь дагестанцев уже невозможно представить без сетевых скандалов, время от времени разгорающихся на почве чьих-то оскорбленных чувств. Какой бы ни была причина – фотографии махачкалинских свалок блогера Варламова или замечание на отсутствие туалетов в туристических локациях от актрисы Рудовой – исход всегда один: болезненная реакция, нередко переходящая в оскорбления и даже угрозы.
Почему жители Дагестана так остро реагируют на критику? «Молодежка» вместе с экспертами попыталась разобраться в этом феномене.
«Я идеал, потому что я дагестанец»
Психолог, профессор, заведующая кафедрой психологии, социальной педагогики и социальной работы Даггоспедуниверситета Анжелика Цахаева отмечает, что негативная реакция – это явление индивидуальное, так как причины у каждого могут быть свои, однако если говорить о тенденции, то основная реакция – это «сам такой».
– «Сам такой», «посмотри на себя», «я идеален, поэтому не принимаю никакой критики в свой адрес». Такого рода реакция – это непонимание того, что, если тебя критикуют, оппонируют тебе, указывают на твои ошибки, это значит лишь то, что тебя хотят сделать лучше.
Почему любую критику дагестанцы принимают на свой счет? Потому что они считают себя частью группы.
С одной стороны, чувство группообразования, чувство локтя – это неплохое качество, которое помогает дагестанцам выжить в любой другой ситуации. Но в данном случае – это лжепатриотизм. Потому что мы сами осознаем свои проблемы, но, когда на них указывают, включается реакция — «мы его порвем!», потому что «он посягнул на мое».
Причины кроются в отсутствии критического мышления и раздутом эго, когда образ «Я идеальный» захлестывает реальный мир.
Но нужно понимать, что реакция «Это мое!» и «Я дагестанец!» – болезненная, это не норма.
Главная глубинная причина – это отсутствие критического мышления. Мы не приучаем критиковать, анализировать собственную среду, себя в этой среде. Мы не обучаем этому.
Приведу наглядный пример. Мы проводили несколько социально-психологических исследований. Представители разных дагестанских этносов должны были описать, как они воспринимают свой этнос. Знаете, какими были результаты? Если там нет маргинализма (т о есть смешения разных этносов в одном человеке), то психосемантический образ собственного народа они в таких превосходных утрированных тонах описывают, как будто там нет подлецов, воров, убийц, как будто там все гении. Они идеализируют его.
Это защитная функция малого народа, чтобы не раствориться, не потеряться. Зачастую это происходит на бессознательном уровне. Чтобы выжить, нужно сплачиваться – такая негласная аксиома.
Поэтому и выходит, что, когда кто-то критикует что-то дагестанское, дагестанцы видят в этом посягательство на свою общность, которую нужно защищать: «Они посягают на мой образ идеала, ведь я идеал, потому что я дагестанец».
«Мы» – «они»
Культуролог, профессор, руководитель Центра изучения культур при Даггосуниверситете Райганат Абакарова констатирует: если человек позволяет себе оскорблять других людей – налицо низкий уровень культуры.
Ментальность, обращает внимание культуролог, как самосознание и самоосознание себя в мире и мира для себя, напрямую связана с культурой, а культура определяется уровнем нравственности. И проблема заключается в том, что в дагестанском обществе придают большое значение историческим ценностям культуры, а не культуре поведения, но при этом многим кажется, что такого рода поведение – это и есть культура.
– Если говорить о том, почему даже объективную и безобидную критику большинство воспринимает на личный счет, почему она оскорбляет, то для первобытного уровня культуры характерно противопоставление «мы» – «они» или принцип «Я могу ругать свой дом, но никто другой этого делать не может». Но цивилизованность характеризуется умением объективно оценить обстоятельства, быть самокритичным в целях самосовершенствования. Любое замечание необходимо воспринимать объективно, уметь признавать ошибки, быть толерантным – это и есть признаки высокого уровня культуры, – подчеркивает она.
«Желтые» социальные медиа и ощущение собственного угнетения
Социолог Расул Абдулхаликов обращает внимание, что подобная коллективная публичная реакция характерна не только для Дагестана, но и других республик Восточного Кавказа, и приводит в пример аналогичные публичные эпизоды, возникавшие в чеченском и ингушском обществах.
По словам собеседника «Молодежки», большое влияние на сознание дагестанцев сегодня оказывают социальные медиа с их «желтым» потоком информации, который постоянно льется на аудиторию и ее «нагревает».
– При этом эти же инстамедиа нередко активно включаются в различные благотворительные и социальные инициативы, активно освещают все подряд, в том числе и различные социально значимые события, что обеспечивает определенное доверие или внимание аудитории, – считает он. – Например, сети анонимных сообществ, причастных к отмене аниме-фестиваля и иных мероприятий в 2018 году, активно работали со своей аудиторией по теме благотворительности, социально значимых проектов и проблеме насилия со стороны правоохранительных органов. Это способствует доверию к этим ресурсам, которые поднимают и те темы, которых не увидеть в большинстве официальных СМИ.
Существенная часть дагестанской аудитории очень некритично воспринимает поступающую из Сети публичную информацию и доверяет ей без сомнений. Причины этого сложно назвать. Возможно, тут дело в обилии скандально или искаженно преподносимой информации, возможно, дело в обилии джамаатских, этнических, религиозных сообществ в мессенджерах, социальных сетях, где царит доверие к информации, поступающей от такого же члена этого сообщества, и т. п.
При этом многие дагестанцы, особенно мужчины, отличаются ощущением собственного угнетения в том или ином виде (как представители ислама той или иной ветви, как представители своего этноса или в целом республики), что оборачивается обостренным восприятием острых инфоповодов. В том числе принятием их на личный счет: ругают Дагестан/Кавказ/ислам/этнос – ругают меня лично. Это вызвано комплексом причин, например, с действительным столкновением с дискриминацией, неприятием перемен, происходящих в дагестанском обществе, стремлением иметь какую-то особость.
Есть еще такое явление, что часть молодых людей-мигрантов, испытавших на себе сколь-либо серьезную дискриминацию, не справляются с этим опытом, замыкаются в себе и далее выстраивают какие-либо жизненные отношения преимущественно с земляками и единоверцами, – констатирует социолог.
Бэла Боярова
Читайте также 50 оттенков хейта